Историческая памятка по вопросу о патриаршестве в Русской Церкви

4221
Фото

Патриаршество в России впервые было учреждено при царе Феодоре Ивановиче, в 1586 году. 26 января 1589 года Константинопольским патриархом Иеремией в патриархи Русской Церкви был торжественно поставлен митрополит Иов и через два года по поставлении была получена от Восточных патриархов грамота об утверждении патриарха в Москве, подписанная 3-мя патриархами, 42-мя митрополитами, 19-ю архиепископами и 20-ю епископами. Московский патриарх должен был занимать место после патриарха Иерусалимскаго.

При введении патриаршества в России предполагалось дать Русской Церкви и устройство соответственное Восточным патриархатам. т. е. разделить Русскую Церковь на митрополичьи округа, которые бы обнимали собой несколько епархий, при чем епархиальные архиереи должны были быть в такой же зависимости от митрополитов, как последние от патриархов. На самом деле такое деление не состоялось, и лишь четыре епархиальных Преосвященных — Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий получили сан митрополита, что, разумеется, не могло изменить существенно положения епархиальных церковных дел. Юридически власть патриарха ничем не отличалась от власти прежнего митрополита и патриарх пользовался лишь известными богослужебными преимуществами.

Как и митрополит, он носил белый клобук, но с крестом или херувимами; на митре у него был крест, которого не было у митрополита; перед ним во время выхода и выездов несли не только крест, но и свечи, он один только из архиереев сидел, при совместном служении, на горнем месте; архиереев причащал из своих рук.

К 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви

К 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви

Первые патриархи — Иов, Гермогеи, затем Филарет и Никон имели для своего времени особо важное церковно-государственное значение, являясь неизменно охранителями и защитниками русских народных святынь и русского национального быта. Митрополит Гермоген, милостию Божией, уже причислен святой Церковью к лику Божиих святых. Известно, что среди авторитетнейших и образованнейших иерархов Русской Церкви есть лица, глубоко и убежденно верующие, что Господь прославит и укажет для всецерковного прославления и других святых Своих из Русских патриархов. Последние русские патриархи Иоаким п Адриан по-прежнему стояли на страже русских национальных особенностей. Патриарх Адриан, разумеется, не мог ободрить преобразовательных попыток Императора Петра Великого, часто направлявшихся к унижению и православной веры. Не проявляя прямой оппозиции, он молчаливо был главой недовольных вводившимися Петром на Руси иноземными немецкими порядками; в лице же его и само патриаршество оказалось на Руси, таким образом, символом недовольства реформаторской деятельностью Императора. Император Петр Великий мало дорожил Православием. Не трогала его красота и каноничность церковного устройства. В октябре, поэтому, 1700 года, когда умер патриарх Адриан, сначала ему не было назначено преемника, а затем вскоре же во главе управления Русской Церковью был поставлен Рязанский митрополит Стефан Яворский с титулом местоблюстителя патриаршего престола.

Так закончился недолгий первый период существования (1589 —1700) патриаршества в Русской Церкви и чрез некоторое время (с 25 января 1721 года) начался так называемый Синодальный период ее жизни.

В хронологическом порядке русские патриархи первого периода существовании патриаршества в Русской Церкви исчисляются нижеследующим образом. Патриарх Иов (1589—1605), Игнатий (грек, впоследствии принявший унию; был поставлен в патриархи самозванцем, без собора святителей). Гермоген (1606—1612), Филарет (отец государя Михаила Феодоровича, — 1619—1633). Иоасаф (1633—1640), Иосиф (1642—1652), Никон (1652—1666), Иоасаф (1667—1673), Питирим (в 1673 г.), Иоаким (1674—1690) и Адриан (1690—1700).

Патриархи Синодального периода (1721-1917): Тихон (1917-1925), священномученик Петр, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола (1925-1936), Сергий (1936-1943 — местоблюститель; 1943-1944 — патриарх), Алексий I (1945-1970), Пимен (1971 — 1990), Алексий II (1990 — 2008), Кирилл (2009 — наше время).

Новости по теме

Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских
Публикации 19 декабря 2023
Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских

Празднуя славную память святителя и чудотворца Николая, вспоминайте, дорогие братья и сестры, и его богоугодную жизнь, его дивные дела веры и благочестия.

«Казанская семинария как она есть»: протоиерей Владимир Самойленко
Публикации 14 ноября 2023
«Казанская семинария как она есть»: протоиерей Владимир Самойленко

Интервью кандидата философских наук, преподавателя кафедры исламоведения Казанской духовной семинарии Елены Рогатиной с ректором Казанской православной духовной семинарии протоиереем Владимиром Самойленко.

«Стараемся идти по тому пути, который Бог нам начертал…»
Публикации 1 ноября 2023
«Стараемся идти по тому пути, который Бог нам начертал…»

О своей преподавательской деятельности и современном положении Казанской духовной семинарии поговорим с профессором, доктором педагогических наук, заведующим кафедрой филологических и общегуманитарных дисциплин Павлом Петровичем Тереховым.

Милосердия двери отверзи нам, Богородице
Публикации 6 июля 2023
Милосердия двери отверзи нам, Богородице

Слово, сказанное Высокопреосвященнейшим Никанором, архиепископом Казанским и Свияжским, 23 июня (6 июля по н.ст.) во Владимирском соборе города Казани