Что есть Бог и для чего нужна религия?

8582
Фото

Лекция профессора МДА Алексея Осипова в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан

Для чего человеку нужна религия? Что есть Бог? Что является основополагающим для каждого человека? На эти и многие другие вопросы ответил профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Сегодня мы попытаемся прояснить многие вопросы, связанные с религией. Существует ли между жизнью и религией сущностная связь? Религия — это действительно нечто необходимое человеку или это пустое, искусственно созданное учение?

Вы, наверное, знаете, что религию изобрели жрецы. Я читал об этом. А потом прочел о том, что классовое общество зародилось около 5000 лет тому назад. Религия же существует столько, сколько существует само человечество. К чему я это говорю? Чтобы вы лучше поняли, что такое религия. Надо понять, что это такое — ненужный придаток или что-то серьезное, напрямую касающееся человеческой жизни.

О главном вопросе разумного человека

Читаю в газете: скончался такой-то человек. Как? Только что был звездой первой величины, о которой все говорили, и вдруг взял и умер! Ничего себе! И что же? А ничего. Все, нет его! Как нет? В каком смысле нет? Что значит нет? Это значит, что лишь немногие о нем помнят, а миллиарды о нем вообще не знают. Живут и умирают в каких-нибудь индийских или китайских деревушках. У нас, в России, умирают миллиарды, о которых никто не знает. Для чего они жили? В чем смысл их жизни?

Есть еще и другой аспект: никто не знает, что произойдет через минуту. Просто через минуту. Каков же главный вопрос, который мы должны себе задать? Наиболее разумные люди спрашивают себя: «В чем смысл моей жизни?» Это исторический факт. В наше время этот вопрос особенно актуален.

Я воспитанник советской школы. Тогда единственным мировоззрением было атеистическое, научное. Хотя вопрос его научности еще тоже нужно рассмотреть. Но почему вопрос о смысле жизни в наше время особенно актуален? Нам раньше говорили: «Надо трудиться на благо других людей». То есть призывали меньше думать о своих интересах. Но как-то не хочется быть просто навозом для последующих поколений. Хочется заниматься осмысленной деятельностью. На благо будущих поколений, детей, внуков. Благородно, правда? Но теперь-то что пишут эти ученые? Ужасные вещи.

Известный ученый, академик РАН Никита Моисеев написал замечательную научно-популярную книгу«Быть или не быть… человечеству?». По поводу этой книги и других его трудов состоялось заседание в Российской академии наук. Моисеев пишет в своей книге: «Экологическая ситуация в мире сейчас настолько серьезная, что что-то преувеличивать уже и не нужно. Очень жаль, что многие этого не понимают. В настоящий момент мы приближаемся к критической черте. Мы не располагаем средствами, с помощью которых можно предотвратить катастрофу, а она может произойти не в каком-то неопределенном будущем, а уже в середине 21-го века».

Заметьте, это пишет не писатель-фантаст, а ученый. И его мнение далеко не единично. Я уже такого наслушался, что волосы на голове встают дыбом. Оказывается, в биосфере происходят необратимые изменения. Нас раньше убеждали в том, что мы должны трудиться на благо будущих поколений и стойко переносить все трудности и лишения. Нам говорили, что все нормально, а оказалось, что мы стоим на пороге экологической катастрофы. Вопрос о смысле нашего существования не так прост, как некоторые пытаются представить. Что ожидает наших детей, наших внуков и нас самих? Люди работают, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь. Но никто не знает, сколько она продлится.

Однажды ко мне пришла 42-летняя женщина и сказала, что у нее обнаружили рак 4-й стадии. Она ничего не чувствовала, и вдруг такой удар. Кто от этого застрахован? Почему люди не думают о том, для чего живут? Они же не животные. Живут как мой кот, который всем доволен. Пушкин писал об одном своих героев: «Всегда довольный сам собой, / Своим обедом и женой». Но что это за человек такой, который всегда всем доволен? Почему он не задумывается о тех вопросах, которые беспокоят человечество с самого начала его сущестования?

Уничтожима ли человеческая личность?

Однажды, еще в советское время, я увидел книгу «Человек без религии». Она меня заинтересовала, и я тут же ее купил и начал читать. В ней говорилось, что вера в Бога построена на предположениях, а не на фактах. Что причиной религии является страх перед явлениями природы. Однако многие великие ученые являются верующими людьми. Однажды академик Павлов шел мимо Знаменской церкви. Когда зазвонили колокола, академик снял шляпу и перекрестился. Матрос увидел это и сказал: «Темнота!» Куда уж академику до этого матроса. Это же глупость!

Многие великие ученые верили в Бога и вечность. И в то, что человеческая личность неуничтожима. Что это значит? Это значит, что после физической смерти личность продолжает жить.После смерти человек отвечает за то, что он совершил здесь, на земле. Я говорю о совести, а не о нравственных законах, поскольку они у всех разные. Когда человек живет на земле, у него есть свобода выбора.

Как утверждают христианство и ислам, человеческая личность никуда не сбежит после смерти, потому что там нет темных уголков. Все открывается в полном свете. Сейчас появляется все больше свидетельств того, что личность продолжает свое существование после физической смерти. Об этом говорят ученые и практикующие медики, которые проводят операции и выводят людей из состояния клинической смерти.

Вот вам реальная история. Я живу в Сергиевом Посаде. Мой сосед мне рассказал, как пережил состояние клинической смерти.

— Когда мне было 20 лет, я сильно заболел. У меня поднялась температура, и я лег в больницу. Лежу на койке и вдруг чувствую, что я стою посреди палаты, смотрю на себя и на других. Потом я вспомнил, что на календаре 1 мая, и решил посмотреть, что делают мои друзья. В то же мгновение я оказался рядом с ними — в роще. Они отмечали праздник и рассказывали анекдоты, за которые могут посадить в каталажку. А моя девушка любезничала с каким-то молодым человеком. Потом я вспомнил, что лежу в больнице, и подумал: «Как же я тут с ними?» Я тут же оказался в палате и вижу картину: я лежу на кровати, а надо мной врач и две сестры. Врач говорит: «Он скончался. Несите его в мертвецкую». Вдруг слышу крик одной из сестер: «Он жив!» Я пришел в себя, и вечером меня выписали. Я рассказал об этом случае отцу. Он выслушал и посоветовал: «Ни в коем случае никому это не рассказывай, а то на тебя будут показывать пальцем и говорить, что ты сумасшедший. Был уже такой случай».

После выписки из больницы мой сосед вышел на работу. И спросил своих друзей: «Вы почему такие анекдоты рассказываете?» Те глаза вытаращили. Не могут понять, откуда он об этом узнал. Спросил и свою девушку: «Как поговорили?» Та раскраснелась.

Мой сосед, находясь в больнице, сумел побывать в разных местах. Это наглядный пример того, что душа существует, а личность неуничтожима. После смерти она переживает то, что делала, когда находилась в теле, и имела полную нравственную свободу. Тогда она могла выбирать, а после смерти — уже нет.

В данном случае нет ничего необычного. Христианство лишь подтвердило гипотезу о человеческой душе. Оказалось, что человек — не скотина, не обезьяна, которая в силу каких-то причин вдруг превратилась в человека. Человека кормят сказками. Говорят, что он произошел то ли от обезьяны, то ли от свиньи. Может, от крокодила?

Многие люди обычно отмахиваются от вопроса о душе. Но стоит им серьезно заболеть, как их храбрость тут же улетучивается, и они начинают задумываться о душе и смысле человеческой жизни.

Что есть Бог?

Что дало человечеству христианство? Я думаю, что это очень интересный вопрос. Здесь много тем, сами понимаете. Но я хочу обратить ваше внимание на ту, которая имеет прямое отношение к каждому человеку.

Дело вот в чем: человечество всегда было религиозным с точки зрения науки. Ученые сранивали религии, существовавшие до христианства, и пришли к интересным выводам. Мы используем слово «Бог», но не знаем, что за ним стоит. Так кто такой Бог?

В дохристианскую эпоху люди знали, что Вселенную создал Бог. Но кто он? Кто тот Бог, в которого они верили? Согласно самому распространенному представлению, это существо, подобное человеку, но с неограниченными возможностями. И, поскольку люди всю свою историю страдали от несправедливости, они считали Бога справедливым судьей. Человечество с самого начала своего существования мечтает о мире, справедливости и блаженстве. В дохристианскую эпоху люди считали, что высшая цель — это справедливость.

Но 2000 лет тому назад среди евреев родился мальчик Иисус. Он исполнял все законы Моисея, посещал храм, соблюдал субботу и делал жертвоприношения. Он нигде не учился, и в 30 лет вдруг начал проповедовать. Это зафиксировано в Евангелиях, четыре свидетеля все записали. Что мы там находим? Оказывается, что Бог — это вовсе не справедливость. «Ересь!» — скажете вы. Что может быть выше справедливости?

Был интересный случай. Наша Церковь ведет активный диалог с иранскими мусульманами. Встречи проходят то у нас, то в Тегеране. Однажды возник разговор о Боге. Говорили, что он один. Мусульмане говорили, что Аллах справедливо награждает и справедливо наказывает. Но один представитель нашей делегации сказал, что справедливость — это не самое главное. Тогда мусульмане спросили, что может быть выше справедливости. Мы ответили: «Вы знаете, что или кто является самым самым? Компьютер. Потому что у него нет души».

Мэри Шелли написала в 19-м веке интересный роман, главным героем которого был Франкенштейн. Это был человек необычайного интеллекта, но без сердца. Он без сожаления наказывал и без радости награждал.

Высшим качеством Бога является не справедливость, а любовь. Это мы взяли от Иисуса. Как сейчас помню возражения мусульман: «Что же, преступника и негодяя Аллах любит так же, как и праведника? Он так же будет потом в раю?»

Это разумные возражения, но нужно понять одну вещь. Суть в том, что русским словом «любовь» называются как самые возвышенные чувства, так и гадкие. Мы хорошо понимаем значение фразы «Бог есть любовь». Подлинники Евангелия написаны на древнегреческом языке, и там много интересного. У греков, например, четыре слова, которые можно перевести как «любовь»: «агапи», «филео», «сторге», «эрос». И эти слова имеют разное значение.

Бог говорит: «Любите врагов ваших. Любите друг друга». Агапи — это проявление любви к ближнему, жертвенная любовь. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Золотое правило. Не желай зла, а поступи справедливо. Понимаете? Расстрелять? Да. Наказать? Да. Но не из ненависти, а потому что этого требует нравственный закон. Одна паршивая овца все стадо портит. «Диафосис» — это влечение сердцем. «Филео» близко к этому. Это дружеская любовь. Но какая? Когда человек подставляет себя, чтобы спасти друга от смерти. «Сторге» — любовь между родителями и детьми. Сколько слов, и все означают любовь. Это чтобы показать, что имеют в виду христиане, когда говорят, что Бог есть любовь. Оказывается, Богу несвойственно всепрощенство.

Есть ли разница между негодяем и праведником? Не надо думать, что Бог — это существо, находящееся в центре Вселенной и управляющее нашей жизнью. Нет, Бог — это Дух, благодаря которому все существует, действует и живет. Что это значит? Христианство говорит о первичности духовного начала в жизни человека и общества. Это значит, что Бог — закон существования мира. Не юридический закон. Он — закон, но не он дал закон. Бог есть закон бытия, имеющий колоссальное значение для жизни человека. Мы сейчас находимся на шестом этаже. Можем ли мы спуститься на землю без помощи лифта или лестницы — просто спрыгнув? Нет, потому что мы нарушим все законы.

Закон бумеранга. Не рой другому яму

То, что не соответствует принципу любви, является фундаментальным нарушением. Каждый поступок, который мы совершаем вопреки любви, бьет по нам бумерангом. Мы сами себя наказываем. Нам кажется, что мы делаем зло другим, а на самом деле делаем себе. Мы нарушаем закон. В христианстве Бог — это закон любви. Самый фундаментальный закон. Это не сюсюканье, а правда. Человеку не надо делать зла, ибо каждый такой поступок будет против него.

Многие думают, что в христианстве грех — это нарушение законов. Бог сказал: «Не обманывай». А я обманул, и Бог дал мне за это по шапке. Нет, это не так. Когда я обманываю другого, я себя в первую очередь раню, а не его. Грех — это та рана, которую человек сам себе наносит. Христианство утверждает, что грех — это не только нарушение законов и последующее наказание. Грех — это нарушение законов природы.

Ни один разумный человек не будет ходить по гвоздям. И все то, что я делаю против совести, против любви — это гвозди. Мы должны понять, что этого делать не надо — в этом и заключается любовь к другому человеку. Так работает этот механизм. Царство Божие должно быть внутри нас. Это насущная истина христианства, но верующие, к сожалению, этого не понимают. Грехом мы сами себя наказываем, сами себе наносим рану. А не то, что мы против Бога согрешили. Вы можете сказать: «Везде написано: „ Бог накажет “». Верно. Но именно этой вещи, многие увы, не понимают. Бог — это закон любви. Он в самом человеке. И мы его либо исполняем, либо нарушаем. Нужно помнить об этом. Неважно, какая вера. Не рой другому яму — сам в нее попадешь. Это народная мудрость, а не сказка.

Вопросы

Как вы относитесь к выражению «Если хочешь стать миллионером, создай свою религию»?

— Глупые люди. Тот, кто хочет стать миллионером, крутится как белка в колесе. И иногда до заветной цели рукой подать, а его вдруг уносят на кладбище. Это бессмыслица. Неужели человек не понимает, что он делает? В желании жить нормально нет ничего плохого, но жажда богатства ужасна.

Однажды я посетил оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Одна ария меня поразила, и я бросился в магазин, чтобы ее купить. На дворе стояло советское время: Бога нет, ничего нет. Тебя ждет вечная смерть. Радуйся, веселись! И вдруг мощный бас пропел: «О, слава, богатство суетное! / О, наше житье маловременное! / Пройдут, пробегут часы малые, / И ляжем мы в гробы сосновые: / Души полетят по делам своим, / Пред Божий престол на последний суд, / А кости земле на предание / И тело червям на съедение. / А слава, богатство куда пойдут?»

Хочешь трудиться, чтобы нормально жить — пожалуйста! Но стремление к богатству… Одно дело достаток, и совсем другое — мечта о богатстве. Думаешь, что будешь жить вечно? Сегодня ты есть, а завтра тебя нет.

— Стоит ли начинать религиозное воспитание до того, как у человека сформировалось собственное мировоззрение?

— Ребенка нужно приучать жить по совести, порядочно. Объяснять, что не надо лгать, воровать и делать пакости. Это основы воспитания. Привычки очень важны, потому что это вторая натура человека. Если ребенка совсем не воспитывать, то страшно подумать, что будет. Ужасно, когда в семье культ ребенка. Когда родители превращаются в рабов. Ребенок хулиганит, а родители его пальцем боятся тронуть. Безнаказанность портит детей, поэтому они делают все, что хотят. У нас, слава Богу, такая волна еще не пошла.

— Как Вы относитесь к принципу непротивления злу насилием, который проповедовал Лев Николаевич Толстой?

— Христианство установило другой принцип. Преступников казнили во все времена. Каких преступников? Тех, которые были опасными для общества. В моральном смысле. Если мы их не наказываем, значит, даем свободу злу.

Эта идея вызывает удивление, и христианство ни в коем случае не может ее поддержать. Каждая часть «Войны и мира» начинается с философско-психологических рассуждений. Лев Толстой — великолепный писатель, но глупейший философ. Он пишет талантливо, но при этом совершенный дурак. Что вы подумаете о человеке, который скажет, что в «Илиаде» Гомера много чепухи, и он ее исправит, чтобы сделать лучше? Вы подумаете: «Рехнулся дяденька». А Лев Толстой начал исправлять Евангелие. И мы говорим: «Гений!» Это ерунда. Писатель он хороший, а философ никакой.

— Как Вы относитесь к мораторию на смертную казнь?

— Был принят документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Когда начали обсуждать вопрос о смертной казни, мнения членов комиссии разделились. Единственное, чего боятся самые опасные преступники — это смерть. Тюрьмы они не боятся. Поэтому, когда готовили документ, решили написать, что относимся положительно. Я считаю, что это большая ошибка. Есть люди, которых уже ничем не исправишь. Они совершили настолько тяжкие преступления, что вычеркнули себя из человеческого сообщества.

— Будет ли когда-нибудь президентом России мусульманин?

— Я был уверен, что когда получу степень доктора богословия, мне будет ниспослан дар прозорливости. Но его нет. А почему не может? Конечно, может. А когда? Возможно, до второго пришествия, а, возможно, после…

— В настоящее время Русская Православная Церковь взаимодействует с Российской академией наук?

— Церковь контактирует с Российской академией наук. Среди ученых немало верующих. Мы проводим совместные встречи, обсуждаем различные вопросы. В общем, живем дружно.

— Часто в человеке сочетаются творческие способности и тяга к преступлениям. Как Вы это объясните?

— Мы часто путаем интеллектуально-эстетическое с духовно-моральным. Это разные вещи, они могут существовать параллельно. Человек может быть интеллектуальным и талантливым, но при этом совершенно аморальным.

Древнегреческий философ Гераклит говорил: «Многознание уму не научает». Развитие интеллекта никак не сказывается на мудрости и нравственности. Но вера может исправить человека. Известны случаи, когда разбойники становились праведниками и подвижниками. Если вера формальна, то эти вещи существуют параллельно. Добро и зло находятся в одной плоскости. Насколько человек может быть талантливым, настолько же он может быть и безнравственным. Не следует путать талант и интеллект с моралью.



Новости по теме

В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре начинает работать лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции еженедельно будет проводить руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Встречи будут проходить по пятницам в 18.00

«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста
Онлайн-трансляции 28 марта 2024
«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста

Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин еженедельно по четвергам в прямом эфире будет рассказывать слушателям об обычаях, символах и духовных смыслах дней Святой Четыредесятницы.

Профессор Александр Дворкин провел просветительские лекции в Казанской епархии Профессор Александр Дворкин провел просветительские лекции в Казанской епархии

С 6 по 8 марта с рабочим визитом в Татарстане побывал известный богослов, исследователь современного религиозного сектантства, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.

Творческая встреча с протоиереем Артемием Владимировым
Онлайн-трансляции 4 марта 2024
Творческая встреча с протоиереем Артемием Владимировым

4 марта в ДК Химиков (пр-т. Ямашева, 1) состоится творческая встреча с известным проповедником, педагогом и писателем протоиереем Артемием Владимировым (г. Москва).