Пост у яслей Спасителя

3194
Фото

Начался очередной Рождественский пост. Для чего православный христианин приходит к светлому празднику Рождения Спасителя мира не путями радостного новогоднего томления, но, как некий солдат, по полосе препятствий воздержания и пристальной борьбы? Для чего покаянный плач? Для чего сосредоточенное молчание? Для чего мы не в праздничных одеждах за накрытыми столами, но как бы в парадных военных облачениях ждём появления Господа?

Здесь, может быть, стоит подумать о том, почему в наших храмах вообще принято стоять на службах. По многим причинам… Но может быть ещё и от того, что уж очень хочется присесть (прилечь, уснуть)? Для чего нам древний византийский этикет в храме, царские одежды священства, бережно хранимые обычаи и правила? Может, из-за того, что изменчивый мир так упорно намекает нам, что всё непостоянно: то, что вчера было злом, становится добром; что вчера считалось добродетелью, перестаёт ею быть; слова теряют силу, меняют значения… Может быть каноны нашей Церкви всей своей аскетичностью просто опровергают этот царящий повсеместно, расслабляющий душу хаос — защищают нас от него?

Как провести Рождественский пост

Как провести Рождественский пост

Путь за Вифлеемской звездой предстоит не близкий, опасный, и Младенец родится не во дворце, но в пещере. Как же Церкви две тысячи лет каждый год приходить сюда заново — именно сюда?! Как не привыкнуть? Как не потерять направление? Как встретить именно Бога, а не красочный муляж в Интернете? Апостол Павел говорит ясно: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13, 8). И неизменный Христос как бы отвечает: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Получается, дорогу ко Господу мы знаем: на этом пути Крещение, и сорокадневный пост нашего общего Учителя перед выходом Его на Служение, и молитва, и безропотные страдания, и Светлый день Воскресения.

В одном не меняется мир — зло, как всегда, в моде. И, хотим или не хотим, если мы христиане, то, судя по всему, души наши тут на войне, а молитва и пост, как дисциплинирующие начала, как плоды нашей ответной любви к Богу, — единственные верные орудия в борьбе с хаосом за возможность снова и снова видеть ясли Спасителя.

Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость» — те качества, которые только и могут вырвать нас из повседневного графика плотской жизни ради духовного путешествия к празднику Рождества Христова, чтобы на этом празднике быть нам не зрителями-чужаками, но соучастниками радостной Тайны, чтобы дух, укротивший тело, стоял там в светлом облачении воина Христова и слышал голоса ангелов поющих грядущему Царю: «Аллилуйя!».

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»