«Голубчик, ты уже в аду», или Как провести Петров пост

9348
Фото

В понедельник у православных христиан начался Петров пост. Как его провести, и на что стоит обратить внимание — поговорим сейчас.

Минувший воскресный день был посвящен всем святым. И это не такой простой праздник, как может показаться на первый взгляд. Поздравляя друг друга, вспоминая великое множество людей, всю жизнь стремившихся к Богу, и оказавшихся совсем близко к Нему, обратим взоры на самих себя, и спросим: а мы то что, в чём дело, почему не святые?

«Между ними [святыми] были не одни монахи, но и мирские люди, — женатые [мужчины] и замужние женщины, люди всякого звания, состояния, пола и возраста. И при них был тот же диавол искуситель на грехи и тот же грешный мир со своими соблазнами, те же люди со своими искушениями.

Нельзя нам отговариваться от святой жизни, что в нынешнее время будто бы нельзя спасаться, что будто бы не такие теперь, как прежние, времена, что люди ныне стали, как демоны, только на грехи и соблазняют, и жизнь будто бы стала совсем другая, не как прежде.

Нет, други, неправда, что ныне нельзя спастись: можно и ныне», — пишет святой Иоанн Кронштадтский, делом доказавший истинность своих слов.

Ведь вправду, всё дано нам — благодать Святого Духа в Крещении, омытая Кровью Христа совесть, венчающая покаяние исповедь… И цель обозначена — да какая цель! Та, которой алхимики бредили ночами; та, что будоражит умы современных футуристов, замораживающих своих родственников в надежде, что когда-нибудь наука продвинется вперёд и воскресит их из небытия…

В фильме «Излечить страх», в том самом, что про Луку Крымского, есть сцена, где некий учёный, обезумевший от смерти своего ребёнка, держит труп в ванне и пытается разрядами тока восстановить его к жизни… Это поистине страшная сцена. Страшная тем, что смерть как таковая — ужасна и противоестественна. И бессилие человека перед ней — тоже ужасно.

Но вот мы, как добросовестно сами же поём за Литургией, «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». Нам обещано Царство. Нам указаны пути к его достижению. Мы знаем, что воскреснем. Что жизнь — бесконечная штука. Знаем и то, что райское блаженство способны предвосхитить ещё на земле — то есть ещё на земле начать жить вечностью, чувствовать дыхание рая и радоваться…

Помните знаменитый на весь Интернет отрывок из проповеди отца Димитрия Смирнова? «Голубчик, ты уже в аду», — говорит в нём харизматичный батюшка, обладающий непревзойдённым чувством юмора. Но он не шутит сейчас, он говорит правду: те, кто не стремится к Богу, уже на земле начинают жить грядущим адом. Соловьи им спать мешают и всё вокруг раздражает. А те, кто к Богу всем сердцем стремится?

Они, эти блаженные христиане, уже здесь чувствуют радостное веяние божественной любви. Святитель Феофан Затворник со свойственной ему благочестивой скрупулёзностью открывает нам следующую таинственную схему возрастания в вере…

«Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остаётся, а бывает так, что и отходит.

Вот приметы: сначала находит дух покаяния, и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив дело, передаёт христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения.

Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: «Авва, Отче!»

Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе».

Вот так вот. Всмотримся в себя и попытаемся понять, христиане ли мы вообще, или только называемся ими? Не предаём ли мы ежечасно Владыку своего и Создателя? Не тратим ли драгоценные часы своей жизни совершенно не на то? Ведь если всё счастье и радость наше заключается в Боге, то не глупо ли мы живём, ища утешения в вечернем сериале, улыбке мужа и новом платье? Всё это прекрасно, и само по себе особо не грешно, но — увы! — вполне способно стать чем-то таким, что остановит нас на пути к Богу и настоящему счастью.

Всегда-всегда обязаны мы останавливать себя, внимательно заглядывая внутрь сердца и спрашивая, чем же мы живём сейчас, что для нас главное, на что направлены основные физические, душевные и духовные устремления. «Духа не угашайте», — заповедано нам, и нельзя нам глушить тихой божественной радости, рождающейся после покаянной молитвы или Причастия. Пусть всё остальное — и семья, и наслаждение искусством, и вязание крючком, и тренировки в спортзале — пусть всё это будет освещено, будет освящено вашим твёрдым внутренним миром, вашим стремлением к Господу и радостью о Нём. По-другому — не получится. Во главе угла должен быть Христос.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) как-то раз рассказывал о своём друге, который готовил некое экзотическое блюдо, и делал это очень быстро, не размазывая манную кашу по тарелке, не растягивая процесс. На вопрос отца Мелхиседека, куда так спешить, тот ответил — а зачем тратить на это драгоценное время?

Действительно, а зачем? Вспомните себя. Мы готовы смотреть рекламу, лишь бы не вставать с дивана; мы с наслаждением полчаса пьём чай с конфетами; мы медленно перечитываем любимую книжку, упиваясь давно знакомыми диалогами… Мы позвоним приятелю, и будем разговаривать до тех пор, пока телефон не раскалится — и время нам не помеха.

Но вот встаём на молитву. Нехотя, со скрипом встаём. Открываем текст. Сосредотачиваемся. Пытаясь вдумываться, молимся словами великих святых. Пятая, седьмая… О, уже девятая — скоро конец, отлично. Мы переминаемся с ноги на ногу. Почёсываемся, приглаживаем волосы. Мысли, как непослушная малышня на прогулке в детском саду, разбегаются во все стороны. Заученные слова отказываются передавать нам смысл, а читаются, как приевшийся стих с непонятным содержанием. И это — разговор с Богом!

Оно понятно, почему так. Тут и бесы стараются. А ещё тут — что немаловажно — больше работа духа, нежели души. Это всегда сложнее. Это ступенька вверх, на которую надо ещё взобраться, потратить силы. «Несвятые святые» читаются быстро и легко? Не обольщайтесь, и не пишите в графу «любимые книги» в соцсети слова «духовная литература». Возьмите в руки Евангелие, сядьте на кресло и проверьте, докуда дочитаете.

Всё это не значит, что пора рвать с мирской жизнью и уходить в затвор, заботясь только о духовном и презрев бренное — нет, такие вещи потихоньку делаются, и Царство небесное в сердце растёт незаметно и постепенно. Вон митрополит Тихон (Шевкунов) в юности очень любил Достоевского, зачитывался им. А потом дошло до того, что как-то не нужен писатель стал монаху, сердце стало другим жить — и перестал будущий владыка Тихон поглощать в большом количестве произведения великого классика.

Так что потихоньку и соразмерно своему внутреннему состоянию надо жить — но при этом видеть цель, и к ней стремиться, прикладывать усилия. Отечество наше — на Небесах, вот туда и будем направлять бинокль, всматриваясь в даль перед очередным отрезком пути.

В этом нам как раз поможет Петров пост — замечательное время немножко утолить свой духовный голод. Поменьше музыки любимой послушаем, еду менее вкусную будем готовить, воскресные причастия не станем пропускать — будем готовиться, каяться и с чистым сердцем подходить к Чаше на Литургии. Это всё заставит нас молиться, Библию читать с комментариями, следить за мыслями своими и языком, попусту не разглагольствовать и не сплетничать. На недоразумения с домашними смотреть с улыбкой и не обижаться. Стараться никого не искусить, не стать причиной вспышки злобы.

Тогда жить нам станет радостнее, и Бог будет ближе, и улыбка как-то чаще начнёт появляться на нашем измождённом постной аскезой лицом. Может, мы даже пару килограммов сбросим! В общем, пост впереди, и, если отбросить шутки — это очередное время приближения к Богу, вхождения в новый ритм времени, усилий над собой, маленьких побед и поражений.

Это будет ещё одно захватывающее путешествие на дороге к Небесному Иерусалиму, и помолимся друг за друга, чтобы наступающие несколько недель мы прошагали искренне, с верой и воодушевлением, которое да пошлёт нам Господь!

Новости по теме

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.