«Мы можем стать причастниками Божественной природы»

6526
Фото

Сегодняшний воскресный день посвящается памяти святителя Григория Паламы. В личности этого святителя Церковь продолжает праздновать Торжество Православия, которое отмечалось в прошлое воскресенье.

Именно святитель Григорий Палама своим высоким богословием, почерпнутым из духовного опыта Церкви и своего опыта подвижника-исихаста, приоткрыл для нас с вами завесу великой тайны — тайны соединения человека с Богом. Что это за тайна? А то, что мы с вами можем не просто быть духоносными в каком-то переносном символическом смысле, но мы можем быть подлинно богоносными, став через благодать причастниками Божественной жизни и Божественной природы.

Нужно сказать, что были и противники этого богословия. В XIV веке монах и философ Варлаам из Калабрии утверждал, что Божественное можно постигать только философским логическим путем из Писаний и книг. Он говорил, что университетская скамья гораздо выше и гораздо значительнее молитвы простецов, монахов-неучей, а видимый ими свет на молитве и то, что сияло на Фаворе, есть не что иное, как физический тварный свет. Когда это учение западных рационалистов стало проникать на восток, в Византию, то именно Григорий Палама неоспоримо доказал, что благодать Святаго Духа не есть что-то тварное, как это утверждает западная Церковь, а это Само Божество, Которое пронизывает все творение до самых глубин.

И мы с вами можем не только думать о Боге, но и молиться Ему. Как писал апостол Петр в одном из своих посланий, мы можем стать причастниками Божественной природы. Вот такое у нас высокое призвание, вот что нам предлагается. Однако очень часто мы с вами меняем этот дар Божий на чечевичную похлебку. Стать причастниками Божественной природы — это слишком высоко, нам же не этого не надо. Мы просто хотим немножко облегчить свою жизнь. Что нам надо от Бога? Нам надо, чтобы Он послал нам пусть не большое, но и не самое маленькое счастье. Чтобы, условно говоря, тарелка была поближе, а ее содержимое — более сытным и вкусным. Но Церковь предлагает нам совершенно другое: она предлагает иную реальность — Божественное бытие.

Как говорил святитель Афанасий Великий, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. И вот те люди, которые все-таки решились приблизиться к Богу, обрели подлинную радость и счастье, а не вспышки радости, которые быстро проходят. Ну да, ты получил то, что хотел: хорошую должность, хорошую квартиру, хорошую машину, и, казалось, что этой радости не будет конца. Вот оно, счастье. Но уже через день человеку кажется, что это так и было, и ему снова чего-то не хватает для счастья. А почему так происходит? Потому что человек живет, но самого главного в жизни не замечает. Ну а как найти это главное? Подойди к самому краю своей жизни, постой немного, а теперь повернись, посмотри на свою жизнь, посмотри на то, что было для тебя значимым, что волновало и тревожило. Теперь это имеет какое-нибудь значение? Еда, одежда, мнения людей знакомых и незнакомых о нас — эти тривиальности и являются для многих основой жизни. Но это не жизнь, а забвение.

У нас был один прихожанин, который редко приходил в храм, пока не заболел. У него обнаружили рак 4-й степени с метастазами, положение было критическое. Он уже не мыслил, а реально стоял на краю своей жизни. Он по-настоящему встретил Бога, встретил жизнь как таковую. Он говорил, что таким наполненным себя никогда не чувствовал, и даже структура времени для него изменилась. Ему оставалось жить несколько месяцев, но это небольшое время он прожил более насыщенно, чем всю свою предшествующую жизнь. Он говорил, что как будто проживал сразу несколько жизней одновременно. Он видел присутствие Бога во всем — в падающих листьях, в бликах света, в игре воды. Он говорил, что подходил к дереву, дотрагивался до его коры и понимал, что каждая трещинка этой коры — это почерк Творца. Понимал, что это Он так думает, что это Он так мыслит. И скрипящий снег под ногами — это тоже мысли Бога. Он говорил, что мысли Создателя воплотились в этот снег, в этот воздух, и он по ним ходит — по этим мыслям. Удивительно. Этот человек умер, но перед смертью он поблагодарил Бога за эту болезнь и за эту встречу. Звали его Игорь. Помолитесь, вспомните его в своих молитвах.

Конечно, совсем не обязательно ждать таких внешних толчков и катаклизмов, чтобы обрести подлинную жизнь и подлинную свободу. Ведь Господь всегда стоит у дверей нашего сердца, и нам надо только повернуть ключ, и то, что в нас вольется, станет источником, текущим в жизнь вечную.

Новости по теме

Размышления о нательном Кресте
Публикации 10 апреля 2024
Размышления о нательном Кресте

Четвертая седмица Великого поста посвящена Кресту Господню. И сегодня мы предлагаем задуматься о том изображении Распятия, которое сопровождает всю нашу жизнь — поговорим сегодня о нательном Кресте.

Смысл великопостных паремий
Публикации 9 апреля 2024
Смысл великопостных паремий

В чем смысл Великого поста? О чём Церковь предлагает задуматься в эти дни? Конечно, основным мотивом Четыредесятницы является призыв к покаянию, очищающему душу человеческую от всего, что мешает быть с Богом.

При чём здесь Бог?
Публикации 6 апреля 2024
При чём здесь Бог?

Почему многие члены Православной Церкви так трепетно относятся к изображению Креста? Для чего нужны земные поклоны перед Крестом? И при чём здесь Бог?

В Казанском Богородицком монастыре проходят лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре проходят лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре работает лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции-беседы еженедельно проводит руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин.