Бугульминский учитель стал «Серафимовским»

5191
Фото

Педагогический конкурс «Серафимовский учитель», организуемый Нижегородской епархией и фондом преподобного Серафима Саровского с 2005 года, собрал в этом году множество участников со всей России и дальнего зарубежья. Татарстан подал 44 заявки, из которых в конкурс прошли девять, трое педагогов стали лауреатами. Один из них — бугульминец Андрей Воробьёв.

Андрей Борисович — преподаватель русского языка и литературы гимназии № 7 города Бугульмы. Он из той плеяды педагогов, которые хотят научить детей думать, размышлять, развиваться и творить. А сам не просто теоретик, но и творец — в свободное время пишет прозу (его произведения не раз становились победителями различных конкурсов). В поиске правильных ответов на жизненные вопросы родилась его авторская программа «Православный исследователь-литературовед», посвящённая внеурочной научной деятельности по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников.

— Андрей Борисович, почему Вас заинтересовала данная тема?

— Русскую литературу невозможно представить без Православия. Так сложилось исторически. Наши мировоззрение, мышление, культура — литературоцентричны. Это было голосом эпохи. Именно русский поэт сказал «Поэт в России — больше, чем поэт». Ни в одной другой стране нет подобного.

В ходе изучения русской литературы в старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако при этом, возможно, из-за соображений светской этики не всегда учитывается глубинная связь некоторых явлений с христианской философией и мировоззренческой концепцией автора как православного человека. Это стало основой работы. Многие произведения из программы по литературе переосмысливаются.

— Приведите, пожалуйста, примеры, которые предполагают переосмысление.

— Советское время исключило либо исказило в литературе христианские темы. А дореволюционная литература на них опиралась. И если это понимать, многие произведения переосмысливаются. Роман Достоевского «Преступление и наказание», например. Когда я учился в школе, мы не анализировали идейный центр книги — момент, когда Соня Мармеладова читает историю воскрешения Лазаря Раскольникову, откуда начинается духовный перелом согрешившего человека-преступника. Притом мы с учениками вычислили, что между этими событиями хронометрически прошло четыре дня. Нам показалось, это символично, ведь Лазарь был воскрешен на четвёртый день.

Также и все поступки Печорина можно рассмотреть с позиции православных концептов, что поможет понять его духовную пропасть: он живёт во грехе. Первый из них — гордыня. Этим же страдал Онегин. Почему он пошёл убивать Ленского? Светская интерпретация: боялся мнения общества. А с точки зрения христианства, он не смог побороть в себе гордыню. И результат этого непобеждённого греха — другой грех.

Татарстанские учителя вошли в состав победителей педагогического конкурса «Серафимовский учитель — 2015»

— Используете ли Вы в школе свою программу?

— Мы не можем об этом говорить на уроке, должны выполнить программу, дать детям стандарт и минимум, которые положены. А то, что воспитывает литература: душа и духовность остаются зачастую за бортом урока. Конечно, на занятиях мы поднимаем духовно-нравственные вопросы. Но в гимназии мы заботимся о каждом учащемся и подготавливаем уроки очень корректно. Ведь на них присутствуют и атеисты, и мусульмане, и дети, которые ещё не определились. Я не священник, проповедующий религиозные постулаты, я — учитель литературы. Авторская программа предлагает переосмыслить произведения во внеурочное время: в рамках кружка, индивидуальной работы или в специализированных учреждениях: православных гимназиях, воскресных школах.

— Мало кто знает, что знаменитое произведение Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» — аллегория евангельской истории, где лев Аслан — это Иисус Христос. Вы можете выделить такой же яркий пример в русской литературе?

— Многие проводят параллель между Горьковским Данко и Спасителем. Я всегда задаю вопрос, почему один «осторожный» человек наступил на сердце Данко? И именно здесь у детей появляется аналогия с Христом. Считаю, это верно: герой спасает людей ценой своей жизни, а они в ответ «кидают в него камни».

— Какую книгу не из школьной программы вы бы посоветовали прочитать учащимся?

— Я советую своим ученикам-старшеклассникам не прочитать какую-то новую книгу, а в определённом возрасте перечитать эпопею Льва Толстого «Война и мир». Потому что 17-летнему юноше, как бы мы ни старались, сложно понять внутреннюю драму, конфликт героя, которому 31 год. Нужно накопить жизненный опыт, чтобы понять героев Толстого. И я всегда боюсь, что если во время изучения книги буду давить, требовать, то ребята никогда больше не возьмут её в руки. И всё же надеюсь, что они её перечитают. Также, как и Евгения Онегина. Всю глубину этого произведения можно оценить только с годами. Ещё Твардовский говорил, что Пушкин приходит к нам в детстве, а мы приходим к нему с годами. Поэтому мне хочется, чтобы ребята перечитали эти книги: Чехова, Бунина, Лермонтова.

— Недавно одним священником Русской Православной Церкви высказывалось мнение, что из школьной программы по литературе нужно исключить произведения Ивана Бунина, Антона Чехова и Александра Куприна. Что Вы думаете по этому поводу?

— С точки зрения священника, произведения этих авторов пропагандируют свободную любовь и опасны для души подрастающего человека. Я не совсем согласен. Наоборот, в такой литературе есть эстетическое противопоставление тому, что молодые люди видят в действительности, Интернете, на телевидении. Может быть, нужно установить возрастной ценз для этих произведений — 16+? Но не исключать их из программы. «Чистый понедельник» Бунина показывает борьбу светского и православного в душе героини, хотя там тоже есть сцена свободной любви без венчания. Для того и нужен учитель, чтобы завуалировать некоторые моменты, акцентировать внимание на том, что будет полезно.

— А есть ли место современной литературе в школе?

— Мы советуем, предлагаем много хороших книг, которые развивают ученика, способствуют увлечённости чтением. Потому что одна книга может зажечь, и человек начнёт читать. Но я всё же склоняюсь к проверенной временем классике. И моя авторская программа направлена именно на переосмысление классической литературы. Даже «Реквием» Ахматовой: десятая глава, центр поэмы, — это образ Богоматери. Попробуйте представить себе произведение без десятой главы: оно сразу рассыплется, хотя в главе всего две строфы. И драма матери как лирической героини предстаёт перед нами в совершенно других красках. Вот какую силу даёт обращение к евангельским образам в литературе.

— Как вы считаете, мешает ли система ОГЭ и ЕГЭ изучению литературы?

— Отвлекает, но не мешает. Например, введение итогового сочинения требует пересмотра места русского языка и литературы в школе. Мы стали возвращаться к доброй традиции. Из своего опыта помню, писали это сочинение по целой тетрадке.

Сейчас дети перегружены подготовкой в вузы, набором баллов, им иногда не остаётся времени, чтобы заниматься творческими проектами. Но если человек хочет и увлечён, у него нет преград. Дети не стали меньше читать из-за того, что готовятся к ЕГЭ.

— Назовите, пожалуйста, Ваши самые любимые три книги?

— В три книги не уложусь. Перечитывал много раз «Онегина», «Войну и мир». А любимым автором остаётся Бунин. С возрастом это само определилось: перечитываю его чаще. Мне нравятся и художественный стиль этого автора, его слог, образность размышлений, взгляды. Никогда бы в студенческие годы не подумал, что буду увлечённо читать «Жизнь Арсеньева».

Новости по теме

В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В Управлении Казанской епархии состоялось итоговое заседание экспертной комиссии I этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»
Анонсы и объявления 9 апреля 2024
В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»

12 апреля в Казанской православной духовной семинарии пройдёт конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие».

Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ

Воскресная школа «Лествица», действующая при храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани, реализует детский образовательный проект «Азбука веры».

Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры

8 апреля 2024 года на портале Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки опубликован приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности Казанской православной духовной семинарии в отношении уровня высшего образования