Жития святых на Июнь

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]


 
23 июня
 

(память 10 июня по старому стилю)

Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.

О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию.

Родители Иоанна были людьми небедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Дома он воспитывался в духе благочестия, послушания и любви к Слову Божию, поэтому, продолжая образование в Киевской коллегии(позднее ставшей академией), Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя.

Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь.

В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чиригин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину.

По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года.

Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем про­свещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.

Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помога­ло Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя.

Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призы­вал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.

Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.

Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, — сказал он, — но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове.

11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.

Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келье, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра.

Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», — и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.

Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.

Этот человек глубоко воспринял евангельское слово: «Когда делаешь пир — не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных». Так он и поступал всегда, в гости никогда не ездил: за все время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора, и то по его усиленной просьбе. Однако в праздничные дни после литургии он приглашал к себе почетных горожан. Угощение его всегда было очень скромным, и подлинным украшением таких трапез были беседы святителя, обладавшего замечательным даром слова. О проповедях его за богослужением всегда отзывались только в превосходной степени.

Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы.

Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.

Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», — об обязанностях властей, Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».

Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.

Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.

Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.

Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.

Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда».

Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.

Не сразу бренные останки святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего воскресения. Первоначально они находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.

В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.


(память 10 июня по старому стилю)

С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.

Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры.

В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатию Божиею прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и Отечества.

В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711-1715 гг.).

10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых.

На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну пред гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия:

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857 г., память 21 декабря, Ряз., Ростов., Брянск.); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787 г., память 10 мая); святитель Софроний (в миру Кристалевский Стефан Назарьевич), епископ Иркутский, чудотворец († 1771 г., память 30 марта, 30 июня, Петерб.); святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало), митрополит Ростовский († 1709 г., память 21 сентября, 28 октября, Ростов.); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715 г., память 10 июня, Брянск.); святитель Иннокентий (в миру Попов-Вениаминов Иван Евсеевич), митрополит Московский, просветитель Сибири и Америки († 1879 г., память 31 марта, 23 сентября, Моск., Петерб., Радонеж.); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770 г., память 4 ноября, 10 июня); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731 г., память 26 ноября, 9 февраля, Волын., Петерб.); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727 г., память 31 мая, Брянск.).

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681 г., память 4 января, Смолен.); архиепископ Нектарий Тобольский (Телятин) († 1666 г., память 15 января, Твер.); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910 г., память 15 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642 г., память 12 сентября, 18 декабря); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский (в миру Леонтович Михаил Иванович) († 1840 г., память 12 и 29 февраля, Петерб.); преподобный Герман Аляскинский († 1837 г., память 13 декабря и 27 июля, Петерб.); святой мученик Василий Мангазейский († 1602 г., память 22 марта, 6 июня и 10 мая, Ростов.); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802 г., память 27 декабря); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский) († 1740 г., память 27 марта).

Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706 г., память 1 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820 г., память 14 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880 г., память 24 июня); епископ Рязанский Мелетий († 1900 г., память 14 января, Ряз.); архимандрит Макарий (Глухарев), миссионер Алтайской миссии († 1847 г., память 15 мая, Смолен.); праведный Стефан Омский († 1876 г., память 30 июня); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797 г., память 17 декабря).

Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701 г., память 16 апреля); блаженная Домна старица Томская, Христа ради юродивая († 1872 г., память 16 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843 г., память 15 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820 г., память 4 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский, Сибирский, старец († 1864 г., память 20 января); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846 г., память 5 октября).


(память 3 июля и 10 июня по старому стилю)

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, — от кого и где родился, — никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что свт. Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовер-шенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: “По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива”.

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, — примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго — диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях. Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол. Народ, увидев это, возопил: “О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе”. Напрасно святитель Василий уверял народ: “Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми”. Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: “За сие дело убьем его!” Тогда святитель Василий начал просить: “Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня”. Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром — Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери — кормилом. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: “О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих”. Но святитель Василий был взят от глаз муромцев “в мгновении ока”. Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу свт. Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: “Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!” И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения — это нынешняя Рязань. Предание говорит, что святитель Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святитель Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского — одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим — дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами Святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери “Моление Василия”. В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.

На месте обретения св. мощей святителя Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым — “по тайной внушению ему свыше” — воздвигнут чугунный памятник.

Так Церковь Рязанская всегда свято чтила и ныне усердно чтит святителя Василия, как своего присного заступника и покровителя, в скорби и напасти скорого утешителя и помощника.

Акафист >>


(память 10 июня по старому стилю)

Был епископом города Пруссы (Вифиния). За чистоту и святость жизни получил от Господа дар чудотворения и исцеления различных недугов. Своей проповедью он просветил всю прусскую паству и обратил ко Христу множество язычников. Узнав о ревностном проповеднике имени Христова, император Юлиан Отступник (361-363 гг.) заточил его в темницу, но и там св. Тимофей продолжал проповедовать Евангелие.

Узнав об этом, Юлиан вновь запретил святому учить о имени Иисуса Христа, но святитель безбоязненно продолжал распространять христианскую веру. Тогда ревностного проповедника усекли мечом. Честные мощи святителя прославились чудотворениями.


(память 10 июня, 10 июля и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Однажды он силой своей молитвы связал воров, пришедших в монастырский сад, и они три дня не могли двинуться с места. Когда же они раскаялись, преподобный отпустил их.

После многих трудов и подвигов преподобный мирно скончался и был погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


(память 10 июня по старому стилю)

Святая Антонина происходила из города Кродамна. Во время гонений на христиан она была схвачена и приведена к правителю Фиксу. За отказ принести жертву идолам святая была брошена в темницу, а затем отведена в непотребный дом на осквернение.

В это время одному из воинов правителя Александру явился Ангел Господень и повелел ему идти к Антонине, чтобы она накрывшись его плащом тайно вышла из дома. Правитель, думая, что Александр вышел от святой, послал туда воинов, но они, не найдя мученицы Антонины, схватили св. Александра и привели на суд. Разгневанный правитель приказал предать его на мучения, а св. Антонину — везде разыскивать. Но в это время мученица сама, по повелению Господню, пришла на суд к Фиксу.

Ее вместе с Александром предали мучениям. Отрубив им руки, нечестивый правитель приказал бросить мучеников в яму с пылающим огнем, а затем засыпать ее землей. Во время этих мучений святые предали свои души в руки Божии. За это правитель был страшно наказан Богом: в него вселился злой дух и семь дней мучил его, после чего он изверг свою нечестивую душу. Святые мученики Александр и Антонина пострадали в 313 г.


(память 10 июня по старому стилю)

Родом из Антиохии, после смерти жены, оставил суетный мир и начал подвизаться отшельником в одной хижине близ города, поучая приходящих к нему хранению заповедей Божиих и целомудренной жизни. Узнав об одной блуднице, увлекавшей многих в нечистую жизнь, св. Феофан явился к ней и своими увещаниями убедил изменить свою жизнь.

Затем святой устроил около своей хижины другую хижину, где затворилась эта женщина, предаваясь строгим подвигам покаяния. После многих трудов и подвигов они оба угодили Господу и вместе отошли в небесные обители в 363 г.


(память 10 июня по старому стилю)

Был другом святителя Амвросия, епископа Медиоланского (память 7/20 декабря). Отец святого Вассиана управлял Сиракузской областью (Сицилия) и, готовя сына себе в преемники, послал его в Рим для получения образования. Но св. Вассиан вскоре познал тщету и суетность языческой философии и принял христианскую веру. Чтобы избежать преследования со стороны отца-язычника, он удалился в Равенну, где предал себя всецело на служение Богу, проводя время в постоянных молитвах и подвигах.

Будущий святитель быстро возрастал духовно и вскоре прославился чудесами. Жители города, веруя, что молитвы святого Вассиана сильны пред Богом, просили епископа Урса посвятить его в сан пресвитера. По преставлении епископа города Лодии (Лавдии; в Лигурии, Северная Италия) пресвитеру соборной церкви Клименту было откровение — избрать епископом Лодийским святого Вассиана. Хиротонию совершили святой Амвросий, епископ Медиоланский, и епископ Урс.

С этого времени св. Вассиан еще более увеличил подвиги добродетельной жизни. После 35-летнего мудрого правления он, будучи 90-летним старцем, скончался около 409 г. Многие, с верою притекавшие к его гробу, получали исцеление.


 
24 июня
 

(память 22 апреля, 11 июня — день кончины, 25 августа — день перенесения мощей и 30 июня — Собор 12-ти апостолов по старому стилю)

Происходил из Каны Галилейской. По сошествии Святаго Духа в день Пятидесятницы на апостолов св. апостолу Варфоломею вместе с апостолом Филиппом (I в.; память 14/27 ноября) выпал жребий проповедовать Евангелие в Сирии и Малой Азии.

Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. В одном из городов они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе святые своей молитвой умертвили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Здесь свв. Варфоломей и Филипп по злобе языческих жрецов были схвачены и после побоев осуждены на распятие. Как только святые были распяты, началось страшное землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города и жрецов со множеством язычников. Прочие, устрашившись и поняв причину землетрясения, стали снимать апостолов с крестов. Апостола Варфоломея сняли живым, а апостол Филипп уже умер, и его с честью погребли.

Затем апостол Варфоломей отправился в Индию, где перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу многих язычников. С евангельским благовестием он посетил Великую Армению (область между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где жрецы, видя что храмы языческих богов пустеют, побудили брата царя погубить проповедника. Апостол Христов был схвачен с городе Альбане (ныне Баку) и снова распят вниз головой на кресте. Но и вися, он не переставал проповедовать слово Божие, за что и был усечен мечом. Св. апостол Варфоломей скончался в 71 году. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин 1, 45-51; 21, 2).


(память 4 января и 11 июня по старому стилю)

Апостол Варнава родился на о. Кипр и получил образование в Иерусалиме. Господь избрал его в число 70 Своих учеников. По поручению апостолов св. Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших.

Он проповедовал также на Кипре вместе с апостолом Павлом и, возможно, первым благовествовал в Риме. В городе Медиолане (Милане) Варнава основал епископский престол. Около 62 года на Кипре апостола Варнаву побили камнями язычники.


(память 11 июня по старому стилю)

Родом из Великого Устюга. По удалении с родины (вследствие набегов диких черемисов) на одно пустынное место на берегу реки Ветлуги, он предался строгим подвигам отшельничества. Изредка посещали пустынника люди, «благословения ради», которым он предсказал, что по представлению его на берегу реки Ветлуги «умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки».

Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 г., иноки и бывшие ученики его построили две церкви: одну — в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца, и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни».


(память 28 января и 11 июня по старому стилю)

Родом венгр, он вместе с родными братьями Георгием и преподобным Моисеем Угриным († ок. 1043 г.), переселившись в 1030 г. на Русь, служил при дворе св. князя Бориса († 1015 г.). После убиения св. князя Бориса св. Ефрем, взяв отсеченную голову брата своего Георгия, который был убит вместе с князем, удалился в уединенное место близ города Торжка. Устроив там странноприимный дом, святой двенадцать лет подвизался в подвиге странноприимства.

В 1038 г. св. Ефрем был пострижен в монашество. На месте своего уединения он сначала построил храм, а впоследствии монастырь во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, где и настоятелем. Потрудившись в посте и молитвах, он благоугодил Богу и преставился 28 января 1053 г. Тело его погребено в основанной им обители вместе с честной главой брата Георгия. Мощи преподобного Ефрема, обретенные нетленными 11 июня 1572 г., прославились многими чудесами.


(память 11 июня по старому стилю)

На Афоне рассказывают следующее предание относительно иконы Богоматери “Достойно есть”, или Милующая.

В конце Х века невдалеке от Карейского монастыря, основанного императором Константином Великим, в одной келье жил священник со своим послушником.

Однажды священник отправился к всенощному бдениию в Карейский храм, а своему ученику заповедовал совершить службу, как может, дома. При наступлении ночи инок услышал стук в дверь. Отворив ее, он увидел монаха, который просил впустить его на молитву.

Став перед иконой Пресвятой Богородицы, послушник умиленно стал произносить славословие “Честнейшую херувим”. Вдруг дивный гость, делая к этой песне другое начало, запел: “Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу присноблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего”. А к этому добавил “Честнейшую херувим”.

Послушник, умилившись, попросил, написать ему эту песнь. Незнакомец потребовал ему бумагу и чернил. Послушник извинился, что не имеет подобного. Тогда гость приказал принести ему каменную плиту. Далее, ангел, явившийся послушнику, стал размягчать каменную плиту руками и, как по маслу, написал на ней слова чудесной песни. Закончив написание, незнакомец подал плиту иноку и сказал:

— Отныне так пойте и вы, христиане.

Затем он внезапно исчез, как молния. Изучив песнь, инок стал славить Богородицу ее словами, а после и все остальные.

Акафист >>


 
25 июня
 

(память 12 июня по старому стилю)

Преподобный Онуфрий Великий, царевич Персидский, родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но еще до рождения святого Онуфрия к его отцу пришел однажды демон под видом странника и сказал: “Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорожденного в огонь, и, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым”. Отец не уразумел коварства вражия и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорожденное дитя в огонь. Совершилось чудо: ребенок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить Сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог.

Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыне к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперед, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря, близ города Гермополя. Игумен, извещенный об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушел и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трехлетнего возраста.

Когда отроку исполнилось 7 лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: “Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь”. Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб... Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всем игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошел в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: “Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался”. Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнес его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии.

В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашел дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние 30 лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей 12 ветвей, которые поочередно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В. течение всех 60 лет ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.

Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным промыслом, пришел к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но преподобный Онуфрий остановил его словами: “Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты”. Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа.

Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришел в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго еще беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: “Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу свое служение Богу в мире сем”. Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыне, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: “Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам о их жизни и подвигах, поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои, и что всякий, чтущий память мою каким бы то ни было образом, удостоится Божия благословения; Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения”.

Сказав еще много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лег на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: “Оставь бренное тело, возлюбленная душа Моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими”. Преподобный Пафнутий предал погребению честное тело великого подвижника и возвратился в свой монастырь, прославляя Господа.

Акафист >>


(память 12 июня по старому стилю)

Родом грек, служил воеводой в императорских войсках и жил в Константинополе. В 667 г. во время войны с сирийцами св. Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары реке Евфрате. Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его, и начал подвижническую жизнь, прося у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом. И святитель Николай не оставил его без своей помощи: его ходатайством св. Петр был освобожден из плена и принял в Риме иночество, куда в 681 г. удалился на Афон, поселившись на самой вершине Святой Горы.

Преподобный Петр провел в пустынных местах, не видя никого из людей, 53 года. Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды. В первое время особенно преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям, которые старались принудить святого покинуть пещеру, но горячими молитвами к Богу и Матери Божией он побеждал их.

А с того времени, как преподобному во сне явилась Матерь Божия вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему небесную манну, он хранил строгий пост, а на сороковой день подкреплялся ею, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.

Преподобный Петр скончался в 734 г.


(память 12 июня и 2 октября по старому стилю)

Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благовер-ного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере.

Побратимом деда благо-верной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, кано-низированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси... — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь выстроенный для нее монастырь. Здесь она н преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.

В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Акафист >>


(память 12 июня по старому стилю)

Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений.

Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он был 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве.

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсении поставил Крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415 гг.) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421 гг.), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители.

Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: “Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие”.

Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

Особое усердие проявил святитель Евфимий II (1434-1458 гг.). В 1446 году он посетил обитель и кроме щедрых пожертвований подарил преподобному Арсению свой клобук. Так, “евангельски подвизаясь”, святой Арсений 12 июня 1447 года “возшел к горнему торжеству” на руках любящей братии и был погребен в монастырском храме.

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей, рыбаки молились Господу; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке Коневским игуменом Варлаамом. В 1850 году житие было издано вместе со службой и похвальным словом.

Акафист >>


(память 12 июня по старому стилю)

Основал обитель в честь Рождества Богородицы в Малах, в четырех верстах от Изборска и в 56 верстах от Пскова. После долгих подвигов святой мирно скончался 12 июня 1592 г. и был погребен в Рождественской церкви, в приделе, посвященном его имени.


(память 5 и 12 июня июня по старому стилю)

Иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского (память 9/22 января). Посланные в 1561 г. на твердую землю за известью, они, застигнутые бурей у берегов Северной Двины, утонули. Тела их, выброшенные волнами на восточный берег Унской губы, были погребены крестьянами. По особенному видению и вследствие чудес на их могиле, устроена была Пертоминская обитель (Архангельская епархия).


(память 12 июня по старому стилю)

Основатели Перцовской пустыни в 35 верстах от города Вологды.

Подвизались в монашеских подвигах в конце XV и в начале XVI вв., по кончине были погребены в Троицком храме своей обители.


(память 12 июня по старому стилю)

Родом из Вологды, сын благочестивых и знатных родителей, он тайно ушел из дома и принял постриг в Глушицком монастыре.

Через некоторое время для большего усовершенствования в духовной жизни святой с благословения настоятеля посе-тил многие северные монастыри и дошел до Тихвина. Но, тяготясь многолюдством известной обители, удалился на пустынные берега Комельского озера.

Три года подвизался святой в совершенном одиночестве, терпя всевозможные лишения, и Господь утешил подвижника явлением Пресвятой Богородицы и святителя Николая.

Со временем вокруг преподобного собралась небольшая братия, и он по их просьбе отправился в Москву, где был рукоположен во иеромонаха и получил благословение на строительство храма. В 1534 г. храм был освящен в честь святителя Николая.

Богоугодно подвизаясь, святой мирно скончался в глубокой старости в 1542 г.


(память 2 декабря и 12 июня по старому стилю)

Вместе с преподобными Андреем, Иоанном и Ираклемоном подвизался почти 60 лет в Фиваидской пустыне. Питались святые дикими овощами и водой, но и то вкушали только два раза в неделю. В будничные дни преподобные разлучались, и каждый уединенно проводил время в разных местах. И только в субботу и воскресенье они собирались вместе для общей молитвы и причащались Святых Христовых Таин из рук Божественного Ангела. После многих трудов и подвигов преподобные Андрей, Иоанн, Ираклемон и Феофил мирно скончались в IV веке.


 
26 июня
 

(память 13 июня по старому стилю)

Родилась в палестинском городе Библосе от благочестивых родителей, воспитавших ее в христианской вере. Будучи десяти лет от роду, св. Акилина проповедовала своим сверстницам истинного Бога и на 12-м году была схвачена и предана на жестокие мучения, после которых мучитель, думая что святая мертва, приказал выбросить ее вне города на съедение псам. Но в полуночный час блаженной отроковице явился Ангел Господень и, исцелив ее, приказал идти к мучителю и обличить его.

После этого св. Акилину вывели за город и хотели отсечь голову, но прежде нежели палач поднял над ее главой меч, святая предала душу свою в руки Божии. Палач отсек умершей мученице главу, причем из раны вместо крови истекло молоко. Св. мученицу Акилину с честью похоронили в городе Вивлосе, и от ее гроба изливалось множество исцелений для болящих.


(память 13 июня по старому стилю)

Родом из Константинополя, получил прекрасное образование в Бейруте и был известен ученостью и красноречием. Несмотря на это, наставником избрал себе мужа не книжного и не ученого, но известного высокой святостью жизни — святителя Спиридона Тримифунтского (память 12/25 декабря). Вместе со своим учителем путешествовал в Антиохию, где святитель Спиридон исцелил императора Констанция I. Немного времени спустя святитель Трифиллий был поставлен епископом г. Левкуссии, на о. Кипре, но и став святителем, он не прерывал общения со своим учителем.

Однажды на Кипре происходил Собор епископов. Отцы Собора просили святителя Трифиллия, известного своей ученостью и красноречием, сказать поучение народу. Говоря об исцелении расслабленного, он вместо слова «одр» употребил «ложе». Не терпя неточной передачи евангельского текста, святитель Спиридон возмутился и покинул собрание, преподав святителю Трифиллию урок смирения, дабы тот не возгордился данным ему талантом красноречия. Так святитель Спиридон постепенно возводил своего ученика к духовному совершенству, которого святитель Трифиллий и достиг по молитвам своего наставника.

Святитель Трифиллий имел милостивую душу, незлобивое сердце, правую веру, любовь ко всем и многие другие добродетели. Скончался в глубокой старости около 370 г.


(память 13 июня и в Соборе Радонежских святых - 6 июля по старому стилю)

Ученик преподобного Сергия Радонежского. Был родом из Ростовской земли. Юношей он пришел к великому авве и стал умолять, чтобы тот облек его в святой иноческий образ. Преподобный Сергий не отверг моления юноши и совершил над ним иноческий постриг. Препо-добный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, рос и укреплялся в духовной жизни под надзором святого наставника, который очень любил своего ученика за «цветущие в нем добродетели» и безответное послушание.

Когда святитель Алексий пришел в лавру к преподобному Сергию для духовной беседы, то просил дать одного из его учеников, ибо намерен был с помощью Божией построить монастырь во исполнение обета своего. «Когда плыл я из Царьграда, — рассказывал святитель, — поднялась великая буря на море, так что корабль сокрушался от волн, и мы все отчаялись в жизни. Тогда дал я обет соорудить храм в честь того празднества, в какое счастливо достигнем пристани. Море улеглось, и мы вошли в пристань 16 августа. Потому положил я устроить обитель в честь Нерукотворенной иконы Спасителя; приспело время исполнить обещание». Преподобный Сергий благословил в настоятели обители преподобного Андроника.

Место было избрано в четырех верстах от Кремля, на речке Яузе. Сам преподобный Сергий приходил благословить это место. И уже в 1361 г. была воздвигнута прекрасная церковь. Освятив ее в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя, митрополит поставил в ней икону образа Христова, которую сам привез из Константинополя. В монастыре был принят общежительный устав. Преподобный Андроник со смирением нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве. И чем больше умножалось братство, тем большие подвиги принимал на себя преподобный Андроник. Он старался преуспевать в усиленном воздержании, ночных бдениях, посте и молитве. Каждого он, как отец, поучал, запрещал, умолял и восстанавливал на брань с невидимыми врагами и всех приводил к согласию кротостью. Так благоугодно прожил он много лет, нося на себе тяжесть всех.

Когда же преподобный Андроник уразумел свое отшествие к Богу, он вручил паству своему ученику — преподобному Савве, а сам, поучив братию о духовной пользе, отошел ко Господу 13 июня 1395 г. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря.


(память 13 июня по старому стилю)

Ученик преподобного Андроника Московского. Сияя многими добродетелями, и ради них почитаемый не только простым народом, но и князьями, был поставлен после смерти своего учителя игуменом Спасо-Андроникова монастыря. Из многочисленных его учеников многие были поставлены игуменами в другие монастыри, а некоторые стали епископами.

С миром отошел ко Господу около 1410 г.

По смерти преподобного Саввы многие, прибегающие с верой к его святому гробу, получали исцеление от душевных и телесных немощей. Один из его учеников, священноинок Ефрем, был борим от беса блудной страстью. С верою придя ко гробу преподобного Саввы и в молитвах призвав его на помощь, вскоре получил исцеление.


(память 1 марта и 13 июня по старому стилю)

Древность веков стерла следы и детали христианской жизни святой Антонины. Известно только, что она жила в городе Никее Вифинской области (на северо-западном берегу Малой Азии, ныне на территории Турции. В 302 году во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане святая Антонина за отказ принести жертву идолам подвергнута мучениям. После долгих истязаний ее завязали в мешок и утопили в озере.

Тропарь мученице Антонине

Агница Твоя Иисусе Антонина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.


(память 13 июня и 29 октября по старому стилю)

Святая Анна была дочерью диакона Влахернской Церкви в Константинополе. По смерти мужа, облекшись в мужскую монашескую одежду, подвизалась под именем Евфимиана вместе с сыном Иоанном в одной из вифинских обителей близ Олимпа. Прославившись еще при жизни даром чудес, скончалась в Константинополе в 826 г.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]