Можно ли воспитать детей в нравственности без Бога?

4279
Фото

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им;
ибо таковых есть Царствие Божие»

(Мк. 10, 14).

Утопия материализма

Опыт показал, что попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле» — сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая концепция, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человека на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

Потребление

Потребление — всему голова

Можно отметить также, что, по данным статистики, научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при резком одновременном снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, естественным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая его нравственного критерия в восприятии им окружающего мира, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.

А как же раньше?

Однако существует мнение о том, что при коммунистах жили люди морально устойчивые. Давайте подумаем: кто воспитывал поколение этих морально устойчивых людей? Они воспитывались еще верующими и богобоязненными родителями, а потому совесть их с детства была приучена к благочестию и целомудрию. А следующее поколение, выросшее практически без Бога в душе, породило пьяниц, наркоманов и развратников.

Несомненно, частично возможно воспитать нравственного и морально устойчивого человека, который будет опираться на то, что он видел в семье. Позже, когда он создаст свою семью, будет передавать эти знания своим детям. Объяснить морально-этическую причину желательного или нежелательного поведения ему будет очень трудно: «Этому учили меня родители», «В наше время это было не принято». На всякое утверждение дети могут поставить противоположный аргумент: «Сейчас время другое», «Моральные ценности общества поменялись». В материальном мире без Бога сложно объяснить нужность нравственности. Всегда конкретные материальные ценности будут противостоять размытым, не до конца объясненным понятиям добра. Метко в таком случае высказался один мой знакомый психолог в беседе: «Только религия учит правильной нравственности».

Христос и дети

Поэтому безрелигиозное воспитание, во-первых, временно и неустойчиво; во-вторых, зависит от общественного строя. Знаменитый советский писатель Варлам Шаламов, который 20 лет провел в лагерях, писал, что человеческая культура крайне хрупкая: «Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях». В тоже время: «Единственная группа людей, которая держалась чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов», — пишет атеист по убеждениям Шаламов.

Необходим фундамент веры

Искусство и наука в целом получили свой расцвет после принятия странами христианства в качестве государственной религии. Христианство серьезно повлияло на цивилизацию в целом. Отделы социальной помощи (бесплатное страхование, государственное обеспечение в виде пенсии и больницы) также являются отражением христианского государства. Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.

Дети в храме

И сейчас родителям необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Христианское, православное воспитание является фундаментом нравственности, дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, от которого мы пытаемся уберечь своих детей.

Новости по теме

Представитель Центра защиты материнства «Умиление» посетила семинар, посвященный популяризации семейных ценностей в подростковой среде Представитель Центра защиты материнства «Умиление» посетила семинар, посвященный популяризации семейных ценностей в подростковой среде

На днях в Йошкар-Оле во Дворце молодежи Республики Марий Эл в рамках Года семьи прошел семинар, посвященный формированию семейных ценностей у подростков.

Священники Казанской епархии напутствовали участниц торжественного мероприятия по случаю празднования Дня беременных Священники Казанской епархии напутствовали участниц торжественного мероприятия по случаю празднования Дня беременных

8 апреля в Республиканском центре кризисной беременности, действующем на базе клиники Казанского медицинского университета, прошло торжественное мероприятие, посвящённое празднованию Дня беременных. Данный праздник отмечается два раза в год —

Трагедия в нашей жизни
Публикации 25 марта 2024
Трагедия в нашей жизни

Трагедия, произошедшая 22 марта этого года, унесшая жизни наших соотечественников, навсегда останется в истории России. И, конечно же, сердце каждого россиянина не может не отозваться скорбью, при виде последствий этого теракта.

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».