«Мы можем стать причастниками Божественной природы»

6497
Фото

Сегодняшний воскресный день посвящается памяти святителя Григория Паламы. В личности этого святителя Церковь продолжает праздновать Торжество Православия, которое отмечалось в прошлое воскресенье.

Именно святитель Григорий Палама своим высоким богословием, почерпнутым из духовного опыта Церкви и своего опыта подвижника-исихаста, приоткрыл для нас с вами завесу великой тайны — тайны соединения человека с Богом. Что это за тайна? А то, что мы с вами можем не просто быть духоносными в каком-то переносном символическом смысле, но мы можем быть подлинно богоносными, став через благодать причастниками Божественной жизни и Божественной природы.

Нужно сказать, что были и противники этого богословия. В XIV веке монах и философ Варлаам из Калабрии утверждал, что Божественное можно постигать только философским логическим путем из Писаний и книг. Он говорил, что университетская скамья гораздо выше и гораздо значительнее молитвы простецов, монахов-неучей, а видимый ими свет на молитве и то, что сияло на Фаворе, есть не что иное, как физический тварный свет. Когда это учение западных рационалистов стало проникать на восток, в Византию, то именно Григорий Палама неоспоримо доказал, что благодать Святаго Духа не есть что-то тварное, как это утверждает западная Церковь, а это Само Божество, Которое пронизывает все творение до самых глубин.

И мы с вами можем не только думать о Боге, но и молиться Ему. Как писал апостол Петр в одном из своих посланий, мы можем стать причастниками Божественной природы. Вот такое у нас высокое призвание, вот что нам предлагается. Однако очень часто мы с вами меняем этот дар Божий на чечевичную похлебку. Стать причастниками Божественной природы — это слишком высоко, нам же не этого не надо. Мы просто хотим немножко облегчить свою жизнь. Что нам надо от Бога? Нам надо, чтобы Он послал нам пусть не большое, но и не самое маленькое счастье. Чтобы, условно говоря, тарелка была поближе, а ее содержимое — более сытным и вкусным. Но Церковь предлагает нам совершенно другое: она предлагает иную реальность — Божественное бытие.

Как говорил святитель Афанасий Великий, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. И вот те люди, которые все-таки решились приблизиться к Богу, обрели подлинную радость и счастье, а не вспышки радости, которые быстро проходят. Ну да, ты получил то, что хотел: хорошую должность, хорошую квартиру, хорошую машину, и, казалось, что этой радости не будет конца. Вот оно, счастье. Но уже через день человеку кажется, что это так и было, и ему снова чего-то не хватает для счастья. А почему так происходит? Потому что человек живет, но самого главного в жизни не замечает. Ну а как найти это главное? Подойди к самому краю своей жизни, постой немного, а теперь повернись, посмотри на свою жизнь, посмотри на то, что было для тебя значимым, что волновало и тревожило. Теперь это имеет какое-нибудь значение? Еда, одежда, мнения людей знакомых и незнакомых о нас — эти тривиальности и являются для многих основой жизни. Но это не жизнь, а забвение.

У нас был один прихожанин, который редко приходил в храм, пока не заболел. У него обнаружили рак 4-й степени с метастазами, положение было критическое. Он уже не мыслил, а реально стоял на краю своей жизни. Он по-настоящему встретил Бога, встретил жизнь как таковую. Он говорил, что таким наполненным себя никогда не чувствовал, и даже структура времени для него изменилась. Ему оставалось жить несколько месяцев, но это небольшое время он прожил более насыщенно, чем всю свою предшествующую жизнь. Он говорил, что как будто проживал сразу несколько жизней одновременно. Он видел присутствие Бога во всем — в падающих листьях, в бликах света, в игре воды. Он говорил, что подходил к дереву, дотрагивался до его коры и понимал, что каждая трещинка этой коры — это почерк Творца. Понимал, что это Он так думает, что это Он так мыслит. И скрипящий снег под ногами — это тоже мысли Бога. Он говорил, что мысли Создателя воплотились в этот снег, в этот воздух, и он по ним ходит — по этим мыслям. Удивительно. Этот человек умер, но перед смертью он поблагодарил Бога за эту болезнь и за эту встречу. Звали его Игорь. Помолитесь, вспомните его в своих молитвах.

Конечно, совсем не обязательно ждать таких внешних толчков и катаклизмов, чтобы обрести подлинную жизнь и подлинную свободу. Ведь Господь всегда стоит у дверей нашего сердца, и нам надо только повернуть ключ, и то, что в нас вольется, станет источником, текущим в жизнь вечную.

Новости по теме

«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста
Онлайн-трансляции 28 марта 2024
«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста

Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин еженедельно по четвергам в прямом эфире будет рассказывать слушателям об обычаях, символах и духовных смыслах дней Святой Четыредесятницы.

В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения

30 марта и 13 апреля в храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения великопостных родительских суббот.

В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре начинает работать лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции еженедельно будет проводить руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Встречи будут проходить по пятницам в 18.00

Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе

Вечером 24 марта митрополит Кирилл, епископ Пахомий, епископ Мефодий совершили чин Торжества Православия в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.