Соблазн двойственности: как совместить стремление к Богу и житейские нужды

17487
Фото

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Бога), и это всё приложится вам» — такие слова мы слышим в Евангелии. Господь говорит, что не стоит усиленно заботиться о том, что есть и пить, во что одеться — всё это весьма далеко отстоит от настоящей цели жизни, всё это второстепенно.

Стало быть, не нужно работать, чтобы прокормить семью; одеваться можно неопрятно и рубашки не стирать, а всё своё время посвятить молитве и делам милосердия?

Ну, если угодно, то можно и так. Попробуйте, вдруг у вас получится… Тогда ваш образ жизни приблизится к ангельскому житию юродивых и отшельников. А если призвания к такому самоотречению пока не чувствуете, то слова Евангелия следует разобрать внимательнее.

Вот, Господь говорит: ищите Царствия Божия прежде [всего] — то есть в первую очередь. Иными словами, правильно расставляйте приоритеты. Не обращайте все свои силы на заботу и переживания о деньгах, о расширении жилплощади, о новом костюме и скидках в супермаркете. О другом думайте сначала. О мире, любви и максимально возможном приближении к Богу.

Можно привести такой пример. Вот, молодой человек собирается на первое, скажем, свидание. Сердце его бьётся. Руки дрожат и потеют. Блаженная улыбка не сходит с лица. Нервически прерывистая песенка вырывается из уст. Он очень критично подходит к своему внешнему виду: тщательно подбирает одежду, две минуты размышляет над тем, какой туалетной водой воспользоваться (и потом совсем забывает это сделать), бреется так щепетильно, как ещё никогда прежде; позирует перед зеркалом, выбирая наиболее привлекательный вариант непринуждённой улыбки…

А папа, уходя на работу утром, велел юному Вертеру поправить розетку, которая разболталась. Да мама ещё тоже оставила записку, чтобы подросший сын не забыл перед уходом почистить картошку — тогда семье вечером легче будет приготовить ужин. И наш герой, замучившись выбирать носки (в серую или белую полоску — вот в чём вопрос), решает быстренько выполнить домашние поручения.

Как он это делает? Лениво почёсываясь, медленно освобождает картофель от кожуры, параллельно глядя телевизор? Полуспит над вывороченной розеткой, разглядывая надпись «Made in USSR» и дивясь долговечности изделий советской электрической промышленности?

Никак нет. Парень делает все задания, делает чётко и с хорошим настроением, и никакой лени в нём нет, и никакого излишнего внимания к деталям тоже. На радостях от предстоящей встречи с любимой он даже не ограничивается одной розеткой — поправляет и соседнюю тоже, а картошку чистит аккуратно и максимально экономно — чтобы мама порадовалась.

Вот и мы с вами, дорогие христиане, не оставляя земных нужд, должны взоры свои устремлять к Небу. Город Небесный должны искать, ждать встречи со Христом — ближайшей, в воскресную Литургию, а потом и в вечном Иерусалиме после Второго пришествия. Мысли наши должны быть об этом. Радость наша должна быть об этом. Печаль — тоже об этом. Мы должны с деловым задором розетки чинить и картошку чистить, но при этом цель жизни видеть не в комфортной квартире и не в горячем ужине, а во Встрече.

Как такого достичь? Как пронизать свою жизнь святым ожиданием Царствия Божьего? Как умереть для мира, и воскреснуть для Неба? Пожалуй, этому и посвящены все духовные книги, продающиеся в церковных лавках. А мы с вами сегодня поговорим о простых практических приёмах, которые помогут решить эту задачу.

* * *

Вот, скажем, молитва. Это ведь прямой путь к общению с Богом. И поэтому церковный обиход предлагает нам молиться по пятнадцать минут утром и вечером — каждый день, не пропуская. Плюс к этому перед едой и после еды. А ещё — перед выходом из дома, и вернувшись домой. Это, кстати, в одном из писем полуторатысячелетней давности советовал святой Нил Синайский.

«Когда намереваешься выйти из дома за ворота, тогда произнеси прежде эти слова: отрекаюсь от тебя, сатана, от гордыни твоей и от служения твоего, и сочетаюсь с Тобою, Христе; а без этих слов никогда не выходи».

Ну что же, а больше не молиться? Конечно, молиться! Как можно чаще, но покороче. Краткие молитвенные просьбы-воззвания всегда должны быть на устах христианина. Перед тем, как открыть с трудом поддающийся замок — «Господи, благослови!». Споткнулись, но не упали — «Слава Тебе, Христе!». Купили бродяге батон с кефиром и побежали дальше по делам — «Помоги ему, Боже, вразуми и направь на путь истинный!».

Сергей Фудель об этом очень красиво писал — мол, как чудесно, что в грохочущем безбожном ХХ веке, из-под земли, из несущегося на всех парах вагона метро — к Богу на Небо устремляются молитвы. Да-да, нечего листать ленту «Вконтакте», уперевшись лбом в холодное стекло общественного транспорта — молитесь, искренне произносите: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» Можно пьющего родственника вспомнить, и конкретно о нём Бога попросить.

Не надо ждать свободного часа вечером, уютно зажженной свечи перед домашним иконостасом и спящих родных — всё это, может, будет, а может, и нет. Главное — не тратить время зря.

Повторю ещё раз эту истину — не тратьте время зря! Всё, что делаете, освящайте отнесённостью к Богу. Пусть вечером, оглядываясь на прожитый день, вам не будет мерзко перед самим собой за то, что о Господе-то вы и не вспоминали почти — суета затянула в воронку, и Христос остался в стороне.

Ищите, ищите возможности как можно чаще обращаться к Богу — но так, чтобы это не превращалось в нудную «обязаловку», иначе от неискренней молитвы только больше грехов наберём.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), например, советует людям, работающим за компьютером, или ещё где-то в подобном месте, следующее. Уделяйте, говорит этот прекрасный батюшка, пять минут от каждого часа творению Иисусовой молитвы. То есть вы запоминаете: например, без пяти девять, без пяти десять, без пяти одиннадцать и так далее — это время начала вашей небольшой молитвенной передышки. Внешне вы также пялитесь в монитор, и рука лежит на мышке — окружающие и не подозревают, что в эти минуты ваше сердце устремляется к Создателю Вселенной.

Не будет ли это грехом, обманом начальника? Нет, потому что Господь по вашей молитве поможет работать качественнее, укажет на ошибки, оградит от каких-то страшных непредвиденных ситуаций. Так что молитва вполне себе входит в корпоративную этику, и действует лишь на благо работодателя.

* * *

Или вот ещё классический приём соединения своей бытовой жизни с Богом. О нём рассказывает, например, святой Иоанн Кронштадтский:

«Например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух, или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе, но не подумают о необходимости чистоты духа или сердца (духовного воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца, или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское.

Если ищешь света вещественного, — вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. Я — свет, пришел в мир, говорит Господь, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю.

Если ощущаешь чувство голода или жажды, и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христа, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и удовлетворяя телесный голод, прежде всего не забывай утолять духовный голод беседой с Богом (молитвой), чистосердечным покаянием в грехах, чтением Евангелия, особенно же причащением божественных Таин тела и крови Христовой.

Если любишь щеголять платьем, или когда одеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде.

Если ты ученик, студент какого либо учебного заведения, или чиновник какого либо ведомства, офицер какой либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого либо цеха, — помни, что первая наука каждого из вас — быть истинным христианином, искренно веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви, и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша».

Это очень просто, и я искренне желаю, чтобы это вошло у нас в привычку. Чтобы мы, нарезая к обеду хлеб, автоматически вспоминали об Евхаристии. Представьте, как освятятся, очистятся наши мысли, если мы прислушаемся к совету кронштадтского пастыря?

* * *

Ещё один совет — помнить о смерти. Звучит уныло и нехорошо. Но это не мы с вами придумали, а радостные святые христиане. Не зря монахи иногда спят в гробах — вряд ли из-за удобства. Всё дело в том, что память о приближающейся кончине помогает нам как раз таки расставить приоритеты, начать искать Царствия Божьего, а не йогурта в «Магните» по сниженной цене. Мы как бы вдруг осознаём всю ценность жизни, понимаем, что наполнять эти дорогие секунды и минуты надо чем-то вечным…

«Пойдём к гробам: покажи мне отца, покажи мне жену, — предлагает эксперимент святой Иоанн Златоуст. — Где тот, который облекался в золотые одежды, кто сидел на колеснице, кто имел войска, царский пояс, провозвестников; который одних предавал смерти, а других ввергал в темницу; который по своей воле и умерщвлял, и освобождал? Я ничего не вижу, кроме костей, червей и паутины».

Кости, черви и паутина… В следующий раз, когда рука потянется за десятым по счёту пирожком с повидлом, вспомните об этом. Может, захочется наполнить себя не тленной пищей, а начать готовиться ко Причастию.

Тот же любимый наш Иоанн Златоуст очень поэтично пишет про погоню за пустотой, про нашу жизнь, пропитанную сплетнями, ненужными переживаниями, глупыми обидами и ссорами, новыми телевизорами и наборами посуды — всем тем, что способно так сильно отвлечь нас от настоящей Жизни.

«Для чего работаешь миру? — вопрошает святитель. — Для чего вливаешь в сосуд разбитый? А этому и подобны труды для настоящей жизни. Для чего сечёшь огонь? Для чего бьёшь воздух? Для чего бежишь напрасно? Не каждое ли искусство имеет цель? Это всякому известно. Покажи мне и ты цель житейского попечения. Но ты не можешь показать: суета сует — всё суета».

Действительно, как часто мы похожи на нелепых рыцарей, тяжёлыми мечами разрубающих пламя костра… Что огню до твоих усилий? Как горел он, так и будет гореть — и до тебя, и после тебя. Смешно и стыдно.

Поэтому, дорогие христиане, будем с вами стремиться к Богу! Каждую минутку нашей драгоценной земной жизни будем посвящать ему. Будем трудиться в поте лица ради ближних и их благополучия — но во время работы мысли свои будем устремлять к Богу, насколько получится. Будем начало недели, день воскресный, освящать не замазанными на огороде коленками, а предстоянием перед Чашей со скрещёнными на груди руками. Будем кушать так, чтобы потом можно было пойти и помолиться. Музыку будем слушать не 24 часа в сутки, а понемногу — как драгоценное лекарство от уныния, например…

Будем искать Царствия Небесного, и правды Божьей! А всё остальное (поверьте Христу) обязательно приложится нам.

Новости по теме

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.