Красота Божьего мира в храмовой флористике

14847
Фото

Семя, росток, ветки, цветы — так, шаг за шагом, развивается растение. Примерно так же развивается и человек. Подобно тому, как увядает цветок, увядает и человеческая жизнь. С древних времен люди украшали цветами не только свои жилища, но и храмы. Однако не все знают, что цветы в храме — это не просто украшение. Храмовый флорист — редкая профессия, требующая не только владения флористическим техниками, но и знания определенных правил и церковных канонов. Поговорить об этой уникальной профессии мне удалось с храмовым флористом нашего города Еленой Сивчик.

— Елена, у Вас очень интересная профессия. Как Вы к этому пришли? Наверное, украшать храмы сложнее, чем светские помещения?

— Если хорошо знать историю Церкви, историю церковных праздников, жития святых, и при этом еще любить свою профессию, то в этом нет ничего сложного. На флориста я училась в московской Школе церковной флористики при храме Святителя Николая в Измайлово. Это подворье Данилова монастыря.

— Много раз наблюдала, что цветочные конструкции в храмах долго сохраняют свою свежесть. Тут есть какой-то секрет?

— На самом деле никаких секретов нет. Цветы ставятся в оазис, это подпитывающая среда для них. Рекордсмены по стойкости — это гвоздики, хризантемы.

То есть искусственные цветы при оформлении не используются?

— Нет, не используются. Правда, иногда — на Рождество или на Пасху, я добавляю еще какие-нибудь элементы: крашеные шишки, колосья, имитацию пасхальных яиц. А вообще, я стараюсь делать такое цветочное оформление, которое бы не привлекало слишком много внимания. Все-таки основное в храме — это не цветы. Основное в храме — это молитва, иконы.

— Иногда приходится слышать мнения о том, что цветочное оформление храму не нужно. Вы, как специалист, каких принципов придерживаетесь в работе?

— Меня радует, что искусство храмовой флористики, которое в советское время было утрачено, сейчас возрождается. Праведный Иоанн Кронштадтский не начинал Литургию, пока храм не был украшен. Сейчас к праздникам, особенно к престольным и двунадесятым, все стараются украсить храм. Мне кажется, что флористические композиции должны органично вписываться в убранство церкви, и ни в коем случае не доминировать. Цветы должны поддерживать атмосферу праздника. Мне лично очень нравится, как украшают храмы в Дивеево.

— Время идет, цветочная мода меняется. А на храмовую флористику мода влияет?

— Выбор цветов для храма диктует не мода. К примеру, мне на выпускном экзамене в школе флористики попался билет «Лилия». Я очень люблю этот цветок, поэтому обрадовалась билету. Лилия — это Богородичный цветок, символизирующий чистоту. Но он отличается резким ароматом, поэтому в работе я использую только лилии сорта «Азиатик», которые без запаха. Ведь людей в храме много, и кто-то может не переносить резкий запах. При оформлении Таинств Крещения и Венчания я использую белые и розовые азиатские лилии.

— Есть ли какие-то праздники, в которые украшать храм особенно сложно?

— Есть, это Рождество и Пасха. В эти праздники всегда хочется украсить и паникадило, и Царские врата. Объем работ в такие праздники очень большой, и кроме того, сложно закреплять громоздкие конструкции, но, слава Богу, всегда находятся помощники.

— В любой профессии есть сложности. Как справляетесь с ними Вы?

— Работа не начинается без благословения священника. Это основное. И мы сами читаем молитвы, как перед началом всякого доброго дела, испрашивая помощи Божией.

— На чем делаете акцент при оформлении Таинств? Наверное, интересно заниматься оформлением Таинства Венчания?

— Да, очень интересно! Перед оформлением Таинства Венчания я сначала общаюсь с парой, а затем уже предлагаю ей что-то. Свеча и букет должны сочетаться с платьем невесты. Цветы, ленточки, бусины — все должно быть гармонично. Аналой, на котором находится Евангелие, обычно обрамляется белыми цветами. Кроме того, можно украсить вход в храм.

— Было ли в Вашей практике какое-то особенное оформление?

— Для меня каждое оформление волнительно и трепетно. К каждой работе я стараюсь подходить творчески, чтобы приносить Господу все самое лучшее.

— Как овладеть искусством флористики? С чего начать?

— Научиться можно всему, если есть желание. Я чувствую себя постоянным студентом. В Измайлово иногда по воскресеньям дают мастер-классы по церковной флористике для всех желающих. Это хорошая подготовка для тех, кто хочет научиться флористике.

— Елена, спасибо огромное за беседу! Желаю Вам неиссякаемого потока творческих идей и помощи Божией!

Контактные телефоны флористов:

  • Елена 8-917-277-33-57;
  • Наталья 8-917-910-52-49.

Источник: «Православное Закамье»

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.