Публикации

«Диалоги с архипастырем». Выпуск I. О любви к Отечеству

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Беседовал священник Алексий Павлов
«Диалоги с архипастырем». Выпуск I. О любви к Отечеству

Разговором, состоявшимся в преддверии празднования Дня Победы и посвященным любви к земному Отечеству, открывается цикл бесед с правящим архиереем Казанской епархии «Диалоги с архипастырем». В студии епархиальной пресс-службы — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.


Христос Воскресе, братья и сестры!

Мы начинаем с вами цикл встреч, на которых я постараюсь ответить на ваши вопросы. Надеюсь, что эти встречи станут возможностью для диалога паствы с архипастырем. Хотелось бы, чтобы этот диалог носил конструктивный характер и служил свидетельству о Христе, свидетельству о Церкви, свидетельству о Православии. Так в добрый путь!

— Воистину Воскресе, дорогой владыка. По Вашему благословению темой сегодняшний нашей передачи стала тема любви к Родине — любви, которая была явлена в трудные годы Великой Отечественной войны. Удивительно, что всегда мы празднуем этот праздник, когда сердце христианина исполнено радости о Победе Христа над смертью.

Мой первый вопрос к Вам, владыка, возможно, не относится напрямую к теме нашей передачи. Это вопрос о понятии судьбы. Есть ли судьба у народа, страны и мира?

— Церковное понимание этого отличается от светского. Церковь знает Промысл Божий о каждом человеке. Если же подходить обывательски к пониманию судьбы, то здесь сквозит некий рок: что бы ты ни делал, всё равно случится так, как предписано тебе судьбой.

Господь видит и знает наперёд судьбу, и не только отдельного человека, но и всего мира — это и есть Промысл Божий. Каждому важно понимать, что Промысл Божий не может поддерживать те стороны жизни, которые ведут к разрушению, в первую очередь, нравственному. Каждый совершает в жизни грехи, нравственные отступления, и когда начинаешь об этом говорить, часто слышишь в ответ: «А что я сделаю? Такая моя судьба». Получается, мы обвиняем Бога, что Он «предопределил» нам судьбу в грехе. Это неверно, ибо Бог зла сотворить не может. Такое суждение больше подходит под протестантское богословие о предопределении.

Мы мыслим совсем по-другому. Если считать, что всё определяет судьба, то зачем тогда Таинство Покаяния? Суть покаяния — в осознании своих грехов, получении от Бога через священника прощения этих грехов и стремлении встать на путь исправления. А если говорить о судьбе — значит, у пьяницы нет надежды избежать этого греха, у наркомана нет шансов оставить свой недуг. Получается, не стоит лечить даже самые элементарные человеческие заболевания, уж не говорю про душевные. Кстати, некоторые сектанты так и учат: зачем ходить к врачам? если Богу угодно — ты выздоровеешь, если нет — умрёшь. Но ведь Бог создал и врачей, и апостол Лука, ученик Христа, — врач.

Ещё раз повторю, что обывательское понимание судьбы — это некий уход в причинность и обреченность. Приведу библейский пример. Было одно развращенное племя, и пророк сказал им: «Поскольку вы отступили от Бога, развратились, Господь погубит вас. Может быть, огонь сойдет, язвы, болезни». Народ услышал, убоялся и стал исправляться. И вот сидит пророк и ждёт, когда Господь уничтожит нечестивое племя. Но никакого наказания нет — они живут и каются. И тогда пророк задает вопрос Творцу: «Что же, я окажусь ложным пророком?» На что Господь отвечает ему: «Не буду я в угоду твоему самолюбию уничтожать народ, который стал исправляться» (см. Ион. 3-4).

Так и в жизни каждого человека. Когда бывает трудно, когда мы сталкиваемся с трудностями, эти трудности нужно принять как этапы духовной борьбы и всегда помнить о Промысле Божием. Борись со своими духовными недугами, со своими трудностями, и помни, что цель этой борьбы — чтобы твои поступки совпадали с волей Божией. И тогда Его Промысл для тебя будет понятным, легким и спасительным.

— Спасибо, владыка, за такой полный ответ. Вы родились в период, когда не понаслышке знали о войне. Можете ли Вы рассказать, как в Вашей семье относились к войне и победе?

— В моей семье всегда было очень трепетное отношение к событиям 1941-1945 гг. Начнем с того, что мой отец и четыре его родных брата воевали. Отец был тяжело ранен, даже был в плену, бежал и опять воевал уже до самого Берлина. Мой родной дядя, брат отца Никита Егорович Ашурков — Герой Советского Союз. Это очень стойкий человек, как и все родственники по линии отца были стойкими и волевыми людьми. В его судьбе было очень много подвигов, самым важным из которых стал следующий. Где-то под Мурманском они с другом защищали высоту и остались вдвоём. В результате этого неравного боя, как потом подсчитали, они положили более 200 фашистов. Но патроны закончились и немцы, зная об этом, решили взять их живыми. Тогда они встали в полный рост, в руках— по связке гранат. Одну они бросили в наступающих, а второй взорвали себя. И случилось удивительное: через несколько суток, когда подошли наши и отбили высоту, дядя оказался жив, несмотря на то что пролежал тяжелораненый несколько дней на 40-градусном морозе. Медсестра нашла его, заметила признаки жизни. За этот подвиг он был награжден званием Героя. Даже когда пришла похоронка, мама не верила и говорила, что он жив, что во сне видела его живым. И вот наш герой вернулся.

Отец тоже был тяжело ранен. Отбивались они с другом — пулемётный расчёт у них был — заканчивались патроны, и отец говорит: «Убило бы, что ли, меня…» И пуля прошила его в грудь, в правую сторону через легкие, и вышла под лопаткой. Отец рассказывал, как в госпитале врач-хирург, заставив его выпить спирта для анестезии, прочищал ему рану обычным ружейным шомполом, обёрнутым в марлю, и приговаривал: «Держись, солдат. Ты крепкий, ты выдержишь». А потом — по госпиталям, снова на фронт и до самого Берлина.

Трое братьев отца погибли на фронте. Я сам родился и жил в Курской области, которая была под оккупацией. Там много помнили о встречах с партизанами, о том, как немцы хозяйничали. Мама рассказывала такой случай. Она пошла за водой к колодцу, который находился между немцами и нашими. Набрала воды и только отошла, как в колодец попал снаряд. Буквально несколько секунд разделяли маму со смертью. В нашем доме жили в немцы, а семья жила в сарае. Сестренка у меня была восьми лет. Так вот, фашисты ради шутки поставили сестренку к стенке и стреляли рядом с её головой. Можно себе представить, какая была травма для ребенка, и травма эта осталась на всю жизнь.

Я родился после войны, в 1947 году, но застал множество её следов — везде была разруха, снаряды неразорвавшиеся, вернувшиеся с фронта искалеченные люди. Но вот что характерно: понимание патриотизма, любви к Отечеству приходило к нам в то время не через пропаганду, а через обыденные поступки и живые примеры. Когда объявили мобилизацию и отец собирался на войну, он попросил маму достать из шкафа свадебный костюм. Мама пыталась возразить: «Андрей, жалко, это твой единственный костюм, а ты в нём собираешься в окопы, в грязь». И ответ отца я запомню на всю жизнь: «Достань. Родину защищать я не могу идти оборванным». Вот такие воспоминания о войне, такое понимание патриотизма и отношения к Отечеству.

— Владыка, Вы производите впечатление очень сильного духом человека. Все ваши выступления и проповеди наполнены любовью к Родине. Кто вложил эту любовь Вам?

— Специально никто не вкладывал, мы этим жили. Сейчас, когда говорят о коррупции и честности, я вспоминаю, как нас воспитывал отец — только своим примером. Никогда за долгую жизнь моего отца я не слышал от него матерного слова, не видел отца пьяным. Он мог выпить, но определенную меру. Он учил нас быть честными и заповедь «не укради» была для него святой. Помню, мы с братом принесли домой свеклу, которая упала с машины, перевозившей овощи с полей. Ребятишки, цепляясь за борт машины, сдергивали свеклу с кузова на землю, потом собирали и несли домой на прокорм скоту или для изготовления самогона. Мы же с братом собрали лишь ту свеклу, что упала сама от раскачивания машины на ухабах. Принесли её домой корове, довольные, думая, что нас похвалят. А отец говорит: «Вы её сажали? Нет. Собирали? Нет. Это воровство — несите туда, где взяли». Так он учил нас — не высокими словами, а простой жизненной истиной.

Помню, когда мы были детьми, вся начальная школа занималась в одной комнате, в одном помещении. Там также была отделена маленькая каморка, где жила учительница. Она занятия проводила в лесу, около землянок, где в годы войны жили наши солдаты, и рассказывала нам о войне, о знаменательных датах, о героях. И вместе с этим мы собирали листья и цветы для гербария. Вот это и есть любовь к Родине, к родному краю.

Никогда не забуду Ивана Николаевича Сидачева, учителя математики и физики — уже в средней школе, в которую, кстати, мы каждый день ходили по бездорожью семь километров туда и обратно. Никаких завтраков, никаких обедов — кусок хлеба и, если не постное время, кусок сала, лук. Это был очень интересный преподаватель. Он был ранен [на фронте], вся грудь в орденах. С какой любовью он всегда относился к нам, ученикам, воспитывал нас! Он учил нас подтягиваться на перекладине, переправляться по бревну, и всегда говорил: «Мы, русские ребята, всегда были крепкие». Он много рассказывал о войне и следил, чтобы мы усваивали его предмет.

Удивительное дело: в те непростые времена почти весь класс нашей сельской школы поступил в институт. Это говорит об отношении учителей к своему делу, об их любви к воспитанникам. Любовь к Отечеству, любовь к родной земле, патриотизм — всё это не может быть только декларацией. Это должно прививаться в семье в повседневной жизни, и тогда эта любовь будет крепкой и бессмертной.

— Спасибо, владыка. В Вашей биографии есть значительный период, когда Вы защищали Родину даже не на региональном, не всероссийском, а на международном уровне. Ведь это тоже было поле брани...

— Хочу сказать, что нас было пять братьев, и мы все служили в армии, в том числе и ваш покорный слуга. Присягу я принимал в Казанском кремле, а ровно через 50 лет вернулся в Казань уже митрополитом и первую службу также служил в кремле, в Благовещенском кафедральном соборе.

Теперь о защите. Конечно же, не плоть, а дух является причиной поражения или победы, духовная составляющая является главной: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Эта нематериальная часть — основа человеческой души. Сегодня защита духовных ценностей — основная задача, особенно для духовенства. Каждый человек, весь народ должен понять — сегодня борьба идёт больше за умы. Да, эту борьбу пытаются преподнести как военное или экономическое противостояние, но главная цель этого противостояния — умы человеческие. Посмотрите на законы, которые сегодня принимает так называемый просвещенный западный мир. Они ведь узаконивает беззаконие, и это самое страшное. Нетрадиционные «брачные» союзы становятся неким признаком принадлежности к просвещённому миру. Когда меня спрашивают, как я отношусь к этим явлениям, я говорю: как ко греху, к болезни и ни в коем случае не как к норме. Ответ на эти вопросы давным-давно дал Господь, и нам об этом говорит Библия. И солёное Мёртвое море есть свидетельство отношения Бога к этим беззаконным деяниям.

Важно не стать на путь духовного разложения. Если мы пойдем по этому пути, пути удовлетворения, как теперь говорят, запросов человеческого «я», человечество ждет гибель. Если же мы пойдем по пути осознания ошибочности такой жизни, то человек вновь займёт достойное место, а общество обретет мир, покой и процветание.

— Владыка, если говорить о Промысле Божием в отношении нашего народа, куда он должен направить стопы свои?

— Нам всем необходимо вернуться к вере наших отцов. Когда Россия была сильной? Когда вера была у народа. Очень важно придерживаться традиций, религиозных корней. Православный? Держись своих корней, поезжай на Соловки, посмотри, как они развивались, как монахи в тяжелейших климатических условиях на скалах выращивали арбузы, создали систему удивительных каналов для орошения, построили неприступную крепость. Возьмите Валаам или Свияжск наш — с какой любовью, с какой душой они построены! Ломали, ломали — не смогли разрушить, как невозможно разрушить душу верующего человека.

Возвращение к вере отцов — это возвращение к мирной, спокойной, нормальной жизни. Всегда нужно помнить, что наша приоритетная цель — жить в мире с совестью, которая является очень точной настройкой во взаимоотношениях с Богом. Если так будет, то не только земля даст нам покой, но и небо примет с любовью, когда придет время переходить в иной мир. Христос засвидетельствовал Своей смертью и Своим Воскресением, что нет смерти как таковой. Но подлинная жизнь только там, где следование нормам, что Христос оставил нам в Евангелиях. А представителем другой веры я также хочу сказать: храните веру отцов, живите по совести. Мы живем в Татарстане, и только мир и согласие, а не ненависть и разделение могут дать нам то, что на человеческом языке называется счастьем.

Пусть благословение Божие будет с вами, с вашими семьями и с нашей великой Матушкой Россией. Храни вас Господь! Христос воскресе! Воистину Христос воскресе!

Теги:
Диалоги с архипастырем
День Победы
Великая Отечественная война
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана

Все публикации