Взаимное единение и молитва — пути к спасению и благоустроению Русской земли

2588
Фото

Мы продолжаем публиковать материалы «Известий по Казанской епархии» вековой давности. Сегодня мы обращаемся к размышлениям казанских пастырей по поводу событий, переживаемых в то время нашей Родиной

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. СХХVII, ст. 1)

Мы являемся в настоящее время свидетелями государственных событий чрезвычайной важности: ради скорейшего доведения войны с жестоким врагом до победного конца, Государь Император Николай II, «в согласии с Государственной Думой, признал за благо отречься от престола Государства Российскаго и сложить с себя верховную власть»; государство оказалось «безгосударным», как говорили наши старинные предки, т.е. без государя; верховная власть перешла к избранному всей Россией благоверному временному правительству, впредь до Учредительного собрания, которое и определит форму государственного правления, долженствующую заменить упраздненный самодержавный монархический строй. Таковы события! Познаем в них не только волю русского народа, но и всегда благую и совершенную волю Всевышнего, Который «владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан. IV, ст. 14). Примиримся с этими событиями и поучимся от дней древних, как мы должны вести себя в наступившем новом лете Отечества нашего, чтобы принести свою посильную лепту на дело устроения нашей Родины в переживаемые ею тяжелые дни. Считаем нужным пояснить: мы будем учиться от дней древних петому, какая форма государственного правления наиболее спасительна сейчас для нашей Отчизны. Речь об этом не должна раздаваться с настоящего священного места, потому что христианство призывает верующих подчиняться всякой законной власти. Святой Апостол Павел говорит: «Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (Римл. XIII, 1). И Сам Иисус Христос, живя на земле в пределах Римского языческого государства, приглашал своих слушателей воздавать «Кесарево Кесаревы». Христианство в его историческом существовании уживалось и уживается со всяким политическим порядком. Итак, не о формах государственной жизни будет наша речь — политика не дело Церкви; мы побеседуем о тех способах действования и путях, какими наши предки приходили к спасению Отчизны.

Святая Русь уже испытала в своем многовековом бытии «безгосударное» время, во многом напоминающее наши дни. Недовольная своим царем, Москва свергла с престола Василия Шуйского 17-го июля 1610 года, не избравши ему преемника. Внутри страны в населении были раздоры и смуты, а со вне наседали на Русь поляки и шведы. Положение «безгосударнаго» Московского государства стало особенно отчаянным к осени 1611 года, когда в руках внешних врагов оказалась не только западная часть нашей страны, но и самое сердце России — Москва. Тогда-то для спасения Отчизны, под предводительством доблестного князя Д.М. Пожарскаго, создается знаменитое, так называемое, второе ополчение; оно же, под именем «Совета всея Земли», принимает на себя обязанности временного общеземского правительства, заменившего упраздненную царскую власть.

Революция — огромное несчастье для России

Революция — огромное несчастье для России

Сорганизовавшееся временное правительство «ссылается» грамотами со всеми Русскими городами и горячо призывает русских людей встать «за-один» объединиться, чтобы во-первых — отразить Польских и Литовских людей, а во-вторых, чтобы на учредительном собрании — земском соборе избрать постоянную желательную народу государственною власть — «кого Милосердый Бог даст». Надежда на помощь Божию, которая, в конце всего, только и может исцелить великую государственную разруху, это как бы исповедание слов псалмопевца — «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» — эти надежда и исповедание ясно сквозят во всех грамотах, посылавшихся от временного правительства, Вера во всеисцеляющую Десницу Всевышнего захватила и весь народ, и особенно в Понизовье, Поморье и в Замосковном крае — на север от Москвы. Народ не переставал горячо молить о помощи Божией к своему государству, а для действенности своей молитвы наложил на себя добровольный подвиг строгого поста. По сообщению письменных документов того времени люди «постилися по своему изволению от недели и до субботы, а постилися три дня — в понедельник, во вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели»; ради строгости поста даже «и скотом своим не даяху ясти»1. Также и члены учредительного собрания — представители Русского народа, съехавшиеся на земский собор в 1613 году, прежде чем приступить к великому делу избрания постоянной государственной власти, очистили свою совесть молитвой и трехдневным строгим постом. В результате народных усилий Русь была спасена: Москва и государство были очищены от внешних врагов, а народные представители избрали носителя верховной власти по своему хотению и по Божьему изволению. Но Русь была спасена только благодаря тому, что русский народ, по призыву временного правительства, встал «за-один», благодаря тесному единению народа, оставившего давнишние смуты и ссоры, благодаря единению, спаянному, как крепким цементом, молитвой к Богу и надеждой на всесильную помощь Божию. Вот поучительная и утешительная для переживаемых нами дней страница из древнерусской истории, подтверждающая справедливость слов псалмопевца: «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж».

Казанская епархия в дни революционных событий февраля–марта 1917 года в Казани

Казанская епархия в дни революционных событий февраля—марта 1917 года в Казани

Возлюбленные! И наше государство, как и Русь начала XVII века, оказалось сейчас, по воле Божией, без государя; верховная власть перешла к благоверному временному правительству, облеченному доверием народа в лице его представителей. И пред нашим Отечеством и его правительством стоит сейчас двоякая задача: с одной стороны—отразить грозного внешнего врага, рассчитывающего на временное замешательство внутри нашей страны, а с другой — со всей серьезной вдумчивостью отнестись к вопросу о форме государственного правления, который будет решаться на предстоящем Учредительном собрании. Для скорейшего успешного достижения этих двух целей нам нужно, подобно нашим предкам начала XVII века, забыть на время наши личные и партийные счеты и споры, не нарушать в тылу мирного течения жизни, встать «за один», объединиться и в крепком взаимном единении и единении с правительством принести все силы нашего ума, сердца и воли на алтарь Отечества. Теперь больше чем когда-либо человеческая сила только в единении, как это легко видеть из следующего наглядного примера.

Можно легко изломать веник, разобранный на отдельные прутики, но никогда Вы не переломите тот же веник, крепко связанный в одно целое. Так и относительно великого русского народа: его легко поразить, если он раздроблен на отдельные части, и, напротив, его невозможно сразить, если он будет представлять собою прочно спаянное целое.

Цементом, объединившим наших предков в начале XVII века в единую дружную семью, способную на мощную внешнюю оборону государства и на плодотворную созидательную работу внутри страны, послужило не только благо Отчизны, но и вера в Бога с горячей молитвой к Нему о Его всесильной помощи. И нам, возлюбленные, нужно теперь особенно усердно обращаться к этому испытанному средству, памятуя, что только «Господь», в конце всего, «крепость людям своим даст», что только «Господь благословит люди своя миром». И при всех наших объединённых усилиях «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Пусть непрестанно несется от нас молитва к Царю царствующих и Господу господствующих:

«Господи Боже наш! Прими усердное моление и благодарение наше пред Тобою, прости вольная и невольная прегрешения наша, благослови венец наступающаго лета Отечества нашего Своею благостию, укрепи, умудри и благослови новых правителей Державы Российской и вложи в сердца всех граждан Отечества нашего послушание правителям России не токмо за страх, но и за совесть. Да будет во всем великом братстве России единение, любовь, мир и всепрощение. Во всех начинаниях и действиях правителей Державы Российской приведи, Правосудие и Человеколюбче Господи, нашу Родину к славе и благосостоянию. Подаждь и воинам земли Российской вкупе с воинством союзников наших победу над врагами, и да утвердится во всех народах земли правда, мир и радость во славу имени Твоего».

Но пусть эта молитва несется не только из уст наших, но и из сердец наших, согретых горячею непоколебимою верою в Бога Промыслителя, содержащего в Своей длани судьбы народов. Тогда эта молитва веры русского народа, объединённого в дружную семью, преданного интересам Родины и её временному правительству отразит внешнего врага от пашей Отчизны и приведет ее к внутреннему процветанию. Тогда эта молитва веры объединённого народа, говоря вообще, спасет Отчизну, как спасла ее в 1-й четверти XVII века.

Протоиерей Н. Писарев

Новая жизнь

Давно назревал совершившийся государственный переворот. Быть может, он оказался бы естественным уже по общему ходу исторической жизни, неминуемо развивающейся в сторону народного самоуправления. Но события последнего времени ускорили возможное в будущем отдаленном. Гибельное само по себе, постоянное правительственное недоверие к обществу и представителям народа не было связано за последнее время с творческим талантом и, что особенно тяжко, с честным служением Матери-России. В тяжелые дни кровопролитной войны, в целях достижения победы и отечественной будущей славы, еще можно было мириться с тяготой и разрухой жизни русского тыла, но терпеть очевидную измену Родине, и даже на ратных полях, безмолвно созерцать гибель Русской государственной силы и народные бедствия, быть немыми свидетелями преступно проливавшейся народной крови, — на это не хватило у Русских людей ни совести, ни сил... Войска перешли на сторону поднявших восстание и организовавших переворот Петроградских рабочих и Государственной Думы... 3-го Марта 1917 года бывший Государь Император был вынужден подписать акт известного отречения от престола Государства Российского!..

Это было сто лет назад, так недавно и так давно…

Это было сто лет назад, так недавно и так давно…

В дни перехода от вековой, освященной святою Церковью, Русской старины к неизвестному пока будущему как-то скорбно и жутко на сердце. При том и грозный враг попирает еще родные земли и угрожает столице Государства... Что будет: засияет ли над страдалицей — родиной солнце истинной свободы и истинного процветания?.. Да поможет Господь Бог России. Пока несомненно одно: что совершилось, то совершилось бесповоротно. Отцы и братие! В дни исключительных событии в жизни беззаветно любимой Родины забудем остроту и непримиримость своих партийных споров и личных обид. Дело не в нас, дело в Матери-России, строющейся, страдающей, великой. Она выше нас, она жила до нас и переживет наше земное время. Мы безраздельно подчинились Временному Правительству и твердо исповедуем, что анархия и произвол всюду гибель и смерть. И это последнее особенно в безпримерные дни войны, когда все наши помыслы должны быть направлены к родным окопам и к достижению необходимейшей победы. Только там, на разоренных врагом родных полях, выковывается ныне существо еще пока блещущей Русской свободы. Противник воины — враг России, враг проливающего кровь народа.

В эти грозные дни сольемся как можно теснее с своею паствой и не оставим ее в погибельном для неё одиночестве. Сделаем для паствы всё, что можем: с терпением, с любовью, даже не переоценивая строго значения ошибок Нового Правительства и бедствий тяжкого переходного времени. Успокоим её, заставим приняться за постоянный повседневный труд, — труд во имя ратного дела, во имя победы. Учась сами, будем вразумлять неуклонно и ее смыслу текущих событий. Будем за народ и с народом. Верующие, простые души должны сказать решающее слово... А там, что сделает Бог... Там, после победы, примемся за дружное созидание новой Русской жизни, которая, при нашем старании, может дать не малые блага и Русскому православному многострадальному духовенству. Только больше искренности в отношениях с паствой и преданности святому Православию, только больше сознания, что в рабстве греху и диаволу не живут истинные сыны свободы, только бы нам самим воспрянуть от сна и покоя и, братски объединившись, взаимно поддерживать друг друга. Только бы во главе Русской жизни в будущем не встали люди, отрицающие всякое значение за Христовой Церковью и церковной верой. Только этого должно бояться, и внедрять эту правду в сердца всех пасомых — наш пастырский долг, долг настоящего исторического момента. Будем же созидателями жизни, но не беспомощными свидетелями совершающихся событий: если соль осолится, то не выбрасывают ли се на попрание людям... Повторяем: будущее внешней жизни Христовой Церкви, при новых условиях существования Русского государства, при Божией помощи и пашем братском взаимодействии, может не оказаться хуже недавнего её печального (со стороны внешнего положения) прошлого. Судьбы возлюбленного Отечества нашего в руках Божиих. Божественная же помощь не оставляла России в её тяжёлые годины. Мы твердо верим, что Господь благословит нашу ревность о славе Божией и процветании Русского православного царства и в настоящие великие, исторические дни. Отче наш! Да будет воля Твоя, да приидет царствие Твое.

Редактор «Известий но Казанской Епархии», священник А. Лебедев

Новости по теме

Держава Царицы Небесной
Публикации 15 марта 2024
Держава Царицы Небесной

Образ Пресвятой Богородицы Державная был явлен относительно недавно, чуть более 100 лет назад. Произошло это чудесным образом 15 марта 1917 года — в день, ставший знаковым для целой эпохи нашей страны.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском
Публикации 10 февраля 2024
Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского