Экскурс в недавнее прошлое

3286
Фото

Анну Тимофеевну Володягину знают все в монастыре. Сейчас ее можно увидеть в церковной лавке, но долгое время она проработала в Детском корпусе воспитателем, можно сказать, «стояла у истоков» его организации. Как это происходило? Какие впечатление произвел на нее монастырь, когда она впервые вошла в стены обители? Об этом. — рассказ самой Анны Тимофеевны...

Родилась-то я в деревни Антоновка, что в Камско-Устьинском районе. Семья наша всегда верующей была. Помню, мама рассказывала, как она еще в семилетием возрасте вместе со взрослыми пешком ходили в Раифский монастырь. (Мама моя с 1898 года, из деревни Красновидово, тоже Камско-Устьинского района, значит, это было, наверно, в году 1914-ом.)

Поруганная святыня

Мне же самой привелось увидеть Раифский монастырь, когда уже преподавала в родном селе. Ребят-школьников привозила в Казань и сюда, на обелиск и в дендрарий. Монастырь был заброшенным тогда, разрушенным. На его территории находилась колония для несовершеннолетних преступников. Помню, подвела ребят к стенам монастыря: вокруг заборы, все закрыто, вышка стоит тюремная, проволока натянута колючая... Было такое жуткое ощущение от всего увиденного — святыня поругана.

В 1969 году по промыслу Божиему переехали мы с мужем Павлом Николаевичем и двумя детьми в Раифу. Супругу предложили работать в спецучилище. Я же начала трудиться в Волжско-Камском заповеднике, а затем — преподавать в Раифской школе, в Садовом, где и проработала до 1981 года.

Грех

В те годы при сельском клубе работал драматический кружок, мы его вместе с мужем посещали. И вот как-то нас пригласили выступить в клубе на территории колонии. Со спектаклем. Постановка шла на сцене клуба — Грузинском храме нынешнем. Где сейчас вход — была сообружена сцена (вход был с другой стороны, а где сейчас церковная лавка — там находилась радиорубка).

После спектакля прихожу домой, а на душе тяжесть. Хоть и заброшенный — но ведь монастырь! А мы тут в храме спектакль разыгрываем. Ох...

Как только открылась обитель, тут же пошла исповедоваться в своем грехе. Помню, что исповедь мою принимал отец Дионисий: плакала я так! Стыдно... Оправдывала себя временами: как говорится, «с волками жить — по волчьи выть».

В стенах обители

В 1981 году, когда я пришла уже в спецучилище (колонию) работать, помню, в Троицком соборе станки стояли. Где церковная лавка сейчас — был участок, на котором муж, Павел Николаевич, работал. Каких только станков не было: и токарные, и столярные, и сверлильные, шлифовальные, слесарные. Некоторые даже немецкого производства. В подвале Трорицкого собора хранили стружку, отходы. Сборочный цех был устроен прямо в алтаре. Вспоминать страшно... Где сейчас клирос — инструменталка и испытательный участок. А на нынешнем выходе из храма — место, где выдавали инструменты. Рядом еще два токарных станка, на которых работали вольнонаемные... А впереди — большой пролом, через который загружали станки и выгружали стружку.

А в храме в честь преподобных отцев Синайских так же, как и сегодня, была трапезная — столовая, а алтаре располагалась кухня. На втором не знаю, что было, но в 30-ые годы, по архивным данным и по воспоминаниям, тоже была столовая — специально для стахановцев.

Рядом, в братских корпусах, находилась кузница, а в Алексеевских, на первом этаже — красильна, а на втором же — тоже какие-то мастерские. По всей территории монастыря вдоль стен — проходная галерея. В старом казначейском корпусе во время Великой Отечественной войны располагалась швейная мастерская. А где нынешняя канцелярия, «Белый домик» назывался, там комсомол заседал...

В 1991 году, когда в колонию впервые прибыл отец Всеволод с вопросом о передаче монастыря, я работала учителем, была секретарем парторганизации. Директор Чернов Владимир Иванович собрал всех нас, объявил, что монастырь передадут Церкви. В строчном порядке начали строить новые мастерские за территорией обители. И как будто стало дышать легче: мы радовались, что теперь храм будет рядом...

Знакомство с наместником

Архимандрит Всеволод (Захаров): «Обитель стала для всех нас родным домом...»

С самим же отцом Всеволодом я познакомилась ближе к 1999 году, когда в монастыре появились первые мальчишки-воспитанники. Где сегодня располагается швейная мастерская, ребята делали уроки, а на против — их спальня.

7 марта 1999 года приехал в Раифскую школу, где я на тот момент преподавала, отец Давид. Спросил у меня: не хочу ли я поработать с детьми из обители, домашние задания им помочь готовить. Пригласил меня в монастырь, познакомил на работу. Мне кажется такого человека, как отец Всеволод, уже не будет никогда.

В 2001 году построили Детский корпус. Яркое было время. Интересное. Чистое какое-то.

Именно в эти годы мне вдруг ясно стал виден тот путь к Богу, который я начала еще в детстве...

Промысел

Лето. Жара. Засуха. Мы вместе с родителями идем крестным ходом, с иконами и молитвой, встречаем крестный ход из другого села. После общей молитвы — благодатный дождь! Мы, дети, мокрые и довольные. И так несколько раз крестным ходом ходили: с разных деревень, с разных сторон, а после встречи и совместной молитвы — долгожданный дождь! Еще помню крестный ход вокруг деревни, и помню мальчика-инвалида, которого посадили прямо на землю и над ним все иконы проносили... Как сейчас слышу пение молитв...

Потом храма в деревни не стало. В 50-е годы в нем организовали школу. Священника уже не было. Но старожилы-верущие создали молельный дом, куда мы с мамой ходили на все великие праздники. А как мы ждали Пасху и Рождество! Вспоминаю, какими вкусными были пирожки с мясом, а на Пасху мама готовила сладкую пасху из творога.

Да, из храма сделали школу, убрали купол и колокол. И в этой школе я начинала преподавать! Страшно подумать! А муж рассказывал, что их класс располагался в алтаре... Кое-где проглядывали лики святых, но потом все закрасили. Рассказывают, что как-то в школе попытался жить директор, то не смог: просыпался от звона колоколов. Когда же и школу закрыли, то в бывшем храме стал клуб, затем медпункт был. А сейчас, слава Богу, возрождают, и население помогает.

Сколько времени прошло. Сколько неправильностей совершено. Греха. Бог милостив. Привел меня в монастырь. И я сегодня здесь.

Пока рассказ Анны Тимофеевны готовился к печати, в семье Володягиных произошло важное событие: Анна Тимофеевна и Павел Николаевич обвенчались.

Новости по теме

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева
Публикации 7 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Сибирчи Апастовского района РТ. Героиней фильма стала художница Наталья Зайцева.

На колокольню Раифского монастыря установлен отреставрированный купол На колокольню Раифского монастыря установлен отреставрированный купол

4 марта в Раифском Богородицком мужском монастыре состоялась установка отреставрированного купола с крестом на колокольню с надвратным храмом в честь Архистратига Божия Михаила.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года