Благовест. Рассказ из дореволюционного журнала

3359
Фото

Прочитав рассказ «Благовест» из дореволюционного журнала, Вы наверняка измените свое отношение к колокольному звону

Поговорим о великом и могучем… Нет, не о русском языке. Поговорим о благовесте. Благовест — это мерные удары в один большой колокол. Благовестом верующие созываются в храм Божий к богослужению — звоном возвещается благая, добрая весть о начале службы, потому и «благовест».

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары.

В 110 номере «Троицкого слова», материалы которого мы пересказываем, содержится публикация «Благовест». Тут и красивый текст, и житейские истории — читать интересно, хоть с момента издания и прошло 105 лет.

«Далеко-далеко по лицу земли русской, и в многолюдных городах, и в малых селениях раздаётся повсюду церковный благовест. Ранним утром, когда всё пробуждается к повседневным делам, призывный гул колокола приглашает православных в храм воздать благодарение Богу, показавшему им свет (до революции утреня служилась не вечером, как сейчас, а именно утром, примерно в 5 часов — прим. ред.).

Около полудня Церковь благовестом к обедне зовёт нас помолиться о добром и полезном для душ наших, обратиться к Богу в своих нуждах и заботах, у Него искать себе подкрепления и сил.

Вечером, когда приближается время отдыха телесного, Церковь приглашает нас, хоть на время, позабыть всю суету земную, и дать отдохнуть также и душе, измученной и усталой ото всех житейских забот и треволнений.

Православный русский человек, заслышав благовест, если дома находится, то с молитвой на устах из рук работу опустит; если он в пути или в поле — снимет шапку и перекрестится. Окажется ли он на безлюдной дороге или в тёмном лесу, где шумят от ветра лишь кроны деревьев, и донесётся до него отдалённый гул колокола — он обнажит голову, осенит себя крестом и сердцем встрепенётся, словно голос чей любимый, такой родной и близкий голос послышался ему.

Поистине благую весть несёт этот звук колокола — весть о воплощении Спасителя, о Его страдании, смерти и Воскресении. Есть у нас, к Кому обращаться в житейских нуждах, к Кому прибегать в земных наших горестях, заботах и огорчениях. И вот о чём гудит нам колокол: если тебе грустно, православный христианин, если тяжело приходится — не отчаивайся, не унывай, иди скорей в церковь на зов благовеста, помолись от всей души с упованием на любовь Божью, и Господь тебе поможет, утешит тебя и вразумит.

Раз в зимнюю ночь, под воскресенье, подошла к проруби на Волге едва прикрытая лохмотьями, обутая на босу ногу, молодая крестьянка с грудным ребёнком на руках. Пьяный распутный муж пропил всё в доме, последнюю одежонку с себя и жены. Теперь уже не в первый раз избил он её и выгнал вон из дому на мороз. Терпение несчастной истощилось, сердечная решилась утонуть вместе с дитятей. Вот она у проруби: целует ребёнка, крестит его, последний раз молится на церковь; помолившись, снимает с себя крест и кладёт близ проруби на снегу… Господи! Спаси несчастную! Ангел Хранитель, удержи её!..

И сердце радуется, когда слышишь звон церковный…

В эту минуту раздаётся благовест к заутрене, звучно дрожит в воздухе первый удар колокола… Вздрагивает молодая, точно испуганная голубка; оглядывается на церковь и, зарыдав, потом перекрестившись и быстро подняв крест, лежавший на снегу, надевает его на себя и бегом бежит с ребёнком к церкви... Здесь, в церковной сторожке, её отогрели и прожила она в сторожке целую неделю.

Между тем, проснувшийся муж напрасно ищет свою семью у соседей. На вопросы о жене и ребёнке все ему отвечают: «Загубил ты, разбойник, испортил жизнь хорошей жене. Где ей быть? Наложила, видно, на себя руки». Проснулась совесть в мужике: он зарыдал, покаялся в своём тиранстве, клялся, дал зарок оставить худую жизнь, только бы Господь сохранил ему жену и ребёнка.

И действительно, все соседи удивлялись, как после этого случая быстро изменился мужик: совсем другим человеком стал. Начал он жить с женой в любви и согласии, сделался трезвым, работящим. Сын у них вырос, стал хорошим человеком и теперь первый в приходе крестьянин: набожный, трудолюбивый, зажиточный.

Вот какова благодатная сила благовеста: не раз уже проникала она глубоко в душу, наводила человека на память о Боге и отклоняла от худого дела».

Продолжение следует

Новости по теме

В Казанской школе колокольного искусства начался новый обучающий курс В Казанской школе колокольного искусства начался новый обучающий курс

В Казанской школе колокольного искусства при Никольском кафедральном соборе Казани стартовал новый трёхмесячный курс обучения. Занятия в школе проходят три раза в неделю в вечернее время.

«Христианином может стать только тот, кто видел христианина». Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова)
Публикации 22 октября 2023
«Христианином может стать только тот, кто видел христианина». Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова)

Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова). О приснопамятном архипастыре рассказывает клирик Казанской епархии иеромонах Кирилл (Корытко)

Митрополит Кирилл освятил колокола Казанского храма в селе Старое Чурилино Митрополит Кирилл освятил колокола Казанского храма в селе Старое Чурилино

2 сентября митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил освящение колоколов храма Казанской иконы Божией Матери в селе Старое Чурилино (Арский район Республики Татарстан).

В храме села Русское Никольское установлен колокол, отлитый по благословению митрополита Кирилла в память о погибшем офицере — участнике СВО В храме села Русское Никольское установлен колокол, отлитый по благословению митрополита Кирилла в память о погибшем офицере — участнике СВО

18 августа на колокольню Никольского храма в селе Русское Никольское (Лаишевский район РТ) был поднят колокол в память о погибшем участнике специальной военной операции лейтенанте Владиславе Сидорове. Колокол был отлит по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла в память об офицере-танкисте, погибшем при исполнении воинского долга.