Из джазмена в церковные звонари: интервью с Дмитрием Панькиным

5614
Фото

В мировой культуре звонарь всегда остаётся загадочной и немного мистической фигурой. Представить, что перезвон по праздникам создаёт обычный человек, которого можно встретить в автобусе или супермаркете, практически невозможно. Но, как выяснилось, его можно увидеть даже на джазовом концерте.

Дмитрий Панькин, звонарь Свято-Введенского Кизического монастыря и храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподаёт джаз в музыкальной школе и ездит со своим ансамблем на всевозможные фестивали. О том, как он совмещает такие, казалось бы, противоположные направления, он рассказал на встрече в выставочном зале «Манеж». Интерес к нему со стороны аудитории был просто колоссальным! Вопросов задавали больше, чем достаётся некоторым знаменитостям на пресс-конференциях. И, надо сказать, даже молодым было, что послушать.

— Как вы решили пойти в звонари?

— Встретил на улице своего бывшего ученика из музыкальной школы. Слово за слово, и выяснилось, что теперь он священник, отец Михаил. Рассказал, что учился в Ярославской школе звонарей. Мне стало интересно, и он прямо на улице, даже без верёвок показал, как это делается. Я решил попробовать, пошёл к епархиальному секретарю, попросил благословения и сразу стал звонить. Потом — как снежный ком. Я начал интересоваться историей, более профессионально подходить к работе. Даже записал компакт-диск в 2012 году. Называется «Колокольный звон казанской епархии». Весь тираж раскупили.

— Разве для того, чтобы работать звонарем, не нужно принимать сан?

— Нет, это такая традиция. Даже в известные монастыри звонарей приглашали со стороны. Когда-то был чин — посвящение в звонари, теперь обходятся благословением. Сейчас мы не обделены вниманием, регулярно проходят фестивали колокольного звона. Но испокон веков это была самая низкооплачиваемая и неуважаемая профессия. Звонили неграмотные сторожи при церквях, частенько на колокольню отправляли неспособных к учению послушников. Конечно, были и самородки. Но они, блеснув, уходили. Поэтому до нас дошло так мало их имён. Хотя весь народ очень любил колокольный звон.

— А сколько сейчас получает звонарь?

— Копейки, естественно. Церковь — это не для заработков.

— В Казани много ваших коллег?

— Не задавался таким вопросом, мне самому сейчас стало интересно. Надо уточнить этот вопрос.

В Казанском Кремле состоится встреча со звонарем Дмитрием Панькиным

— Вам нужно каждый день звонить в колокола?

— Нет, но довольно часто. Когда серьёзные церковные праздники, отпрашиваюсь с основной работы.

— На них, теоретически, можно сыграть любую мелодию?

— Можно. Но русские православные колокола считаются «музыкально неправильными» — слишком много обертонов. Некоторые для этих целей пытались при помощи подточки привести их к европейским аналогам, звук которых куда проще и довольно точно настраивается. Но всё же, колокол — это не музыкальный инструмент. Если у нас 12-ти тоновая хроматическая гамма, то здесь — море звуков, многие из которых даже не улавливает наше ухо.

— Духовенство одобряет нововведения в колокольном звоне?

— Нет, что вы. Был такой звонарь Константин Сараджев, который обладал уникальным слухом — различал более тысячи звуков в одной ноте. Его мечтой было создание концертной звонницы. Но от него отмахивались, как от назойливой мухи. А он был уникальным человеком! Мог услышать в гостях незнакомую мелодию и тут же повторить её на рояле, даже с ошибками человека, который её играл. Но Сараджев всегда смеялся и говорил про фортепиано: «Что может воспроизвести эта дура по сравнению с колоколами?»

В Казани состоялась встреча со звонарем Свято-Введенского Кизического монастыря

— Вы ведь и сам не профан в музыке, у вас есть серьёзное музыкальное образование.

— Да, у меня за плечами Гнесинка и несколько лет в качестве барабанщика джазового ансамбля.

— Неужели можно так просто сменить джаз на духовную музыку?

— Я от неё до сих пор не отошёл, преподаю в детском джазовом ансамбле, мы ездим на фестивали по всей стране. Да и принцип там один — импровизация. Для той, и для другой музыки никогда не напишешь строгую партитуру, потому что самое главное — это то, что между основными ударами. И всё же, интереснее всего для меня колокола.

— Если человек влюбился в колокола, то всё, без шансов? Как болезнь?

— Я думаю, да. К тому же, никто и никогда не сыграет джаз лучше, чем темнокожие музыканты. Заведомо быть на вторых ролях? А колокола — это своё, родные традиции. Ты начнёшь звонить — и любой чёрный будет смотреть с удивлением. К тому же, это сейчас актуально, постоянно проводятся фестивали.

— Сколько звонарей туда приезжает?

— Не считал, около шестидесяти человек. Что интересно, ростовчане никогда не позволят себе репетировать. Они держат марку.

— Неужели в стране так мало профессионалов?

— Нет, конечно. Просто на фестивале нужно показывать что-то интересное. Звонить на незнакомой колокольне не так комфортно, нужно приноровиться. Кроме того, нужно очень серьёзно относиться к профессии: знать, увлекаться, слушать записи. Лучше всего лично познакомиться со звонарями, учиться разным традициям колокольного звона. Потому что опыт передаётся от учителя к ученику, партитур практически не существует. Есть определённый канон, который звонарь должен сам ощущать. Из-за этого некоторые звоны оказались безвозвратно утеряны.

— Почему никто их не догадался записать?

— Для меня это тоже удивительно. Особенно в 30-е годы, когда гонения на церковь были особенно жестокими, преемственность оказалась нарушена, а уникальные колокола массово уничтожались. Ведь даже в уставе колокольного звона нет каких-то конкретных указаний. Сохранились краткие схемы Аристарха Израилева, трезвон Александро-Невской Лавры. Это даже нельзя назвать партитурой — просто некие общие правила.

— А вы можете создать свой, уникальный звон?

— Конечно, этим и занимаюсь. У каждого опытного звонаря есть свой «почерк». Исполнение меняется и в зависимости от православного праздника. Повторение почти исключено. Конечно, у всех разные музыкальные данные. Но иногда бывает корявый звон, который берёт за душу.

Дмитрий Панькин

— Вы упомянули, что утеряны многие традиции звона. Но после революции и секреты мастеров литейного дела канули в лету. Понятно, что воспроизвести их ещё лет 60 назад было невозможно. Но сейчас, с развитием технологий, когда и сплавы, и форму можно просчитать до сотой доли миллиметра, почему никто не создаёт такие же благозвучные колокола, как в старину?

— Сейчас научились отливать. К 400-летию Дома Романовых замечательный колокол создали. Просто это очень дорогостоящее дело. Оно и раньше было недёшево, но в прежние века цари очень любили колокола и жертвовали на них большие деньги. Частенько миряне собирали по грошику на их создание. И всё же, уникальные старинные колокола, пожалуй, невозможно повторить. Дело здесь не в науке. Был такой замечательный завод «ЗИЛ», который вплотную изучал их спектр. Они исследовали один дореволюционный колокол, и были очень удивлены, когда увидели, что звук от него исходит в форме объёмного креста. Раньше были особые секреты мастерства, и даже цари очень беспокоились о сохранении преемственности. Во времена Алексея Михайловича был закон, по которому детям и даже племянникам звонарей запрещалось идти в какие-либо приказы, кроме пушкарского. Учиться отливать колокола их отдавали с самого детства, потому что страна нуждалась в этих мастерах.

— У колоколов есть названия, и они нередко очень необычные. С чем это связано?

— Их дают по звучанию. Например, благозвучные колокола называют «Лебедь». А неблагозвучным русский народ даёт хлёсткие прозвища: «Козёл», «Баран», «Беспутный». На колокольне Ивана Великого был колокол «Татарин», потому что был переплавлен из военных трофеев. На многих звонницах есть колокола «Медведь».

— Бытует мнение, что звонарь может легко оглохнуть. Это правда?

— Нет! Если бездумно колотить-молотить, тогда можно нанести себе вред по собственной глупости. А от благозвучных колоколов только польза. Я больше не могу без этого.

Новости по теме

В Неделю Крестопоклонную митрополит Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля В Неделю Крестопоклонную митрополит Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля

7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

В канун праздника Благовещения митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Благовещенском соборе Казанского кремля В канун праздника Благовещения митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Благовещенском соборе Казанского кремля

Вечером 6 апреля 2024 года, в канун Недели Крестопоклонной, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Благовещенском соборе Казанского кремля.

Перспективы возрождения старинных храмов обсудили на творческой встрече в рамках просветительского проекта «Вглубь» Перспективы возрождения старинных храмов обсудили на творческой встрече в рамках просветительского проекта «Вглубь»

Герой кинокартины «История из Державино» — предприниматель, многодетный отец Владислав Ларкин, стал инициатором возрождения старинных храмов Татарстана. Восстанавливая руинированные сельские церкви, Владислав углубился в изучение жизненных путей своих предков.

Президент Республики Сербской Милорад Додик посетил Благовещенский собор Казанского кремля Президент Республики Сербской Милорад Додик посетил Благовещенский собор Казанского кремля

20 февраля Президент Республики Сербской Милорад Додик, находящийся в столице Татарстана с рабочим визитом, посетил Благовещенский собор Казанского кремля.