5 апреля. Память мученика Василия Мангазейского

4384
Фото

5 апреля. Седмица 6-я Великого поста.
День постный. 23 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его (251).

Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мучеников Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117—138). Мученика Василия Мангазейского (1600).

Священномученика Константина Снятиновского пресвитера (1918); священномученика Макария Квиткина пресвитера (1931); священномученика Стефана Преображенского пресвитера (после 1937); священномученика Василия Коклина пресвитера, преподобномученика Илии Вятлина, преподобномучениц Анастасии Бобковой и Варвары Конкиной, мученика Алексия Скоробогатова (1938); преподобного Сергия Сребрянского, исповедника (1948).

Мученик Василий Мангазейский

Еще в юности он отличался любовью к молитве, храму, Господу. Святой Василий работал в заполярном городе Мангазея, нанявшись управляющим по продаже товаров к богатому купцу. Однажды, когда Василий молился в храме на Пасхальной заутрене, грабители залезли в лавку его хозяина. Тот несколько раз звал юношу, но праведный Василий оставался в храме до окончания Литургии. Купец, заподозрив управляющего в краже, жестоко истязал его, пока тот не умер, а затем закопал без чина погребения. Но через полвека Всемогущий Господь благоволил представить страстотерпца из недр земли и прославить многими чудесами. В средине 17-го века праведный Василий был прославлен Церковью.

Преподобномученик Никон Сицилийский

Преподобный Никон был первым учеником и сподвижником преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, будучи уже иереем. Он постригал в монастыре всех новоприходящих иноков. Когда в обители собралось много братии, Никон для уединения и безмолвия удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Со временем там был основан монастырь с церковью во имя Божией Матери. Скончался святой в глубокой старости и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.

Мученики Филит, Лидия и другие с ними

Святой Филит был сановником при дворе императора Адриана. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого Филита с женой святой Лидией и сыновьями святыми Македоном и Феопрепием отправили в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы подвергнуть истязаниям. Амфилохий повелел вскипятить в медном котле масло вместе с серою и бросить туда подвижников. Но когда мученики попали в котёл, он тотчас охладился. Поражённый чудом, Амфилохий уверовал во Христа и, решившись войти в котёл, сказал: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Тогда послышался голос: «Молитва твоя услышана, войди сюда». Вскоре Адриан сам прибыл в Иллирию и повторил пытку: мучеников снова и снова бросали в кипящее масло, но они силою Божией оставались живы. Посрамлённый император вернулся в Рим, а мученики предали Спасителю свои души.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. LVIII, 1-11

1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; 11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

На веч.: Быт. XLIII, 26-31; XLV, 1-16

26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян.

33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом.

34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.

Глава 45.

1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.

12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Притч. XXI, 23 — XXII, 4

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Глава 22.

1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Взывай громко", говорит Господь св. пророку Илии, "не удерживайся, обличая беззакония людей Моих". Что же сделали? "Они ищут Меня, желают приближения к Богу". Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают. Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; "тогда откроется, как заря, свет твой. . . и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит? возопиешь, и Он скажет? "вот Я!"... И будет Господь вождем твоим всегда" (Ис. 58, 1-11).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Крест — в центре наших убеждений, в центре нашего христианского мировоззрения, но он должен также быть и в центре нашего мироощущения. Вот этого добиться очень тяжело. Умозрительно, философски, богословски мы знаем, почему Крест в центре. А вот пережить на собственном опыте, что означает расположить в центре своей жизни скорбь, страдания, — очень тяжело. Как часто несение своего креста сопровождается непониманием, ропотом на Бога, а нередко озлоблением, осложнением отношений с ближними и дальними и даже потерей веры! Для того чтобы мы могли легче нести свой крест, нам надлежит очень ясно уразуметь одну истину: именно Крестом Бог возжелал спасти мир.

Евхаристия в апостольский век

После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы началась благодатная жизнь Церкви, стали совершаться Таинства. Для участия в главном Таинстве Церкви — Евхаристии — христиане собирались по домам; это совершалось в первый день недели, то есть в воскресенье (суббота тогда считалась последним, седьмым днём). Первый день недели, когда Господь воскрес, именовали «днём Господним». Святой Иустин Философ называл его «днём Солнца», ибо Господь есть Солнце Правды. Таинство Евхаристии сопровождалось проповедью и чтением Писаний. Книга Деяний повествует о том, что во время второго миссионерского путешествия апостола Павла христиане собрались ночью для совершения Евхаристии. Во время проповеди апостола юноша Евтих заснул, упал с третьего этажа и умер. Апостол Павел воскресил его, после чего все причастились.

О посте и молитве

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом — молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир — это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев, «Время веселое поста»

Что такое христианское нравственное самосознание?

Важнейшая черта, присущая человеку — самосознание. Под самосознанием человека подразумевается сознание им самого себя, в отличие от других объектов (предметов) окружающего его мира и мира в целом. В более широком значении, а в определенном отношении и в более глубоком, под сознанием разумеется представление человека о самом себе, о своих качествах, способностях, возможностях, состояниях. Этим (помимо прочего) человек принципиально отличается от бессловесных творений — животных.

Между тем, для того чтобы человек реализовал своё высшее предназначение, ему не достаточно только осознавать себя человеком, существом возвышенным, отличающимся от всех прочих существ нашего мира. Для этого ему необходимо осознавать себя Божьим творением, осознавать, для чего его создал Господь, каковы его нравственные обязанности перед Богом, ближними, окружающим миром и какова высшая цель его земного бытия.

Эти вопросы раскрыты в христианстве, в учении Церкви Христовой, и, стало быть то, о чём сказано выше, связано не просто с самосознанием, а с христианским самосознанием, подразумевающим принадлежность Церкви и следование её учению. Таким образом, понимаем, что христианским самосознанием называется осознание человеком себя творением Божьим, как существа нравственного, ответственного перед Творцом, ближними, перед собой, предназначенного к высокой духовной цели: богоподобию и богообщению.

Молитвословия

Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца

глас 8

Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак праведного Василия Мангазейского

глас 4

Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года