Публикации

О народных традициях празднования Рождества Христова

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Беседовал Фарид ХАБИБУЛЛИН
О народных традициях празднования Рождества Христова

В эти дни православные верующие празднуют Рождество. После 7 января наступают Святки, длящиеся 12 дней, в течение которых отмечается праздник. О народных традициях, связанных с этим праздником, в программе «Тема» телеканала «Эфир» рассказала Мария Леонтьева, участница фольклорных студий «Оберег» и функционирующем при Духосошественском храме Казани ансамбле «Духов день».

— Мария, расскажите об истории создания  вашей группы.

— Наша студия была образована четверть века тому назад. За это время через нее прошли сотни участников. Некоторые из них уже обзавелись семьями, и теперь их дети посещают студию. Источником вдохновения для казанских музыкантов послужила известная пластинка Пола Уинтера и Дмитрия Покровского. Джазовый ансамбль и фольклорный коллектив, исполнявший не шаблонизированную советскую народную музыку, а настоящую народную музыку, сделали совместный проект. С тех пор под руководством Луизы Ильдусовны студия изучает мировоззрение, традиции и культуру русского народа.

— Но студию ведь не только песенные традиции интересуют…

— Да, потому что культура — это не только песни. Для того, чтобы понять культуру, недостаточно исполнять народные песни, носить кокошник и искусственную косу. Нужно соблюдать старые традиции. Наша студия придерживается календарного аграрного цикла, который был у наших предков. Мы отмечаем Пасху, Рождество, Масленицу, Троицу

— Мария, давайте поговорим о колядках. Что это такое?

— Колядки — это славянские обрядовые песни. Люди в языческие времена с помощью колядок призывали божество — Колёду, надеясь, что в новом году у них будет здоровье, хороший урожай и богатство. Но с приходом христианства колядование превратилось в христославление. В этнографических текстах говорится, что «вечером они ходют и к каждому к окну подходят и поют, Христа славят, и им за это дают: кто колбаски, кто пару яичек…». То есть Рождество — это праздник, который не столько для себя, сколько для того, чтобы делиться радостью с окружающими. Радостью от того, что Бог стал человеком ради того, чтобы человек стал Богом. Чтобы в мир пришел Свет, причем не только к богатым и известным людям, успешным в социальном смысле. Иисус родился в яслях. Он появился на свет в Вифлееме у двух смиренных и чистых людей. И с тех пор люди делятся этой радостью, исполняя песни.

Как Церковь относится к колядкам?

— А чем должны заниматься православные в эти дни?

— В эти дни принято посещать богослужения. Шестого ходят на утреннюю Литургию, а после этого — на вечернюю и ночную службы. Очень хорошо, если люди причащаются, потому что радость праздника в этом случае чувствуется особенно, ведь мы становимся едиными. В эти дни принято также ходить в гости и накрывать праздничные столы.

— Мария, где Вы находите материал?

— Есть несколько десятков песен, которые исполняют многие фольклорные коллективы. Иногда проводятся большие мультижанровые фестивали, на которых фольклорные исполнители из разных регионов страны исполняют народные песни. Музыканты иногда спрашивают: «Откуда вы знаете столько песен и партий?!». А это просто золотой фонд, в который входит и колядка. Это все было записано исследователями задолго до нас, и сейчас эти записи хранятся в архивах консерватории. В Казани функционирует Центр русского фольклора, который занимается организацией экспедиций и записью песен. Мы в последние годы тоже организуем экспедиции на территории Казанской губернии.

Хочу отметить, что южнорусские колядки и южные песни самые распространенные. Они очень красивые и довольно легкие, поэтому их многие исполняют. Разумеется, в каждом регионе ансамбли пытаются сохранить уникальную традицию, присущую их местности, поэтому казанская очень сильно отличается, скажем, от нижегородской, хотя Нижний Новгород находится от нас недалеко. От брянской и курской казанская отличается еще сильнее.

— А существует что-нибудь казанское?

— Казанских колядок в нашем репертуаре пока нет, бабушки их не помнят. Мы вдохновляемся творчеством народных ансамблей, учим их песни. Затем с помощью бабушек разыскиваем другие версии и сравниваем с их исполнением.

— Кто такие ряженые? Это тоже традиция?

— Ряженые — это колядочная традиция. У каждого народа был карнавал, который помогал людям  психологически разгрузиться. Некоторые примеряли на себя образ другого человека или животного, то есть играли роль. Одни наряжались медведем, другие — козой… Бабы наряжались мужиками и наоборот. Можно сказать, что это был своего рода карнавал.

— А игры какие-нибудь были?

— Конечно. Молодые люди ходили ряжеными, колядовали, а затем в арендованном у какой-нибудь бабушки или вдовы доме угощались, пели, плясали, танцевали кадриль, играли.

— Честно говоря, не знал, что кадриль — это народное.

— Кадриль — это народное. Просто советская хореография изображает ее несколько иной. А мы показываем, что на самом деле представляла собой кадриль. Мы посетили отличную вечеринку, на которой присутствовали поклонники различных танцев, в том числе и латиноамериканских. Некоторые ребята, исполняющие парные социальные танцы, пробовали танцевать кадриль и очень удивлялись, что у нас такое есть. Здесь очень большой простор для того, чтобы показать свое отношение к человеку. Есть возможность увернуться от того, с кем ты не хочешь танцевать. Раньше на вечерках парни и девушки друг к другу присматривались, стараясь образовать пару для танца.

— Есть традиция играть в «Самовар». Расскажите поподробнее об этой игре.

— Игра начинается с того, что игроки приносят какие-нибудь вещи, которые им не нужны. Например, статуэтку, кабачок, крем для рук или стопку одноразовых пеленок. Все это складывается в общий мешок, а маленький ребенок их достает и говорит, кому они предназначаются. Получается очень смешно.

— Девушки пели и колядовали, а парни чем раньше занимались в это время?

— Парни тоже колядовали. Без парней страшно колядовать, потому что можно было нарваться на злую собаку или неадекватного человека. Поэтому парни колядовали вместе с девушками. Центральной фигурой являлся гармонист, которому девушки вышивали рубашки и украшали лентами гармонь. Гармониста старались беречь, ведь он играл четыре часа подряд. Это очень тяжелый труд.

— В настоящее время вы сами шьете сарафаны?

— Некоторые шьют сами, а другие заказывают нашим мастерицам. В любом случае, мы используем только костюмы, которые носили в Казанской губернии. Мы не выступаем в воронежских или мордовских.

— А почему ансамбль называется семейным?

— У нас занимаются люди совершенно разных возрастов. Есть трехлетние дети и даже двухлетние, которые занимаются в группе «Родня». Изначально ансамбль был детским, но наш руководитель считает, что на занятиях должны присутствовать и родители. Мы вместе печем жаворонки и куличики и вместе вышиваем. И поскольку родители находятся рядом с детьми, они тоже приобщаются к культуре. Надо сказать, что мальчики у нас совсем по-другому запели, посмотрев на своих поющих пап. Девушек у нас, конечно, больше, чем парней.

— Говорят, что вы занимаетесь благотворительностью.

— Мы стараемся заниматься этим по мере своих возможностей. В этом году мы оказываем поддержку волонтерской инициативе «Старость в радость». Это очень большой федеральный фонд, у которого есть отделения в Казани. Он ежегодно собирает подарки для домов престарелых. После Рождества мы совместно с православной молодежью посетим дома престарелых и вручим подарки пожилым людям.

Рождество — это праздник милосердия. Когда родился Богомладенец Христос, то волхвы принесли Ему, лежащему на соломе среди волов и овец, дары. Они принесли золото, ладан и смирну — самые дорогие в то время вещи. Также и мы призываем людей вспомнить о социально незащищенных слоях населения. И пусть в ваши дома придут счастье, мир и благополучие.

— Мария, спасибо за теплые слова и интересную беседу.

Теги:
Рождество Христово
фольклорный ансабль
Мария Леонтьева
интервью

Православие в Татарстане

Все публикации