Рожденный 19 января

3718
Фото

К 80-летию со дня рождения татарстанского фотохудожника Александра Семенова

Живет в нашем с вами районе обыкновенный человек — Александр Георгиевич Семенов. Все у него, «как у людей»: учился, работал, создал большую семью, умеет дружить и помогать людям, не умеет только без дела сидеть. Вот и сейчас, в весьма почтенном возрасте, учит ребят рабочим профессиям в колонии для малолетних правонарушителей. Но есть у него и «особинка» — творческая жилка. Он фотохудожник, его работы демонстрировались в Вашингтоне и Сингапуре, Европе и Азии...

Во многих городах России посетители многочисленных фотовыставок любовались его работами — в первую очередь пейзажами родной стороны. Александр Георгиевич — один из тех, кто принёс известность казанской школе фотографии. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан — и очень простой в общении и по образу жизни человек. Мне не раз доводилось писать о нём в светских изданиях, это было интересно и, в общем-то, просто: красота спасет мир — и точка. Но писать для православного альманаха? То есть, взглянуть на человека, с которым дружишь вот уже полвека, под другим углом зрения, сопоставить наше отношение к вере и Богу... Это вызывает большие раздумья, сомнения... И дает повод ещё раз проверить самого себя: а насколько крепка твоя собственная вера? Что такое вера в жизни современного человека? Слова — это, всё-таки, только слова. Действия-то куда важнее. И та же память с готовностью подсказывает: а помнишь, как радовался Саша, когда они с Людой (Людмилой Анатольевной, конечно) повенчались после многих десятилетий супружеской жизни!

Вот, оказывается, и тут не все просто... Где же критерий? И снова вспоминаю: «По плодам их узнаете их».

Так что, может быть, не слишком я уклонялся от объективности, когда писал в других печатных органах о творчестве Александра Семёнова, о его семье и друзьях? Ведь есть у меня немало примеров (Бог даровал!), когда люди искренне любят своих ближних — и не только семью! Когда дарят им и всему миру душевную чистоту, плоды своей деятельности и бескорыстную помощь...

...Когда в седьмом часу утра прибежал Кирюша и сказал, что дед зовет за песком ехать, мы с женой, ошарашенные, заметались, собирая ведра, ванночки, ещё какие-то емкости: ведь вчера ве­чером Саша (дед Кирюши) в ответ на мою просьбу без особого, надо сказать, энтузиазма пообещал после обеда съездить с нами на остров за песком — мы собрались печку перекладывать, а песок — белейший, солнечный, чистое золото! — на острове, без лодки туда никак. И вдруг — семь утра!

Саша стоял на берегу, прила­живал подвесной мотор, улыбал­ся как-то необычно, смущенно:

— Знаешь, я сон сегодня ви­дел…

Я, весь еще впопыхах, кивнул: ну?

— Мне Патриарх наш при­снился... Алексий Второй.

Я опять кивнул, потому что оторопел, не знал, что ответить.

— Он мне руку протянул...

— Саша посмотрел на меня с интересом: как отреагирую. А я молчал. — Я её и поцеловал! — он улыбнулся своей детской наивной, открытой улыбкой.

Седые волосенки топорщи­лись в разные стороны, ежиком никак не назовешь, зубов уже половины нет, лицо круглое, без­защитно-открытое…

— Она теплая, рука-то! — за­смеялся он растерянно-счастли­вым смехом.

Саша, Александр Георгиевич, иногда с интересом расспрашивал меня про церковь, про службы, про «почему молитвы не на русском языке», подчас даже начинал как бы оправдываться: я, мол, тоже в Бога верю, но по-своему... Ох уж это «по-своему»! Сам я прошел через это, знаю. Так и откуда взяться вере-то, если родился Саша в том самом 37-м, который стал зловещим символом отказа не только от веры, часто — и от родителей даже...

Ему-то, Саше, повезло. Отец его, Георгий Александрович, работал конструктором на за­воде — «почтовом ящике», сей­час известном как ПО «Завод им. Серго» (ПОЗИС), строил корабли, катера, но потом худо­жественная, творческая жилка привела его в пущенный в 1943 году ДК «Родина» — сначала художником, а потом руково­дителем изостудии, из которой вышли все известные сегодня зеленодольские художники стар­шего поколения.

Мне легко представить, как рос Саша. Гляжу вот, как он возится с Кирюшей, внуком, учит его держать в руках и то­пор, и стамеску, и фотоаппарат. Так же и сам он, Саша, еще школьником, а потом студентом Зеленодольского судостроитель­ного техникума ходил в студию к отцу, впитывал не только на­выки, но и внешне негромкую, но глубокую любовь к родному городу, к Волге, к природе, ко­торой щедро одарил Господь эти края, Республику Татарстан. Работал в проектно-конструк­торском бюро, на заводе, выс­шее образование получил на вечернем отделении Казанского авиационного... И фотографиро­вал, фотографировал, стремясь поделиться с отцом, с друзьями пьянящим чувством Прекрасно­го — а его было столько вокруг!

...Сороковые, пятидесятые... Не мне судить Сашину и соб­ственную юность, для нас она была прекрасной, как бы ни старались очернить это время нынешние либералы-западники. Интересно было бы представить их в той действительности, в тех условиях: с кем бы и где они были? Право судить не каждому дано — это уж как минимум. Правильная ведь есть еврейская поговорка: хотел бы я быть таким умным, как моя жена потом... А мы сегодня вспомина­ем, что в одном классе учились тогда и сын замминистра, и сын уборщицы, и татарин, и еврей, и если что, стояли мы друг за друга и до «первой крови», и до какой надо... И все получили то образование, о каком мечтали и какое смогли получить по своим способностям, а не по знаком­ствам, блатам или взяткам.

Нас тогда окружали и пе­стовали замечательные люди. В фотокружке зеленодольского дома пионеров Сашу приметил известный в то время фотограф З.Д. Михайлов. С 1958 года Саша часто бывал в Казани, в Госмузее Татарстана, где вокруг замеча­тельного фотографа и чудесного человека О.К. Лебедева груп­пировались и фотолюбители, и «профи»... Возник фотоклуб «Волга» при казанском ДК име­ни Ленина; в среде фотографов (не только казанских!) родилось понятие «казанская фотошкола». Перечислять выставки, награды и призы Александра Семено­ва — безсмысленное занятие. Скажу только, что в 1967 году он первым из фотохудожников Татарстана стал участником и медалистом выставок в Англии, Польше, Чехословакии, Таилан­де... Фотография, которую вы здесь видите, называется «Рус­ский сувенир», и она приоткрыла многим людям на Западе и Вос­токе красоту мало знакомой (а то и вовсе до того неизвестной) страны — России. На выставке 1969 года в Вашингтоне она офи­циально была названа «одной из выдающихся работ выставки».

Но я хочу рассказать не об этом — Александр Семенов отмечен многими наградами и титулами как фотомастер и в таком признании не нуждается. Я о преемственности. Старшего сына Семенов назвал Георгием — он сейчас в Санкт-Петербурге, что называется, успешный фото­художник (Георгий — сын от первого брака, но не мне судить кого бы то ни было, за нас и о нас очень точно сказал Арка­дий Райкин: «Сколько же нас развело-о-сь!», увы!).

Кирилл — сын дочери Та­тьяны, он и по внешности ста­новится «вылитый дед», и по­могает ему во всем. На берегу Волги, в деревне Курочкино, где у Семеновых вот уже четверть века свой дом (понятное дело, не коттедж, а строение типа «изба») и где неисчислимое множество необходимых дел, Кирюша и другие Сашины внуки проводят все лета. Кирилл своими глазами и руками учится пилить и колоть, копать и строить. Саша — он рукастый. Когда в воровские 90-е у него зимой из-за ценного металла украли котёл, он своими руками, почти «в однёху» пере­брал разоренную баню. А ещё Кирюша ходит с дедом по полям и лесам, теперь уже и сам фото­графирует, и на компьютере вме­сте сидят в «фотошопе», так что на республиканской выставке Кирилл представил композицию (теперь это, кажется, называется «презентация») «Времена года»: классическая музыка и дедовы фотографии, красивое оформле­ние — презентацию высоко оценили. Красавица Регина учится в художественной школе и, что называется, подает надежды... Да и у Кирюши фамилия под­ходящая — Надеждин... Второе лето с этими внуками (двумя из семи) Семеновы отправлялись на теплоходе — сначала по Волге, по святым местам, потом — по Каме, в Пермь...

Не хочется выглядеть занудой-резонером, но не могу не сказать, что так и должно повсе­местно быть: поддержка и живой пример в семье, в школе — и реальные возможности попро­бовать свои силы в состязании с равными на более высоком уровне.

Про школу я не случайно упомянул: сейчас Александр Георгиевич, находясь на «за­служенном отдыхе», работает преподавателем спецдисциплин в профессиональном лицее № 25 г. Зеленодольска. Ребята его любят — и этим все сказано.

Еще один талант Александра Георгиевича — умение дружить и щедро дарить себя людям. Ста­раниями Людмилы Анатольевны (бабули Люды) и самого Саши их квартирка на улице Тургенева в Зеленодольске и особенно домик в Курочкино давно превратились в уютный «странноприимный дом» или просто место теплых встреч с друзьями — иногда единомышленниками, иногда и наоборот. Семеновы демокра­тичны по сути: своего мнения не скрывают и чужое заведомо не отрицают. А сажают к надра­енному самовару и поят особым семёновским чаем, настоянным на мелиссе и мяте, да и рюмоч­ка-другая, понятное дело, най­дётся. Сиживали тут и канадец Кузьма (грозился даже дом тут купить, так ему Курочкино по­нравилось), и Сэм — тоже из Северной Америки, и нынешние иностранцы — тогда почти род­ные — ребята из Литвы... Но не это главное. Главное — дело. Кто ни обратится к Саше за помо­щью — сделает, даст, что нужно, а не то отправится по деревне к друзьям и знакомым, которых у него великое множество, и не успокоится, пока не найдёт, не сделает. Хорошо, Люда ино­гда тормозит, а не то бы раздал всё (в скобках напомню: и при этом говорит, что верит в Бога «по-своему». Впрочем, Господь любит праведников).

Сколько выставок он помог оформить своим друзьям (и не только друзьям) — фото­графам! Часто Саша делает это без всякого намека на матери­альное вознаграждение, просто по движению души: любит он людей, любит живое творчество. Любит, конечно, и новомодные словечки, ощущает себя в этих случаях «профессиональным дизайнером» — так и пусть. А то, что любит, когда его хвалят, — так какой творческий человек этого не любит? Перечитайте «Блистающий мир» А. Грина: человек умел летать, но мог это делать, только когда собирались люди и смотрели на его полет... Это я к слову: о современных тиражах книг, о выставках...

Одну выставку своих работ Саша сделал однажды прямо в деревне. Народ в воскресенье пошёл на переправу и увидел на заборе множество фотографий большого формата. Кто-то уз­нал себя и своих родных, кто-то — знакомых. Останавливались, ошеломленные, к счастью, катер, как всегда припозднился, смо­трели долго и отходили, светясь улыбками... Можно, я не буду тут ставить акценты и разводить философию? Да и не умею это­го делать. Лучше расскажу еще одну историю. Даже две.

Случился в деревне пожар. Увы, дело житейское: по пьяни уснул мужик (имя тут не важно), не погасив сигарету, ладно, сам жив остался — в одних трусах выскочил. Два дома сгорели. А напротив старики, Анатолий Платонович и Катенька (так их в деревне зовут), вышли из дома и обмерли: полыхает вовсю, и ветер прямо на них. Катя под­толкнула мужа, Анатолий вынес образ Богоматери и выставил перед собой, молиться начали, сколько сил было: «Защити, спа­си, Матушка!» И огонь сначала как бы стих, а потом разгорелся ещё сильнее — но повернул в сторону, не тронул дом стариков. Рассказали они про это Саше, он их, счастливых, сфотографиро­вал на память — и даже «гоно­рар» не отказался взять: ведро картошки. Конечно, скептики и тут могут сказать: «случайность», «совпадение»... Сколько же надо таких «совпадений», чтобы по­няли люди: ужасные испытания послал Господь нашей стране в прошлом веке, потому что не просто оскудела в народе вера, а отреклись от Него, многие даже служить сатане стали сознатель­но — в первую очередь, конечно, из нашего брата, интеллигентов...

А у Саши ещё одно «совпаде­ние» было. Он любит (и всегда любил) храмы фотографировать, однажды надо было ему отска­нировать несколько снимков. Пришел к друзьям в родной авиационный, своего сканера у него тогда еще не было. Ребята ему все снимки отсканировали — а один так и не смогли, как ни бились. На нем были лошади сняты, которые в разоренном храме стояли...

* * *

Пять лет назад Александр Геор­гиевич отметил свое 75-летие. Накануне дня его рождения он выпустил книгу своих работ под названием «Простое про­странство», в создании которой приняли участие и сотрудники «Раифского Альманаха».

И, как написал Родион Коло­сов в концовке своего материала об Александре Семенове, ... было это в конце января, ведь родился он 19 января, в День Крещения Господня, в День Богоявления! Показалось ему это сочетание многозначительным, ведь 19 января 1937-го, рокового года родился простой, естественный человек, который живет своим интересом и любовью к ближ­ним...

Новости по теме

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева
Публикации 7 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Сибирчи Апастовского района РТ. Героиней фильма стала художница Наталья Зайцева.

«Каждому надо начать с поисков тишины»: игумен Кизического монастыря о своем пути к вере
Публикации 13 февраля 2024
«Каждому надо начать с поисков тишины»: игумен Кизического монастыря о своем пути к вере

Он говорит о себе — с раннего детства не сомневался, что станет священником. Мечтает о подвижничестве, называет себя «нестрогим настоятелем» и рассказывает, что на свои вопросы всегда получает ответ от Господа.

Воспитанник воскресной школы Никольского собора Казани стал лауреатом Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» Воспитанник воскресной школы Никольского собора Казани стал лауреатом Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»

В Москве под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения члены жюри подвели итоги XIX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».