Схиигумен Сергий (Златоустов): Любовь к Богу превыше всего

4189
Фото

Ученик Королева, Сергей Златоустов почти всю жизнь занимался разработкой систем обеспечения жизнедеятельности космонавтов и преподаванием в Казанском Авиационном институте. В 60 лет профессор КАИ Сергей Златоустов пережил клиническую смерть. Когда сердце остановилось, Сергей взмолился к Богу: «Господи, прости мои грехи и верни на землю, чтобы я смог Тебе служить». Вскоре после этого профессор принял иноческий постриг с именем Филарет, а в 2006 — великую схиму с именем Сергий. Схиигумена Сергия из Раифского монастыря многие знали как опытного духовника и обращаются к нему за советом.

— Когда начнутся последние времена и обещанные катаклизмы, а люди будут массово принимать антихриста, как нам устоять и не принять его? Как не купиться на слова лжепророков? Или православные и Православная Церковь в этом смысле находятся в безопасности?

— В безопасности никто не находится. Все зависит от каждого человека в отдельности. Если человек на самом деле принял Христа и выполняет заповеди, хотя бы в основном, то он более-менее защищен. А если он христианин только на словах и выполняет одни обряды, то никакой защиты нет. У нас есть такие, что приезжают в монастырь, быстренько пробегают, ставят два десятка свечей и уходят. И они думают, что заслужили какую-то благодать. Это же чушь. Самое главное — исполнение заповедей. Из них самая первая любовь к ближнему. Если ты ненавидишь, или презираешь, или вообще не любишь кого-то из твоих знакомых или встречных, или прочих, то считай, что у тебя уже защиты нет. Если мог оказать помощь кому-то, нуждающемуся или больному, даже просто помочь кому-то перейти улицу и не сделал этого — это уже грех, тоже прореха в твоей защите. Все зависит от тебя. Если четко выполнять все основные правила, то ты защищен. А выполнять не очень хочется, лень. Очень часто откладывают на завтра — сегодня я проживу так, а завтра я уж буду выполнять все требования, исходящие из заповедей — десяти заповедей моисеевых и заповедей блаженства, которые дал Христос. Их вроде много, но все они сводятся к одному, к любви и уважению к ближнему.

— А как же заповедь любви к Богу?

— Любовь к Богу превыше всего.

«В мире сейчас острейший дефицит любви»

— Как подготовиться к концу света?

— Заранее никакого сообщения о конце света не будет. В Евангелии говорится, что это произойдет совершенно внезапно, и никто не знает ни дня, ни часа. «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:40). А предварительные изменения в мире, конечно, будут происходить, они плавно и происходят. Скажем, нарастание безнравственности сейчас уже идет вовсю. Воровство — уже стало нормой фактически, обман. Я знаю по нашей стране, поскольку в монастырь много приезжает людей и обманутых, и просто недовольных. Но еще раз говорю, что никаких особенных изменений перед концом света не будет. В Новом Завете говорится, что, может быть, больше будет землетрясений, каких-то атмосферных явлений.

Но это не будет такой катастрофической чередой, когда после относительно спокойной обстановки один за другим начинаются катаклизмы. Не будет этого. Поэтому готовиться нужно, но готовиться нужно в расчете на то, что может это быть завтра. А не сидеть и спокойно ждать, блаженствуя где-нибудь на заморском пляже или в ресторане, и ждать что вот будет сигнал, тогда я встану и мобилизуюсь. Надо быть готовым каждый день — об этом много раз говорили и все наши святые, да и само Евангелие.

— Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что русский народ «может, и должен, соделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии». Насколько сейчас эти слова подтверждаются?

Серафим Саровский тоже говорил, что после больших потрясений Россия, наконец, встанет на ноги и будет примером для всего мира. Но пока еще этого нет, и потрясения идут. И, к сожалению, в нравственном отношении никакой подготовки к тому, чтобы стать примером, не видно. Сейчас ведь идеология какая — каждый сам за себя. Настолько жестоки наши люди по отношению друг ко другу, что на этой почве происходит масса преступлений. Люди знают прекрасно, что они обманывают, что они хотят отнять последнее, и идут на это. Убивают иногда своих бабушек, родителей, иногда из-за ничтожной суммы. Убивают детей. У нас очень сильно растет жестокость. Я по своему возрасту хорошо помню довоенное время, помню первые послевоенные годы. Война дала большой толчок общему настроению милосердия. В войну была масса примеров, и не только на фронте, но и в тылу, того, как люди делились друг с другом вещами, продуктами и всем прочим. А сейчас это представить себе невозможно. А что касается слов святителя Игнатия, нужно помнить, что есть святые люди, но это вовсе не значит, что каждое их слово свято.

Россия — печальный пример блудного сына

Россия — печальный пример блудного сына

— Можно ли надеяться, что если будешь верен Богу по мере своих сил, то удастся пережить катаклизмы, сохранить жизнь, здоровье и имущество, ведь «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).

— Спасется не в материальном смысле, а в духовном. А материальные потери вполне возможны и даже неизбежны. Спасение людей вовсе не означает, что они останутся здоровыми, с руками и ногами. По своей подверженности земным невзгодам мы ничем не отличаемся от всех прочих людей. Скорее наоборот — человек, который стремится приблизиться к Богу, обязательно получает болезни или какие-то подобные трудности. Смысл этих страданий в том, что Бог позволяет человеку пережить их в земной жизни, чтобы заслужить Царство Небесное. Эти страдания — искупление тех грехов, которые совершил человек. И мы знаем, что очень многие святые страдали. На Серафима Саровского напали разбойники и изувечили его. Он ходил после этого до конца жизни согнувшись. Сергий Радонежский последний год жизни лежал больной. Тот же Игнатий Брянчанинов тяжело болел, да и многие другие.

— Если мы все-таки спасемся, благодаря верности Богу, то как не начать этим гордиться и не смотреть на других свысока?

— Гордиться нечем и некому. Потому что те, кто стараются выполнить все, выполняют все-таки далеко не все. И если есть элемент такого восхваления, даже молчаливого, в своей душе, если ты считаешь себя лучше кого-то, это уже большой грех. Потому что на самом деле ты не знаешь всех остальных людей.

Главное во всем сказанном одно — надо всем следить за собой. И если видишь, что можешь сделать добро для кого-то из ближних, а ближний — это ближний не по родству, а тот, кто оказался в сфере твоего внимания и досягаемости, надо добро сделать. Если ты можешь сделать доброе дело, но по какой-то причине отказываешься, то это уже грех. Ведь грех — это не только делать плохое, но и когда не делают хорошее, имея возможность это сделать.

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

По закону любви: Неделя о Страшном суде
Публикации 10 марта 2024
По закону любви: Неделя о Страшном суде

В Евангельском чтении на сегодняшний день, который именуется Неделей о Страшном Суде, Господь говорит, по какому принципу будет этот Суд вершиться над каждым конкретным человеком. И принцип этот прост и понятен...