Праздник-сказка

2363
Фото

Скажите, а вы бывали на ночном богослужении в праздник Крещения Господня? Если нет — не поленитесь, обязательно сходите на эту праздничную службу, красивую и завораживающую, словно сказка.

Когда я впервые побывала на ней, у меня возник вопрос: «Почему каждый год телеканалы транслируют торжественные богослужения Пасхи и Рождества Христова и никогда — Крещения Господня?». Впрочем, дело совсем не в торжественности, а в нашем духовном сознании и в наших духовных потребностях. А они, к счастью, у нас имеются, ведь праздник Крещения отмечают многие жители нашей страны и даже некоторая часть представителей нехристианских вероисповеданий.

Кстати, у этого праздника есть еще два названия. Одно из них — Богоявление, потому что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Божественных Лиц: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не Ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.

Третье название праздника, которое мало кто знает — День Просвещения и праздник Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение, и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10).

Ожидание чуда

Что поразило меня во время первого посещения ночной Литургии в праздник Крещения Господня, так это убранство и таинственная, почти сказочная атмосфера, царящая в храме. Посудите сами: храм преобразился до неузнаваемости — он весь в пушистых елочках, и наполнен ожиданием великого чуда. Словно в лесу, в церкви зеленоватый сумрак; тишина и запах совсем особенные — пахнет смолой, ладаном и морозной свежестью. В загадочном полумраке храма мерцает множество свечей, густо клубится ладан, звенят кадила, дрожит синеватый воздух… От лампадок льется тихий свет, и он святой, как и все в храме. Светятся в зелени лики икон, словно живые, с клироса поют знакомое: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный». И на сердце становится светло и радостно. Потому что там, в алтаре, невидимо смотрит на нас Господь во Святой Троице, и мы грешные, кланяемся Ему и молимся о нашем прощении, имея на то надежду. Потому что, как и наш недавно родившийся Господь, мы тоже приняли крещение, и в нас есть Его маленькая частичка, говорящая о нашей сопричастности к совершаемому ныне Таинству. И оттого на сердце благодать, и радостно слышать праздничные тропари, связанные с библейскими событиями. Воспоминая пророка Елисея, который разделил Иорданский поток, явив тем самым прообраз будущей остановки естественного течения реки в момент Крещения Иисуса, пытаешься понять душевное смятение Иоанна Крестителя перед Крещением Того, Кто сотворил этот мир. С трепетом и благоговением вслушиваешься в слова из Евангелия и Апостола, в которых приводятся свидетельства Иоанна Предтечи о Божественной сущности Иисуса Христа, и отрывки из Священного Писания, рассказывающие о Божественной миссии Спасителя.

Великое водоосвящение

В таком внимательном и трепетном молении настолько забываешь о времени, что служба пролетает как один миг, и даже не верится, что время давно перевалило за полночь — лица у всех ясные, просветленные. И вот уже начинается великое освящение воды, проникнутое воспоминанием того евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды — через погружение в нее Бога во плоти.

Священники служат водосвятный молебен, и так хочется в едином душевном порыве присоединиться к ним со священными словами тропаря: «Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех». И вот вода освящена, и батюшка с радостью и ликованием окропляет ею и стоящих в храме прихожан, и все сосуды и емкости с водой, находящиеся рядом. Вода льется, кажется, неиссякаемым потоком: брызги летят во все стороны и сверкают, как серебро — и тут и там.

А потом все подходят ко кресту. Священник встряхивает кропилом, и холодные струйки святой воды текут по лицу, весело сбегая за шиворот. По телу пробегает приятная дрожь, и на душе становится легко и радостно от того, что сподобился посетить храм в такой чудесный праздник.

По окончании службы прихожане выходят из храма, захватив с собой освященную воду, чтобы, придя домой, окропить ею свои жилища, сообщив им благодать великого праздника.

Кстати, многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, отличается от воды, освященной в день Богоявления. На самом деле это не так: в обоих случаях совершается одно и то же чинопоследование, поэтому подаваемая Божественная благодать одинаковая.

Ликование природы

Под гулкий перезвон колоколов богомольцы выходят из храма, чтобы разойтись в разные стороны — каждый к себе домой. Мороз на улице крепчает, оттого небо кажется почти черным, а звезды — яркими. Они блещут, словно хрустальные, разноцветными огнями — голубые, синие, зеленые. На улице морозно, а на душе тепло. Потому что счастлив от прикосновения к чуду, которое было в каждом возгласе, в каждом моменте праздничной службы. Потому что даже природа сегодня празднует: ярко белеет снежное кружево деревьев — легкое, как воздух; под ногами чуточку поскрипывает снег — от мороза он искрится и кажется голубым; даже воздух будто синий, и весь серебрится инеем и мерцает звездами. Идешь из церкви, и все кажется другим — и снег, и звезды, и все-все — святое. И хочется принести домой эти священные запахи церковные, хочется всех растормошить, обнять и поздравить с праздником.

А колокольный звон — то тонкий и серебряный, то мягкий, как бархат, все звучит и звучит. И кажется, что поют не только колокола, но и вся природа и души людей, умиротворенно идущих к своим родным и близким, чтобы одарить их праздничной радостью. А серебристый звон все стелется по земле и плывет куда-то в небеса, без устали славя Бога. И очень хочется, чтобы не было ему конца, чтобы небо всегда так звенело и пели колокола, чтобы сияли звезды и искрился снег, и все люди были добрыми и счастливыми. Ведь именно в такие моменты особенно ясно и четко чувствуешь: с нами — Бог.

Источник: газета «Монастырский Вестник», № 25 (38)

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»