Публикации

Памяти Новомучеников Раифских

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Мария МАХАНЬКО
Памяти Новомучеников Раифских

Отмечая 100-летнюю годовщину начала эпохи гонений на Церковь и в связи с этим говоря о Поместном Соборе и Царственных Страстотерпцах, невозможно не упомянуть о других новомучениках, связанных уже непосредственно с Раифой всей жизнью своей во Христе и последним подвигом. Из современного дня кажется удивительным и почти близоруким то невнимание к растущему в российском обществе расколу всего и вся на протяжении весны-осени 1917 года, проявленное жившими тогда людьми. Не верится, что даже православные люди, служители Церкви могли воспринимать Февральскую революцию как событие, совершившееся на благо Отечества, и что именно Православной Церкви в России придется принять на себя удар той волны неприятия, злобы и насилия, которая развернется на протяжении 1920-1930-х годах, со стороны уже совсем иной власти. Это гонение на Церковь со стороны коммунистического государства во второй четверти XX века было сравнимо по масштабу, последовательности и жестокости с эпохой раннего христианства (первая половина IV века). Среди тех, кого оно коснулось, были и шестеро насельников Раифского монастыря, собравшихся на престольный праздник, 27 января 1930 года в стенах уже закрытой, но по-прежнему бесконечно милой им обители. За это они были арестованы и расстреляны.

Подобно многим мученикам-христианам ранней поры из церковной истории раифские преподобные еще не имеют сложившейся, как говорят искусствоведы, иконографии.

Преподобномученики Раифские и Казанские

Изображения Раифских новомучеников немногочисленны и не принадлежат к работам прославленных мастеров или великих деятелей изобразительного искусства. Два известных сегодня изображения связаны с местом их подвига. Прежде всего, это икона, на которой они стоят у стен Раифы, расставленные как по спускающейся лесенке по лещадкам иконного фона. Хотя этот прием полностью соответствует иконописным канонам и правилам, когда святые того или иного города или монастыря изображены на фоне того места, в котором они были прославлены, в данном случае он напоминает о том, что иноки были изгнаны, а их обитель закрыта. Все они облачены в праздничные служебные одежды, на иеромонахах — красные епитрахили, в руках Сергия и Иосифа кресты, знак того, что они служили праздничную всенощную, т. е. последнюю службу на престольный праздник Раифы 27 января 1930 года, после которой произошел их арест и начался их собственный крестный путь. Остальные четверо стоят, сложив руки на груди крестообразно в ожидании причастия как участники последней Литургии в прежней истории монастыря. Прямые, со слегка склоненными головами фигуры иеромонахов в черных клобуках и рясах, юный послушник в скуфейке... Они подобны столпам, поддерживающим стены монастыря и церковные купола над ними. Истинным центром иконы Собора Раифских преподобномучеников является сама обитель, легко узнаваемая для любого, кто бывал в монастыре: белая трехъярусная колокольня с луковичным куполом Михаило-Архангельской надвратной церкви, пологий купол над барабаном-постаментом и двухъярусная главка с шахматной расцветкой — над церковью с главным престолом, во имя Преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных. Совокупность раифских новомучеников завершена иконой с образом Грузинской (Раифской) иконы Божией Матери, которую на светлом плате несут ангелы в облаках.

Образы преподобномучеников Раифских связаны с обителью напрямую через свои портреты на сводах алтаря домового храма, освященного в честь новомученников. По сторонам от величественного образа Воскресшего Христа на белом фоне стены размещены шесть медальонов, по три с каждой стороны. В них, как в отдельном окне, на молящихся ныне служителей взирают шестеро преподобномучеников, так же как на иконе, облаченные в праздничные служебные одежды. Ликами воспроизводят они все возрасты человеческие — от безбородой целомудренной юности в лице послушника Петра, полных сил средовеков Иова и Варлаама до умудренных светлой радостью старцев Сергия, Иосифа и Антония. Глядя на эти живые, написанные по всем законам академической живописи лики, вспоминаешь древние византийские мозаики и миниатюры, в которых любили помещать портреты святых в медальонах. В окружении цветущих ветвей, побегов и трав, эти образы приобретали особую убедительность, запечатлевая облик монахов-ктиторов и устроителей базилики и мозаик в алтаре Преображенской церкви Синайского монастыря VI века или внешность вселенских святых и чудотворцев в рукописях византийских минологиев, Евангелий и житийных книг. Портреты в разных техниках на досках икон или церковных стенах — лишь малая толика из той дани памяти, которую могут современные православные россияне вернуть страдальцам за веру и любовь Христову.

Стоит надеяться, что со временем число изображений Раифских новомучеников возрастет, поскольку святые нужные живым людям, молитвы к ним возносятся не только на месте свершения их подвига, на Казанской земле. Согласно решению Синода от 26 июля 2017 года (Журнал №22), в Украинской Церкви учрежден Собор Балтских святых, который будет отмечаться 9 (22) ноября. Среди восьмерых подвижников Божиих, родившихся в этой местности, и преподобномученик Иов (Протопопов) Раифский.

Источник: Раифский Альманах №7

Теги:
Раифские преподобномученики
новомученики и исповедники Церкви Русской
Раифский монастырь
святые Казанской епархии

Православие в Татарстане

Все публикации