Митрополит Феофан: Мы призваны строить не стены, а мосты

2317
Фото

26 мая 2016 года состоялась традиционная беседа митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Алексеем Кулешовым.

Ведущий: Сегодня в Казани открылось заседание исполнительного бюро организации «Объединенные города и местные власти». Оно происходит в России впервые. В столицу Татарстана приехали более 200 представителей 97 муниципалитетов мира. Среди прочего обсуждали и проблемы миграции.

В том числе и об этом мы поговорим сегодня с нашим гостем, который также стал участником дискуссии. В представлении он не нуждается — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер!

Ведущий: С Вашего позволения, начну немножко с другой темы, потому что в минувшую субботу Вы отпраздновали свой 69-й день рождения. Поздравляем от всего сердца! Хотел спросить вот о чём: вся Ваша жизнь связана с Церковью. Вопрос: почему Вы в принципе выбрали этот путь? Времена были не те, что сейчас, мягко говоря. Не было когда-либо соблазна уйти в мир все-таки?

Митрополит Феофан: Вы знаете, очень много различных бывает встреч, публикаций, в том числе, и о моей скромной персоне. И когда говорят: «Да вот они такие, да вот у них вот так», — подумали ли они о том, что в то время, как Вы сказали, идти в Церковь уже было подвигом? Сам по себе выбор являлся подвигом, потому что ничего хорошего не ожидалось за это дело — никаких особых зарплат не было, а была возможность стать оклеветанным или просто смещенным — не понравишься какому-нибудь председателю городского Совета или Первому секретарю. Но это был выбор по душе, по совести.

И на вопрос, не жалею ли, отвечу: никогда у меня не было минуты разочарования. Жалею иногда о том, что когда я шёл, а потом принимал монашество, все-таки мысли были другие.

Ведущий: А «другие» — какие?

Митрополит Феофан: Я хотел принять монашество и в монастыре где-нибудь молиться, нести послушание, какое дадут… Но жизнь сложилась по-другому. Так Бог велел и Церковь, что всё мое служение оказалось не в тихом монастыре, а в многолюдных местах: в столицах мира, в больших городах.

Ведущий: Я бы даже сказал, в «горячих точках».

Митрополит Феофан: В «горячих точках», да. А сожаления нет никакого, кроме того, что не всё успеваю сделать.

Ведущий: Жалко, что в сутках только 24 часа?

Митрополит Феофан: Да.

Ведущий: В день Вашего рождения, в субботу, состоялась закладка памятной капсулы в основание строящейся Болгарской исламской академии. Насколько это важно, что и Вы, в том числе, как глава митрополии, были на этом событии?

Митрополит Феофан: Думаю, что это очень важно. Вообще, система образования — тем более, религиозного — очень важна. Откуда рождаются «ИГИЛы», откуда появляются экстремисты, откуда межнациональная рознь? Из невежества, когда начинает каждый по-своему толковать религиозные истины, которые давно уже, можно сказать, отработаны. И то, что строится новая исламская духовная академия — это доброе дело. Наверное, гораздо лучше, когда будущие имамы, муфтии будут получать образование там, где их корни. Мы же знаем, сколько проблем было, когда сотнями уезжали, вроде бы, на учебу заграницу и, к великому сожалению, возвращались иногда совсем с другими духовными «ценностями».

Ведущий: И этим ценностям учили здесь.

Митрополит Феофан: И этим ценностям учили здесь. Поэтому, я считаю, это очень важно! И пусть Господь помогает, чтобы и построили побыстрее этот исламский духовный центр образования, и преподаватели, профессура чтобы была достойная, и чтобы академия исламская послужила самому главному — правильному духовному образованию будущих религиозных деятелей.

Ведущий: Строительство этой академии неразрывно связано с возрождением собора Казанской иконы Божией Матери. Как продвигается этот вопрос?

Митрополит Феофан: Жаль, что я не взял хотя бы фотографии. Я ежедневно, а то и по два раза в день бываю [на стройке]. Полностью уже [вскрыт старый] фундамент, раскопки проведены на соборе, а это огромный труд. Там ведется научная работа, работают археологи, находят интересные вещи.

Ведущий: Есть сюрпризы какие-то?

Митрополит Феофан: Сюрпризы есть. Конечно, находят монеты, есть старинные изделия керамические. Даже в том храме, который был пещерным, под самим собором, в некоторых местах сохранились остатки росписей. И очень хорошо, что не просто экскаватором всё берется и ломается, а очень тщательно, научно, методично подходят к памятнику.

Ведущий: Хочется же побыстрее, наверное, чтобы строили?

Митрополит Феофан: Тысячу раз буду выражать благодарность Президенту Минниханову за такое мудрое, государственно дальновидное не только для Татарстана, не только для России, политическое решение. Сегодня я был на этом форуме, приводил пример того, как надо выстраивать межрелигиозный, межнациональный мир и согласие с учетом всех интересов. И сейчас работа идет, постоянно собирается оргкомитет… Посовещались, а через неделю должны доложить, кто что сделал.

Ведущий: Если говорить о дне сегодняшнем, Вы привели Татарстан как пример межнационального мира, межрелигиозного мира и согласия, в том числе, назвав главным, что это есть на бытовом уровне.

Митрополит Феофан: Да.

Ведущий: А когда Вы впервые приехали в Татарстан, год назад уже фактически, Вы сразу это заметили? Удивило ли это Вас?

Митрополит Феофан: Мой опыт общения довольно богатый, и я это почувствовал в народе. Я никогда не встречал некоего даже завуалированного негативного отношения. Вижу семьи смешанные, когда где-то иду... Кстати, после наших с Вами программ ко мне часто подходят мусульмане. Где-то остановился на дороге, там продают рыбу. Человек подходит ко мне: «Я — мусульманин, но постоянно смотрю Вашу передачу. Она нам нравится». Это свидетельство, что между людьми [разной веры] нет антагонизма. И дай Бог этот мир сохранить.

Ведущий: Ценности христиан и мусульман, в принципе, единые и одинаковые.

Митрополит Феофан: Что касается особенностей религиозных, конечно, мы веруем каждый по-своему. Я много раз говорил, что главное — это признание бытия Божия. Второе — мы верим в загробную жизнь, знаем об ответственности в будущем за прожитую здесь жизнь. Мы не верим в базаровский «лопух на могиле», в уход в небытие. Поэтому нравственные ценности, набор которых мы имеем, во многом схожи и мы должны их отстаивать.

Ведущий: Следующий вопрос так или иначе связан с нравственными ценностями. Хотелось бы поговорить о детях и об интернете. Вопрос настолько серьезный, что 30 мая в Казани впервые пройдет республиканский форум в защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.

Я себе статистику позволю от специалистов. В России около 14 млн. подростков пользуются интернетом, до 40% из них посещают нежелательные сайты, в том числе, хотя бы единожды порнографического характера, а 15% страдают игровой зависимостью. Бить во все колокола, наверное?

Митрополит Феофан: Просто бить в колокола — колоколов не хватит. Набат: люди мира, опомнитесь! Атом тоже хорошее дело: электростанции работают, ходят ледоколы, но есть и жуткая «игрушка», которая способна погубить весь мир. Всё начинается с головы, в том числе, и то, что интернет часто приносит вместо пользы большой вред. Кто-то начнет говорить о цензуре. Не в цензуре дело! Если мы видим, что река выходит из берегов, может затопить населенные пункты, нанести ущерб — делаем дамбу. Так надо оградить и от этого наплыва через интернет не просто нежелательной, а убийственной для детского разума информации.

Ведущий: А как поставить дамбу в этом случае? Интернет же не закроешь, не отменишь. Выдернуть кабель и отключить?

Митрополит Феофан: Кабель — нет, зачем? Программы, вообще-то, надо тоже смотреть, выбирая, какие. Может быть, блокировать стоит что-то, если идет речь о развращении, о призыве к суициду, о том, чтобы стать богатым любой ценой, через киллерство даже. Это же нарушение закона!

Ведущий: А такие сайты закрываются — и Роскомнадзор за этим следит, и прокуратура.

Митрополит Феофан: Такие сайты закрываются, но очень слабо следит Роскомнадзор. Второе. Мы должны вести просветительскую деятельность, в первую очередь, в семьях, с детьми работать… Когда папа и мама видят, что ребенок увлекается не тем, нужно подойти и объяснить. Родители в первую очередь должны быть озабочены. То же самое — в школах. Надо рассказывать детям о том, куда может завести интернет. Но и в плане законодательном нужно более четко прорабатывать те нормы, которые ограничат проникновение всякой гадости, особенно в отношении детей.

Ведущий: Еще одна проблема, которая каждое лето обостряется. Она тоже связана с детьми, с родителями. Лето, жара, открываем окна настежь — и дети начинают выпадать просто из окон. За эту неделю четыре случая уже!

Митрополит Феофан: Эта проблема только в родителях, на них полностью лежит ответственность. Здесь никакой закон не выпустить, который поможет и будет работать. Надо, может быть, чаще и через СМИ об этом напоминать, какие-то программы по телевидению показывать. Даже, может быть, с очень жесткими уроками, конечно, не травмируя, но показывая, как падает ребенок. Обсудить, что бывает, привести статистику, и родителей призывать беречь своих детей.

Ведущий: Статистика с наступлением лета, к сожалению, не радует.

Владыка, другая тема — это пребывание Казанской иконы Божией Матери в Казахстане. Вы помните, с каким скандалом всё это начиналось. Некоторые верующие высказывались категорически против того, чтобы вывозить икону из храма Ярославских чудотворцев. Как проходит путешествие и когда икона вернется?

Митрополит Феофан: Мне трудно сказать о таких людях, что у них правильная вера. Это то, о чём я в самом начале говорил.

Ведущий: Конечно, православные — они ходят в храм.

Митрополит Феофан: Понимаете, «право славить» — значит, самое главное, любить ближнего своего. А где же наша вера, когда [не хотим помочь] тысячам людей в теперь уже другой стране, но бывшим нашим соплеменникам, нашим братьям и сестрам? Духовно они истощены, а мы что, не должны им помочь? Десятки тысяч людей приходят поклониться Казанской иконе Божией Матери!

С другой стороны, если хотите, это и Казань прославляется: «Вот в Казани такая величайшая святыня! Смотрите, как казанцы к нам отнеслись. Они привезли эту икону, и мы можем теперь ей поклониться». А завтра те, кто не успеют поклониться там, поедут к нам, в Казань! Это то, к чему мы должны стремиться, к братским узам, которые объединяют нас. Не надо стен строить. Мы знаем, что много стен настроено. Не стены, а мосты нужны.

Ведущий: Владыка, в руках у Вас возобновленный журнал «Православный собеседник». Насколько важно это издание и для чего оно?

Митрополит Феофан: «Православный собеседник» имеет большую историю, он издавался ещё Казанской духовной академией. Для чего? Здесь будут и научные работы, и информация о жизни Церкви, будут и страницы для дискуссий. Журнал не только, скажем, для внутрицерковного пользования. Я думаю, что он будет интересен большому кругу читателей.

Ведущий: То есть, и мирянам есть что почитать?

Митрополит Феофан: Да, в первую очередь.

Ведущий: В первую очередь — для них? Почему?

Митрополит Феофан: Священники многие вещи и так знают. А мирянам разве не интересно, чем живет Церковь? Мы можем потом завести страничку ответов на вопросы. Я также призываю мирян, чтобы готовили публикации.

Ведущий: Свои публикации, чтобы печатались здесь, в этом журнале?

Митрополит Феофан: Да, конечно. Достойные, естественно, с ними поработает редакция журнала. И издание симпатичное такое.

Ведущий: Фотографии — более чем.

Митрополит Феофан: Фотографии, полиграфия… Разве не интересно здесь вот посмотреть, как ребята учатся, как жизнь идет у нас? Думаю, что это доброе дело.

Ведущий: Как часто журнал будет выходить?

Митрополит Феофан: Надо еще набрать сил, мы посмотрим. Нужен авторский коллектив. Надо, чтобы издание не было таким сереньким журнальчиком, но чтобы читателям хотелось быстрее дождаться нового выпуска.

Ведущий: Я поглядел, есть рубрика «Христианство и Ислам». То, о чём мы сегодня с Вами говорили.

Митрополит Феофан: Да.

Ведущий: Уже хочется заглянуть в него.

Митрополит Феофан: Конечно! Поэтому, я думаю, интересно будет. Так же, как и мусульманские СМИ я внимательно постоянно просматриваю — мне интересно, чем живут наши соседи, братья наши.

Ведущий: Что ж, спасибо большое! Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был сегодня у нас в гостях. Благодарим и наших зрителей за внимание. До свидания! Еще увидимся.

Митрополит Феофан: Всего доброго!

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.