14 апреля. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

6022
Фото

Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Строгий пост (без пищи). 1 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Преподобной Марии Египетской (522). Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца (1404—1405). Преподобного Варсонофия Оптинского (1913).

Мученика Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца (1229). Преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мучеников Геронтия и Василида (III). Праведного Ахаза.

Священномученика Сергия Заварина пресвитера (1938).

Преподобная Мария Египетская

Мария в 12 лет ушла из дома. Стать блудницей в ее родной портовой Александрии, полной пороков и соблазнов, было легче легкого. 17 лет провела Мария в грехе, пока не прибилась к паломникам, отплывавшим в Иерусалим. Видно, сам диавол толкнул ее соблазнять верующих, но враг не знал о Промысле Божием. Вместе с ними Мария подошла к храму Воскресения Господня — и вдруг словно наткнулась на стену. Видя вошедших попутчиков, она осознала, что Господь не допускает ее в святое место. Охваченная ужасом и глубоким раскаянием, она у входа, перед иконой Богородицы, стала просить Ее заступиться перед Богом. Внезапно на грешницу нашло просветление, она беспрепятственно вошла в храм — и вышла от Гроба Господня в мир другим человеком. Мария удалилась в пустыню и полвека провела в полном уединении, посте и молитве.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Оптинский старец Варсонофий (в миру Павел Плиханков) прошел блестящую военную карьеру, дослужился до звания полковника — и в 46 лет круто изменил свою жизнь. Решение пришло не в результате некоего удара судьбы, а долго вызревало в праведной душе военного, на удивление сослуживцев, избегавшего светских радостей. В какую обитель идти, ему подсказал журнал со статьей об Оптиной пустыни и старце Амвросии. Полковник принял постриг, вскоре был рукоположен в сан иеромонаха, был назначен духовником Шамординской женской пустыни. Во время Русско-японской войны преподобный был на фронте — исповедовал, соборовал, причащал раненых и умирающих, сам неоднократно подвергаясь смертельной опасности. Незадолго до кончины старец был назначен настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря в Коломне.

Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец

Родом из камских булгар, мученик Авраамий был воспитан в магометанской вере. Будучи зажиточным человеком, он занимался торговлей и неоднократно посещал Византию и Русь, где и познакомился с христианством. Впоследствии и сам принял святое крещение с именем Авраамий. В городе Булгар Великий, что в низовьях Волги, святой начал проповедовать Евангелие, за что и пострадал от своих соотечественников. Мученика долго и жестоко истязали, но он не отрекся от Христа. Тогда Авраамия четвертовали и отсекли его честную главу. После кончины праведника город Булгар сгорел почти дотла. Русские летописцы отмечали тогда, что эти пожары Господь посылал как наказание за невинную кровь Авраамия.

Священное Писание

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56.

На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41.

На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49.

На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 — XIX, 37.

На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 — II, 2.

Евангелие составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44;

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.

5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.

9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22 Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил — всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово — радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение — в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест — источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное — всё вокруг этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва — синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь... Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит о жизни с Богом

Мы Богом живем, Богом дышим, но не можем постичь Его величие, Его промысел! Он часто скрывает действия Своего Божественного промысла. Тем не менее, когда мы приобретаем святое смирение, тогда все видим и все живем Богом и явно ощущаем Его таинства. Тогда Он нам открывается! — Тогда мы уже начинаем Его любить. Это то, чего ищет Он. Первое, к чему Он стремится, — это наше счастье, как Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37—38). Да будет воля Господня. Я желаю думать о Христе! Распахните и вы свои руки и бросьтесь в объятия Христа. Тогда Он будет жить в вас. Тогда вы будете думать, что все еще мало любите Его, и будете еще больше желать приблизиться к Нему и быть одно вместе с Ним. Однако, чтобы это произошло, должна прийти Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая… Молитесь Богу с жаждой и любовью: в тишине, с кротостью, мягко, без насилия.

Стояние Марии Египетской

Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской, а перед ней четверг 5-й седмицы поста часто называется «Мариино cтояние» или «Андреево cтояние», так как на утрени этого дня (астрономически — в среду вечером) читается полностью Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Традиция чтения канона в этот день прослеживается с IX века. Канон читается вместе с каноном преподобной Марии и перемежается на 4-й, 8-й и 9-й песнях двумя трипеснцами Постной Триоди, посвящёнными апостолам. Также после 6-й песни канона поются 16 тропарей на блаженнах, которые написаны, видимо, также святым Андреем. и в них приводятся нерассмотренные в самом каноне сюжеты из ветхозаветной Книги Судей. Чтение жития преподобной Марии разбивается на две части: первая читается до начала чтения канона, сразу после кафизмы и седальна, а вторая — после 3-й песни канона. В четверг утром, ради Великого канона, совершается Литургия Преждеосвященных даров.

Молитвословия

«Днесь висит на древе…»

Антифон 15, глас 6

Днесь ви́сит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе: покажи нам и славное Твое Воскресение.

Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.

«Днесь висит на древе…» — песнопение утрени Великой Пятницы, имеющей особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Тропарь мученика Авраамия Болгарского

глас 4

Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.

Кондак мученика Авраамия Болгарского

глас 8

Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.

Молитва мученику Авраамию Болгарскому

Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Тропарь преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

глас 3

Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

глас 2

Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобной Марии Египетской

глас 4

Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.

Новости по теме

В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе

15 апреля, в Великую Субботу, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с Литургией святителя Василия Великого в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Великая суббота
Публикации 15 апреля 2023
Великая суббота

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.

В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя

14 апреля, в канун Великой Субботы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил утреню с чином погребения Спасителя в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого монастыря.

О Великом пятке
Публикации 14 апреля 2023
О Великом пятке

Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.