Казанская духовная академия была миссионерским центром Русской Церкви

1984
Фото

Выступление профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина на актовом дне Казанской православной духовной семинарии

Ваше Высокопреосвященство!

Для меня большая честь присутствовать на этом акте. Я не первый раз посещаю Казанскую духовную семинарию, и вижу, как учебное заведение восстанавливается, растет и развивается. Наверное, и в этот раз я увижу очередные положительные изменения.

Казанская духовная семинария — это наследница не только прежней семинарии, но и наследница одной из самых авторитетных и влиятельных духовных школ Русской Церкви — Казанской духовной академии, являвшейся центром богословского образования и церковной науки. Но не только церковной, ведь в академии, как и в казанском университете, было немало видных ученых — синологов, арабистов. В Казани на самом высоком уровне изучался Восток со всем его религиозным, этнографическим и языковым богатством. Мне бы очень хотелось, чтобы семинария со временем стала полноценной наследницей Казанской духовной академии. Стала духовным, богословским и научным центром Русской Церкви.

В настоящее время отношения, складывающиеся между христианским миром и исламским, занимают главное место в мировой политике. Татарстан в этом смысле является уникальным регионом, ведь здесь бок о бок живут христиане и мусульмане. Казань — это место соприкосновения двух цивилизаций. Здесь мирно сосуществуют Запад и Восток, Православие и Ислам.

Нужно отметить, что Казанская духовная академия была миссионерским центром Русской Церкви. Современное миссионерство по причине отпадения миллионов людей от веры сильно отличается от миссионерства, скажем, XIX века. В наше время православные и мусульмане не ставят перед собой задачи похищать паству друг у друга. Православные миссионеры, например, сейчас работают с неверующими людьми, чьи предки исповедовали Православие, а мусульманские — с теми, чьи предки исповедовали Ислам.

Миссионеры в настоящее время не работают с инаковерующими — они пытаются приобщить к Богу тех, кто по каким-либо причинам отпал от веры своих предков.

За последние 100 лет наша страна и Церковь пережили многое. Самым трагическим в этот период было расцерковление, которое началось после революции. Однако следует отметить и положительный момент — обратной стороной этого расцерковления был триумф Церкви, связанный с подвигом новых мучеников и исповедников. Этот период напоминал времена ранней Церкви, гонимой язычниками, римскими императорами и другими врагами Христа. Этот подвиг, как и подвиг первых мучеников, по мнению знаменитого христианского писателя Тертуллиана, стал «семенем Церкви».

И государство наше тоже знало и бедствия, и триумфы. Если говорить о триумфах, то это в первую очередь победа в Великой Отечественной войне, ведь тогда было поставлено под угрозу само существование нашей страны и народов, ее населяющих. Как вы знаете, начало XX столетия было для России катастрофическим. Сначала произошла Февральская революция, а затем — Октябрьская. Точка отсчета трагических событий — это, конечно, февраль, ведь государственный строй в стране поменялся именно тогда, а не осенью.

Думаю, что нам сегодня нужно осмыслить причины бедствий, обрушившихся в XX веке на нашу страну. Одной из основных причин, вызвавших революцию, являлось участие России в войне. В стране провели всеобщую мобилизацию, и все здоровое мужское население оказалось на фронте. Это была очень тяжелая и изнурительная война, но, помимо войны, существовали и другие предпосылки для революции. Самая главная из них — отпадение значительной части общества от Церкви и многовековых национальных традиций, что обернулось нападением Государственной Думы на правительство и императора. Времена были неспокойные, и лица, еще вчера являвшиеся защитниками престола, дрогнули. Правые депутаты стали оппозицией: они произносили речи, призывавшие к перевороту. В заговор оказались вовлеченными даже генералы.

Как я уже сказал, главной причиной трагических событий стало отпадение народа от веры. Братья и сестры, мы должны приложить все силы, чтобы избежать повторения подобных исторических катастроф, а для этого нам нужно приобщить людей к вере, которую исповедовали их предки.

Новости по теме

Казанская духовная семинария: три века традиции
Публикации 9 ноября 2023
Казанская духовная семинария: три века традиции

Свое 300-летие отмечает в этом году Казанская духовная семинария. К юбилею при­урочен предстоящий V Форум православной общественности Татарстана, который пройдет 20-21 ноября.

140 лет со дня кончины церковного историка и профессора КазДА И.М. Добротворского
Публикации 19 сентября 2023
140 лет со дня кончины церковного историка и профессора КазДА И.М. Добротворского

Иван Михайлович Добротворский родился 10 июня 1832 года в Нижегородской губернии в семье священника.

На могиле профессора Казанской духовной академии Виктора Несмелова совершена панихида На могиле профессора Казанской духовной академии Виктора Несмелова совершена панихида

15 февраля 2023 года, в праздник Сретения Господня, на Арском кладбище города Казани на могиле русского философа и богослова, профессора Казанской духовной академии Виктора Ивановича Несмелова состоялась панихида.

10 февраля — день кончины Гордия Семеновича Саблукова (†1880), профессора Казанской духовной академии
Публикации 10 февраля 2023
10 февраля — день кончины Гордия Семеновича Саблукова (†1880), профессора Казанской духовной академии

10 февраля — день памяти профессора Казанской духовной академии Гордия Семёновича Саблукова (1803 г. – 10 февраля 1880 г.). В этом году также исполняется 220 лет со дня его рождения.