«Главнейшая задача родителей и учителей — воспитывать душу ребенка как основную составляющую часть человека…»

7643
Фото

Беседа с заместителем директора по воспитательной работе православной гимназии имени святителя Гурия Казанского Марией Елпидинской

— Мария Валерьевна, расскажите, как Вы пришли к Богу?

— Мои мама и бабушка были верующими. Они с детства меня приучали к молитве, службам и постам. Правда, в подростковом возрасте либо от перенасыщения, либо из-за возрастных особенностей у меня было охлаждение к вере, однако к моменту окончания школы я уже самостоятельно «вернулась» в храм. Записалась в воскресную школу, которую посещала много лет, благодаря чему получила много знаний и определенный опыт и в богослужебной практике, и в церковном пении, и в общении с людьми из церковного круга. Впрочем, нельзя сказать, что я уже пришла к Богу — я до сих пор иду к Нему. Мелкими перебежками, через преодоление трудностей, через ежедневные познания и борьбу со своими недостатками.

— А какой школьный предмет был самым любимым и почему?

— Моими любимыми предметами в школе были русский язык и, как ни странно, татарский язык. Русский язык я любила потому, что у нас был прекрасный учитель, любящий свой предмет и умеющий донести знания до сердца ребенка. А татарский… Изначально было огромное желание знать и понимать язык своей республики. В то время татарский язык еще не был обязательным предметом, поэтому я записалась в татарскую группу, чтобы его изучить. А затем я влюбилась в него: мне нравилось произношение, грамматика, и я получала огромное удовольствие от его изучения.

— Какие книги Вы читаете сейчас? Что Вам нравилось читать в детстве?

— В настоящее время я читаю в основном методическую и духовную литературу. А вообще мне очень нравилась классика, я любила читать художественную духовную литературу. В детстве на меня произвела большое впечатление книга Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна». Меня поразила крепость духа и вера княгини и всей семьи Романовых. Я даже завела альбом, в котором рисовала эпизоды из ее жизни. Я до сих пор обращаюсь к этому источнику мудрости, чтобы почерпнуть из него мысли.

— Как Вы считаете, почему книга все меньше интересует современного человека?

— Современного человека увлекли новые технологии, и он с головой погрузился в Интернет. Он черпает из глобальной сети различную информацию, порой даже не просеивая ее, тем самым засоряя свои разум и душу. Клубы, кинотеатры и всевозможные центры тоже забивают сознание людей мусором, поэтому им не приходит в голову взять книгу и почитать ее в тишине, чтобы духовно обогатиться.

— Мария Валерьевна, когда Вы учились в школе, Вы часто посещали библиотеки? Был ли интерес к литературе у Ваших сверстников?

— В мое время школьники достаточно часто посещали библиотеки. Перед нами ставилась четкая задача: прочитать определенные произведения и разобраться в судьбах героев, в их характерах, в их поступках. Это значило разобраться в самих себе. Мы всегда обращались к книге как к основному источнику знаний, как к другу и советчику. И потом, не было ничего, что бы отвлекало ребенка от учебного процесса.

— Оба Ваших сына обучаются в православной гимназии. Почему Вы решили отдать их именно в православную школу?

— Выбор образовательного учреждения был непростым. Мне хотелось, чтобы мои дети обучались в школе, которая бы не навредила детской душе. Именно эта ситуация подтолкнула меня к тому, что я, имея дошкольное педагогическое образование, начала готовить к школе детей дошкольного возраста. В подготовительной программе основной образовательный компонент тесно переплетался с духовно-нравственным воспитанием детей. Затем Господь послал в нужное время нужных людей, познакомив нас и с программой русской классической школы, и с проектом, целью которого являлось возрождение лучших традиций этой школы. Со временем проект вырос в православную гимназию, хотя изначально мы это не планировали.

Пока проходило становление учебного заведения, мой старший сын посещал обычную общеобразовательную школу. Результаты обучения не впечатляли, поэтому, когда православная гимназия получила лицензию, я незамедлительно перевела сюда старшего сына, а младший как раз пошел в первый класс. Я счастлива, что мои дети имеют возможность обучаться в православной школе, получая одновременно и хорошее образование, и духовное воспитание. Здесь мы растем вместе с детьми не только личностно, но и как единая семья, стараясь плыть по одному руслу, как в школе, так и дома.

— Читают ли они книги?

— В нашей учебной программе литературе отведен большой объем. Во внеучебное время дети, конечно, тоже читают, но не так много, как хотелось бы. Им нравятся сказки, а также рассказы широко известного в православных кругах автора Бориса Ганаго. Дети с большим удовольствием читают его произведения, и это радует меня как маму и как педагога.

— Что, на Ваш взгляд, самое важное в воспитании?

— Главнейшая задача родителей и учителей — воспитывать душу ребенка как основную составляющую часть человека. А для этого нужно ограждать детей от всего дурного и неполезного, ибо «что впервые будет внушено детям — будет это добро или зло, — крепко внедрится в них, и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже укоренившиеся». Очень важно в первую очередь воспитать в детях любовь и послушание, потому что на этом строятся все остальные добродетели. Послушание через умение слушать учителя и понимать его помогает развивать успехи в учебе. Необходимо приучать детей и к трудолюбию, к умению понуждать себя к ежедневной борьбе. А для успешного воспитания детей мы должны показывать им собственный пример благочестия и понуждать к этому окружающих.

— Вы являетесь заместителем директора по воспитательной работе в православной гимназии им. свт. Гурия Казанского. Скажите, пожалуйста, в чем различие учебно-воспитательного процесса в гимназии и в обычной общеобразовательной школе?

— Опять же, главное различие в том, что мы стремимся развивать в ребенке в первую очередь душу. А развитие это начинается через правильный выбор образовательной программы, через методы подачи материала и его грамотный подбор. Одна из главных составляющих нашего учебно-воспитательного процесса — посещение учащимися богослужений и участие в Таинствах, как детским коллективом, так и семьей в целом. Церковь, семья и школа должны идти вместе, неразрывно и всегда стоять на одной ступени для полноценного развития наших детей.

Безусловно, мы развиваем детей и творчески, стараясь преподнести им материал так, чтобы не навредить их нежной душе, а только обогатить. В нашей школе есть и музыкальное отделение, создан и хореографический коллектив, фольклорный ансамбль. Каждый гимназист посещает эти занятия, а значит, имеет возможность участвовать в спектаклях, петь на богослужениях, танцевать, водить хороводы, изучать народное ремесло и многое другое.

Вот это сочетание — освоение основной образовательной программы, молитвенный труд и развитие творческого потенциала — и есть, на наш взгляд, единственно правильный путь, ведущий к тому, к чему мы все стремимся — вырастить человека духовного, нравственного, достойного нести в себе образ Божий.

В гимназии имени святителя Гурия Казанского отметили День православного гимназиста

Фильм о православной гимназии имени святителя Гурия Казанского

— Есть ли проблемы с дисциплиной в вашей гимназии?

— Если бы проблем с дисциплиной не было, то это выглядело бы более чем подозрительно. Дети к нам приходят из разных семей, где в каждой свое воспитание, свои традиции, свои достоинства и недостатки. К сожалению, есть и такие семьи, кто еще не может до конца принять все правила и устав нашей гимназии, кто не готов к «соработничеству». И поэтому они идут вразрез с совместным воспитанием. Как правило, проблемы с дисциплиной возникают у детей из подобных семей, так как гимназия, Церковь их учат одному, а в семье — совершенно противоположному. Ребенок «теряется», страдает, не понимая, где истинные ориентиры, что и влечет за собой нарушение дисциплины.

— Какие мероприятия проходят в вашей гимназии?

— Несмотря на то, что наша гимназия еще очень молода, в ней уже сложились определенные традиции. В первую очередь это добрая и необходимая традиция совместного посещения богослужений и участие в Таинствах, как говорилось ранее. А что касается проведения праздников и творческих мероприятий, то и этим мы богаты. Наиболее значимыми для нас являются праздники Рождества Христова и Пасхи. К ним мы готовимся с особым размахом и проводим эти мероприятия «в широком формате».

Традиционным праздником у нас является День гимназиста, отмечаемый 17 октября, в день памяти покровителя нашей гимназии — святителя Гурия Казанского. Это мероприятие более официальное, нежели другие праздники. На нем ежегодно мы посвящаем вновь пришедших учеников в гимназисты. Также мы не забываем и о Дне Матери, Дне православной книги, Масленице, Дне Победы. Отмечая эти праздники, мы пробуем различные формы проведения: это могут быть и народные гуляния, и музыкально-поэтические вечера, и концерты, спектакли, музыкальные постановки и прочее.

Помимо «внутренних» мероприятий есть опыт участия в региональных и всероссийских фестивалях и конкурсах. Выезжаем со спектаклями в соседние епархии, одновременно знакомясь со святынями родного края. Наши детки также участвуют в городских и районных олимпиадах различного направления. Среди юных гимназистов есть уже дипломанты разных степеней в олимпиаде по татарскому языку. В летнее время детки имеют возможность отдохнуть в православном лагере, где также могут проявить свои таланты, способности и помнить о самом главном — спасении своей души, приобщаясь и там к Церкви через молитвенный труд и послушания.

В православной гимназии Казани начался новый учебный год

— Вы также являетесь руководителем Хореографического коллектива «Радужные веселинки». Расскажите немного о своем коллективе. Как возникла идея о его создании?

— На самом деле никакой идеи возникновения подобного коллектива не было. Он возник сам собой. Началось всё 15 лет назад с обычных занятий в воскресной школе, которые я разнообразила сценическими вкраплениями и музыкальными элементами. Наблюдая за тем, как дети оживают, раскрываются в такие моменты, стала приглашать их в отдельное от занятий время, где сначала занималась с ними музыкальной логоритмикой, потом хореографией, не ставя при этом цели вырастить танцевальный коллектив. Наша основная задача на тот момент заключалась в том, чтобы подготовиться к праздникам, стараясь сделать их разнообразными, яркими через постановку различных танцев, спектаклей и музыкальных номеров. Так я увлеклась сама и незаметно увлекла детей. Увеличивалось количество занятий, количество детей, а с ними — количество и качество танцевальных постановок. Зрителями на наших праздниках были совершенно разные люди: помимо простых людей, прихожан, родителей были и учителя, заведующие, завучи образовательных учреждений, которым понравились наши выступления. Нас стали приглашать для участия в различных мероприятиях и конкурсах. Так появилась необходимость «дать имя» нашему на тот момент уже сложившемуся коллективу.

Наверное, спросите, почему именно «Радужные веселинки»? Откуда именно такое название, это необычное сочетание? Отвечу просто: ребята были настолько живыми, искренними, настоящими, весёлыми и радужными, что название родилось само собой. Мы не думали о красоте или благозвучии названия — был некий внутренний искренний порыв. И все нас приняли именно такими.

Ну а уж потом, выйдя за пределы воскресной школы, так сказать, «в свет», задумались и о том, что нужно повышать свой профессиональный уровень. Мне и самой пришлось поехать в Москву за опытом работы в танцевальных студиях, чтобы суметь дать девочкам что-то большее, чтобы не стыдно было показать себя на серьезных мероприятиях и конкурсах. Много лет со своим коллективом мы занимались только постановкой отдельных танцев, вклеивая их в канву праздничных концертов или просто выставляя на фестивали и конкурсы. А сейчас мы доросли до того, что стали ставить музыкальные спектакли — мюзиклы, где девочки теперь не только танцуют, но и поют, пробуют себя в разных серьезных ролях. Я не захотела останавливаться на одном узком направлении — танцах, так как видела, что девочки настолько талантливы и энергичны, что преступлением было бы закапывать их способности и погасить их желание развиваться дальше. И я не ошиблась. Они теперь не только прекрасные танцоры, но и замечательные актеры.

Надо сказать, что нам очень помогают «расти» наши родители. Они пишут нам слова и музыку песен к спектаклям, они шьют нам костюмы, делают все декорации, помогают в организации спектаклей, записывают детей на студиях, участвуют в постановках и просто живут любой моей идеей, стараясь воплотить ее в жизнь. Я безмерно счастлива и благодарна им за помощь в развитии наших детей, в становлении дружной православной семьи и ее укреплении.

Хореографический коллектив «Радужные веселинки» стал лауреатом конкурса «Вдохновение»

Хореографический коллектив «Радужные веселинки» стал лауреатом конкурса «Вдохновение»

— Какие танцы сейчас более востребованные?

— Для нас нет такого понятия — «более востребованные»… Девочки готовы танцевать и танцуют всё. В нашем репертуаре и народные танцы, и классические, и сюжетные. Пробуем брать и элементы модерна. За что бы мы ни брались, девочки делают это с огромной любовью к своему делу и с большой отдачей.

— Как проходит отбор в ваш коллектив?

— Отбора как такового нет. Самый первый набор, выросший из моих воспитанников группы воскресной школы, — это уже подростково-юношеский состав. Его мы считаем основным и самым сильным, что естественно. Новые детки — это преимущественно также ученики воскресной школы, а сейчас уже гимназисты. Занимаюсь со всеми без исключения. Среди всего количества участников, конечно, видны дети с большими творческими задатками и даже выдающимся талантом. Они сами проявляют желание заниматься дополнительно и стать частью коллектива «Радужные веселинки», но уже младшим его составом, не входящим в основной, но имеющим возможность принимать участие в совместных танцах. Перед нами не стоит задача сделать из детей танцоров-профессионалов. Да я и не смогу это сделать, потому что сама не являюсь профессионалом. Я просто с любовью делаю свое дело. Таким образом, мы просто развиваемся, возрастая в совместной любви друг к другу и своему делу.

Новости по теме

В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»
Анонсы и объявления 9 апреля 2024
В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»

12 апреля в Казанской православной духовной семинарии пройдёт конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие».

Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ

Воскресная школа «Лествица», действующая при храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани, реализует детский образовательный проект «Азбука веры».

Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры

8 апреля 2024 года на портале Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки опубликован приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности Казанской православной духовной семинарии в отношении уровня высшего образования

Глава Татарстанской митрополии и мэр города Набережные Челны ознакомились с ходом строительства Свято-Георгиевской православной гимназии Глава Татарстанской митрополии и мэр города Набережные Челны ознакомились с ходом строительства Свято-Георгиевской православной гимназии

4 апреля митрополит Кирилл в сопровождении мэра города Набережные Челны Наиля Магдеева посетил челнинский приход великомученика Георгия Победоносца. На территории прихода продолжается строительство Свято-Георгиевской православной гимназии.