27 января. Память равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

6223
Фото

Седмица 34-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV—V). Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335) .

Преподобного Иосифа Аналитина Раифского (IV). Преподобного Феодула (V). Преподобного Стефана (VIII).

Священномученик Павел (Дернов), пресвитер Елабужский, и сыновья его: мученики Борис, Григорий и Симеон (+1918)

Преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына (1930)

Преподобного Иоанна Кевролетина исповедника (1961).

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая Нина родилась в Каппадокии и была племянницей Иерусалимского Патриарха. Отец ее ушел в пустынники, а мать стала диаконисой. Воспитанная старицей, которая была родом из Иверии (Грузии), она наслушалась о той языческой стране и захотела идти туда с проповедью Евангелия. Желание возгорелось, когда в ночном видении Матерь Божия вручила Нине крест из виноградных лоз, оказавшийся в ее руке при пробуждении. Во время гонений на христиан Нина бежала в Иверию и смогла поселиться в царских виноградниках. Скоро распространилась о ней слава как о великой целительнице, помогающей больным по молитвам Христу Спасителю. Совершаемые ею чудеса были столь впечатляющи, что вскоре многие обратились в христианство, и даже царь Мерой уверовал во Христа. Позже Нина обратила в веру Софию, царицу Кахетии, и после 35 лет благовествования мирно скончалась.

Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные

Некогда в пещерах горы Синайской и в сопредельной с ней пустыне Раифе подвизались пустынники. Они проводили особо строгую жизнь — всю неделю пребывали в келлиях в молчании, в субботу сходились на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой. Многие из них прославились даром чудотворения. Иноки дважды подвергались нападениям от варваров, которые средства к жизни добывали не земледелием или ремеслами, а главным образом разбоем. Первое вторжение произошло около 312 года. Оно описано египетским иноком Аммонием, очевидцем гибели 40 отцов Синайских. В это же время арабы-кочевники избили 39 отцов в Раифе. Прошло сто лет, и снова варвары напали на святую гору Синай. Очевидец разбоя, чудом избежавший гибели преподобный Нил Постник, оставил записи о мученической кончине иноков. В службе преподобным отцам упоминаются Исаия, Савва, Моисей, ученик его Моисей, Иеремия, Павел, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий и Илия.

Преподобномученики Раифского Богородицкого монастыря

27 января 1930 года, в день преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действовавшую на месте разгромленной в 1928 году Раифской обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. На Божественной литургии Раифская братия в последний раз причащалась Святых Христовых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. Молебен пред честным образом преподобных отцев, в Синае и Раифеизбиенных, проходил уже в окруженном чекистами храме. По выходе из церкви раифские монахи и послушники, а вместе с ними 19 инокинь из трех закрытых женских монастырей и несколько крестьян были арестованы.

В тюремных узах новомученики Раифские явили образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Иеромонаха Сергия, ризничего обители, допрашивали особо жестоко, пытками добиваясь признания, где спрятана монастырская ризница, но так ничего от него и не узнали. Молодой послушник Петр Тупицын своей готовностью пострадать за Христа и радостным исповеданием православной веры на допросе изумил даже следователей. Через месяц, 20 февраля, насельники монастыря были приговорены к расстрелу. Господь сподобил иеромонахов Иосифа, Иова, Варлаама, Антония и послушника Петра принять мученический венец в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля. Иеромонаха Сергия терзали еще несколько месяцев, он был казнен 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери.

В 1996 году новомученики Раифского монастыря иеромонах Иосиф (Гаврилов), иеромонах Сергий (Гуськов), иеромонах Антоний (Чирков), иеромонах Варлаам (Похилюк), иеромонах Иов (Протопопов) и послушник Петр Тупицын были причислены к лику местночтимых святых Казанской епархии. Празднование им совершается 14/27 января, в день памяти преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных.

Евангелие дня

Всем нам в детстве говорили: «Вот это хороший человек, бери с него пример, а вот этот поступает плохо, ты так не делай». Однако на самом деле вдумчивый подход предполагает, что мы можем увидеть доброе в жизни каждого человека. Попробуем оценить в такой перспективе отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 14.

01Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

02И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

03По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

04Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

05При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

06И не могли отвечать Ему на это.

07Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

08когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

09и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

11ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Итак, сегодняшний отрывок начинается с того, что Христос приходит в гости к одному из главных фарисеев. Из Евангелий мы знаем, что фарисеи сначала относились к Нему с интересом, но довольно быстро стали воспринимать Христа враждебно. При этом мы не можем себе представить, что Спаситель напросился или пришёл без спроса. Вероятнее всего, Его именно позвали. Причём, возможно, позвали с умыслом, желая посмотреть, исцелит ли Он больного в субботу. И всё же, понимая всё это, Он не упускает возможности свидетельствовать об истине. К сожалению, в наши дни люди разных взглядов нередко считают ниже своего достоинства беседовать с теми, с кем они не согласны, и объяснять свою позицию не хотят. В свою очередь Спаситель поступает совершенно иначе. Он приходит и беседует с фарисеями, снова и снова объясняя, как с Его точки зрения нужно подходить к закону Моисееву.

Поводом к очередному разговору на тему исцелений в субботу подаёт больной водянкой, который оказывается перед Христом во время трапезы. Господь видит его и спрашивает фарисеев: «Как должно в этом случае поступить? Позволено ли врачевать в субботу?»

Что важно в этом вопросе Христа? Он приходит к тем, кого считает неправыми, но оставляет им свободу. Не обвиняя их в неправоте, Он задаёт им вопрос, чтобы они имели возможность подумать. Господь обращается к их сердцу, в котором они явно чувствуют, что, если больной может быть исцелён, он должен быть исцелён.

Однако фарисеи молчат, что может показаться чем-то совершенно неправильным. Мы-то уже читали Евангелие и нам уже известен верный ответ. Но в их сознании происходит борьба законничества, строгости и сочувствия к страдающему. О чём говорит молчание? О том, что они не согласились со Христом? Не выбрали правильный путь? Может быть, так. Но дело в том, что и неправильный путь они тоже не выбрали. Они не стали давать ложных и неправильных объяснений, не стали оправдывать свою точку зрения, потому что она явно было неправильной. И именно это их молчание позволило Христу обратиться к ним с объяснением Своей позиции.

Как часто мы, даже понимая, что не правы, начинаем рьяно отстаивать свою точку зрения, хотя молчание было бы лучше. Фарисеи были убеждёнными законниками и сразу отказаться от своей позиции не могли, но и лгать на истину не стали.

Сегодняшнее чтение показывает нам Христа и Его собеседников в очень непростой и даже провокационной ситуации. Сам Спаситель поступает так, как должен, Он свидетельствует о правде и, более того, по правде поступает. Фарисеи же со своей стороны не находят в себе сил, чтобы следовать за Ним в Его милосердии, но они по крайней мере оказываются способны не восставать против истины. Конечно, путь, который являет нам Христос, высший и предпочтительный, но для многих он начинается с того, чтобы научиться противостоять греху.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы празднуем память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Совершенно удивительный образ — женщина, молодая девушка подвигом своей жизни, своим проникновенным словом обратила в христианство целый народ — Иверию, нынешнюю Грузию. Как понять жизненный подвиг Нины? Как описать его в человеческих, рациональных категориях? Невозможно, поскольку ничто не говорило о том, что эта молодая девушка может жизнью своей, словами своими, молитвами своими обратить ко Христу целый народ.

Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?

Освящение квартиры или машины не гарантирует избавления от кражи, аварий и несчастных случаев. Оно имеет в первую очередь духовное значение. Следует помнить, что освящение машины и любой вещи — это посвящение ее на угодное Богу использование. В молитвах на освящение жилища призывается благословение Божье «на дом сей и в нем жити хотящих» и покровительство Ангела, сохраняющего от всякого зла и наставляющего к деланию добродетелей и исполнению заповедей Божьих живущих в нем. В молитвах на освящение машины священник также просит Бога: «ниспосли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней пристави», чтобы путешествующие в ней им хранимые и наставляемые, в мире и благополучии путь свой совершив, воздавали благодарение Богу.

Литургия — главное церковное богослужение.

Божественная литургия — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия. Продолжительность литургии согласно Типикону (гл.8) должна быть около часа, на практике ≈1,5 часа, архиерейская обычно дольше. В наше время общеупотребительны три вида Божественной литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается чаще всего: в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году: кроме Великого поста — 14 января (память святителя Василия Великого) и в праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в некоторые дни Великого поста. Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Молитвословия

Тропарь равноапостольной Нины

глас 4

Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак равноапостольной Нины

глас 2

Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную.

Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В Неделю 33-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершит Литургию в Раифском монастыре
Анонсы и объявления 31 января 2022
В Неделю 33-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершит Литургию в Раифском монастыре

6 февраля 2022 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит Божественную литургию в Раифском Богородицком мужском монастыре.