Публикации

Священномученик Павел Дернов: Всецелое увлечение книгами мирского содержания — это вредная односторонность

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Протоиерей Павел ДЕРНОВ
Священномученик Павел Дернов: Всецелое увлечение книгами мирского содержания — это вредная односторонность

Речь священника Павла Дернова на празднике открытия библиотеки-читальни Елабужского городского духовенства в 1914 году

Первая книга, которую стали читать на Руси, была книга церковная, духовная, религиозно-нравственная. Такою книгой назидались наши предки и в святой вере, и в жизни по вере. И долгое время, во весь период допетровской Руси, самое образование понималось в смысле религии, как научение благочестивой христианской жизни. Школы устраивались при церквях и монастырях, научение грамоте велось по церковным книгам — часослову и псалтири, и грамотность почиталась, главным образом, как средство к преуспеванию в подвиге благочестия. И такое образование, на крепкой основе веры, воспитало в течение многих веков целый сонм великих подвижников, мучеников, чудотворцев, а весь народ русский, под их руководством, сделало в массе «народом-богоносцем», а Русское государство — «Святою Русью». И крепка была Святая Русь духом своей святой христианской веры, и о несокрушимую мощь ее разбивались свирепые бурные волны и внутренних, и внешних бедствий. На ней в полной мере исполнилось Слово Христово: «Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлилась река, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он неупал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 24-25).

Ввиду такого важного значения церковных духовных книг на Руси благочестивые люди искони занимались списыванием книг, а богатые заботились о собирании книжных сокровищ или о составлении библиотек. При этом на самое списывание книги смотрели, как на подвиг, как на дело душеспасительное, богоугодное, к которому приступали после молитв и поста. Да и действительно, ввиду религиозно-нравственного содержания и характера прежней русской книги, — это был подвиг душеспасительный и для списывателей книг, и для собирателей книг. Библиотеки были, можно сказать, неиссякаемым источником того света духовного, к которому стремились все благочестивые люди. Здесь они находили удовлетворение запросам своего пытливого ума, отсюда, из книг благочестивых, они почерпали ответы на вопросы их жизни сообразно с стремлениями и желаниями их сердца.

Как стать хранителями буккроссинга: советы профессионала

Как стать хранителями буккроссинга: советы профессионала

Таково было значение библиотек на Руси в прежние времена. Таковым же, конечно, оно должно быть и теперь, но только далеко не везде оно таким бывает. Ныне, благодаря упрощению и облегчению способа книжного производства и свободе слова, книга сделалась необходимой принадлежностью домашнего обихода всякого мало-мальски образованного человека, расширив, таким образом, круг влияния книги. И это явление нужно бы приветствовать, как весьма отрадное. Но беда в том, что характер книг ныне изменился. Прежние книги характера религиозно-нравственного, серьезного, дельного ныне вытесняются книгой содержания мирского, светского, легкого, мало того — содержания безбожного, безнравственного, убивающего живой дух человека. Церковная книга давно уже вытеснена даже из большинства школ, так что чтение по тексту церковных книг представляет уже непреодолимые трудности для школьников и для взрослых, а смысл церковных книг делается все более и более темным для современного образованного человека. Еще не так давно было время, когда интерес к книгам религиозно-нравственного содержания в образованном обществе совсем отсутствовал. Книги духовного содержания почти не находят читателей вне тесного круга духовенства. Какое поэтому обширное поле было для распространения книги характера мирского, узко практического, приковывавшего все внимание человека к интересам жизни плотской, животной...

Да не подумает кто-нибудь, что мы осуждаем или считаем вредной всякую книгу не духовного содержания, нет, мы говорим только о вреде всецелого преобладания книг мирского характера при полном забвении книг духовного содержания. Полезен и необходим человеку хлеб, но если все его силы будут устремлены исключительно на служение своему чреву, то не унизит ли он своего высокого человеческого достоинства? Полезна, конечно, и книга, например, к доброму устроению земной жизни человека, но печально, если эта книга заставляет человека совсем забыть о его душе. Да, всецелое увлечение книгами мирского содержания — это вредная односторонность. При ней забывают о живой душе в человеке, созданной по образу Божию, и поэтому к Богу инстинктивно стремящейся, подобно растению, тянущемуся к свету солнца. И естественно поэтому, что такая односторонность, уродующая человека и обращающая его из существа духовно-телесного только в телесное, вызвала себе реакцию. Богоподобный дух человека проявил себя в интересе образованных людей к вопросам религиозно-нравственного и философского характера. Умные образованные люди светского круга стали задумываться над разумной целью жизни своей, над ее высоким смыслом. Но так как большинство из таких людей порвали всякие связи с религией христианской в ее истинном, православном понимании, то естественно, что они, блуждая во тьме, разрешали надвигавшиеся на них вопросы в духе, чуждом христианству. И явилось множество учителей жизни и писателей, которые наводнили книжный рынок печатной продукцией характера не только противухристианского, противуцерковного, но и противурелигиозного, вообще безбожного. Додумались ученые люди до того, что стали считать людей потомками обезьян. О всех подобных мыслителях и писателях нужно сказать словами апостола Павла, что «они, называя себя мудрецами, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку. Они заменили истину Божию ложью. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» (Рим. 1, 22, 23, 25, 28, 29).

Благодатный источник утешения

Благодатный источник утешения

И вот в виду пробуждения в обществе интереса к вопросам из области религии и морали — с одной стороны, в виду распространения книг противухристианского, противуцерковного, противурелигиозного характера — с другой, открывается у нас новая библиотека, с подбором книг, отвечающих на высокие запросы современной жизни в духе строго христианском, православном, в духе, в котором искони воспитывался русский народ, — которым создавались его несокрушимые силы.

Эта библиотека, являясь новым очагом духовного православно-христианского света для ищущих его, в то же время может быть названа своего рода духовной крепостью Святой Церкви в ее борьбе с так распространенным ныне неверием, безбожием, всевозможными сектами. Поэтому, приветствуя всех собравшихся на наше скромное торжество, мы приглашаем их и вместе всех, кому дороги интересы Православия и целость народного духа, прибегать в случае нужды к руководству этого очага православно-христианского света и пользоваться предлагаемым здесь духовным оружием в борьбе с врагами Святой нашей Веры и Церкви.

«Вятские епархиальные ведомости», № 18, 1 мая 1914 г., стр. 536-539.

Теги:
Протоиерей Павел Дернов
книга
православная книга
литература
Елабуга

Православие в Татарстане

Все публикации