Казанско-Богородицкий монастырь Смотреть все материалы >>

История обретения и прославления иконы

История обретения этого священного образа известна благодаря рукописи «Сказание о явлении Казанской Иконы Божией Матери», датируемой 1594 годом и составленной очевидцем событий - патриархом Гермогеном. Обретение чудотворной иконы состоялось 21 июля (по новому стилю) 1579 года, когда будущий патриарх служил священником в Казанской епархии и носил имя Ермолай.

Летом того года в Казани случился крупный пожар, в огне которого сгорел дом казанского стрельца Данилы Онучина. Когда стрелец вознамерился начать постройку нового жилья на месте сгоревшего, его дочери Матрене трижды явилась во сне Богоматерь. Она повелела девочке отправиться к руинам их дома и достать из земли икону с ее образом. Матрена и ее мать пришли на пепелище и в указанном месте нашли невиданное доселе изображение Богоматери с младенцем Христом.

При большом стечении народа икону понесли в находящуюся неподалеку церковь Николы Тульского. По дороге случилось чудо: при встрече с иконой, двое нищих слепцов, просивших подаяние на паперти храма, исцелились от своей болезни.

Сообщение о новоявленной иконе и случившихся чудесах послали царю Ивану Грозному, который повелел поставить на месте обретения иконы девический монастырь. Первые постройки монастырского комплекса были деревянными и лишь главный собор во имя явления Казанской иконы Божией Материи был сооружен из камня. Строительство завершилось к 1591 году. Монастырь получил название Богородицкого, а чудотворную икону с торжественным крестным ходом перенесли в новую обитель.

Поначалу Казанская икона Божией Матери была лишь местной святыней, но в начале XVII века, в «смутное время» она приобрела всероссийскую славу. Ее заступничеству приписывали освобождение Москвы от польско-литовской интервенции.

Это было время, когда Русское государство переживало глубокий политический, экономический, государственный и социальный кризис. Со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась правящая династия.

На российском престоле, сменяя друг друга, правили грабившие страну временщики. В результате Москва была захвачена оккупантами, а на значительной территории хозяйничали банды мародеров.

Идеологом русского сопротивления выступил патриарх Гермоген, бывший священник из Казани, свидетель обретения чудотворной казанской иконы. По его благословлению в 1611 году митрополит Казанский Ефрем направил в ополчение Минина и Пожарского список с иконы Казанской Божией Матери.

Перед взятием Москвы русское войско усиленно молилось перед чудотворной иконой, а 22 октября 1612 года ополчение стремительной атакой взяло Китай-город. Не надеясь удержать остальную часть Москвы, поляки сами сдали Кремль русским. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объяснили заступничеством чудотворной иконы. В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской образу Божией Матери - 22 октября, а саму чудотворную икону стали почитать как заступницу страны от иноземных захватчиков.

 

 

ную икону с торжественным крестным ходом перенесли в новую обитель.

Поначалу Казанская икона Божией Матери была лишь местной святыней, но в начале XVII века, в «смутное время» она приобрела всероссийскую славу. Ее заступничеству приписывали освобождение Москвы от польско-литовской интервенции.

Это было время, когда Русское государство переживало глубокий политический, экономический* государственный и социальный кризис. Со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась правящая династия.

На российском престоле, сменяя друг друга, правили грабившие страну временщики. В результате Москва была захвачена оккупантами, а на значительной территории хозяйничали банды мародеров.

Идеологом русского сопротивления выступил патриарх Гермоген, бывший священник из Казани, свидетель обретения чудотворной казанской иконы. По его благословлению в 1611 году митрополит Казанский Ефрем направил в ополчение Минина и Пожарского список с иконы Казанской Божией Матери.

Перед взятием Москвы русское войско усиленно молилось перед чудотворной иконой, а 22 октября 1612 года ополчение стремительной атакой взяло Китай-город. Не надеясь удержать остальную часть Москвы, поляки сами сдали Кремль русским. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объяснили заступничеством чудотворной иконы. В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской образу Божией Матери - 22 октября, а саму чудотворную икону стали почитать как заступницу страны от иноземных захватчиков.

Монастырскии комплекс

В Казанский Богородицкий монастырь ежегодно стекалось большое количество паломников, чтобы поклониться чудотворному образу Казанской Божией Матери и попросить у него благословения.

В начале XIX века постепенно пришедшие в упадок монастырские строения были частью реконструированы, частью разобраны. Новый грандиозный проект монастырского ансамбля разработал казанский губернский архитектор Ф.И. Петонди.

Наиболее древней постройкой Богородицкого монастыря является, по мнению ученых, церковь во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови. Хотя официальной датой ее постройки называют 1807 год, архитектурные формы и декор церкви, особенно выложенные из тесаного кирпича наличники окон характерны для русского барокко конца XVII – начала XVIII веков. По всей видимости, в начале XIX века церковь была лишь частично реконструирована. Первоначально Софийская церковь строилась как надвратная, но в 20-х годах XIX         века, когда была возведена новая монастырская ограда, храм оказался в глубине.

Софийская церковь - самая маленькая действующая церковь не только Богородицкого монастыря, но и всей Казани. Она первой из всего разоренного монастырского ансамбля была возрождена и освящена в 1994 году.

В Софийской церкви установлен новый резной иконостас, среди икон которого особо почитаемым является образ преподобномученицы Елизаветы.

Главным храмом Богородицкого монастыря был не сохранившийся до нашего времени величественный пятиглавый собор во имя Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1798 - 1808 годах взамен обветшавшего каменного собора 1590-х годов. Согласно преданиям, он стоял на том самом месте, где в XVI веке находился сгоревший дом стрельца Онучина и была обретена чудотворная икона.

В закладке нового собора принял участие сам император Павел I. Автором проекта был знаменитый русский архитектор И.Е. Старов.

Освящение храма состоялось 30 мая 1808 года.

Это был едва ли не самый красивый собор Казанской епархии, являвший собой великолепный образец русского классицизма. Высота его составляла 43 метра. С трех сторон храм имел порталы с поддерживающими фронтоны величественными колоннами. Интерьер храма украшали нарядные стенные росписи. Трехъярусный иконостас был выполнен по проекту архитектора М.Е. Емельянова, а иконы для него были написаны известным казанским художником В.С. Туриным. В храме хранились две главные святыни монастыря: икона Казанской Божией Материи и особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного.

В 1810 - 1816 годах по проекту Я.М. Шелковникова был возведен Никольский собор монастыря, освященный во имя святого чудотворца Николы Тульского. Некогда на этом месте располагалась одна из старейших церквей города.

Судьба обители

По свидетельству современников, в XIX - начале XX веков Казанский Богородицкий монастырь считался не только одним из красивейших, но и одним из самых больших в России. В начале XX века в нем числилось более 500 монахинь и послушниц. На монастырь выделялись огромные средства из казны. Ему принадлежали свечной завод, пашни, сенные покосы, рыбные угодья, мукомольня и скотный двор.

Большие деньги получала обитель за счет пожертвований богомольцев.

В 1866 году при монастыре была открыта рукодельная школа, куда брали девочек всех званий и возрастов. Во время обучения они жили в монастыре и входили в число послушниц. Иконы, создававшиеся в монастырской рукодельной школе, пользовались спросом даже за пределами обители.

В начале XX века в жизни монастыря произошло событие, взбудоражившее всю Россию. В ночь на 29 июня 1904 года древняя чудотворная Казанская икона Божией Матери и стоявшая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены. Роковую роль в судьбе святынь сыграли закрывавшие лики драгоценные оклады, украшенные значительным количеством жемчуга, бриллиантов и драгоценных камней. И хотя похитителя икон (им оказался Варфоломей Чайкин) вскоре нашли и отдали под суд, сами святыни были безвозвратно утеряны. По словам Чайкина, драгоценности и оклады он продал, а иконы расколол и сжег в печи. Гибель чудотворного образа Казанской Божией Матери поразила всю Россию и весь православный мир. Ограбление сочли неслыханным святотатством и зловещим предзнаменованием для империи - знаком близкой гибели Государства и Церкви.

Уничтожение знаменитой иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. Более того, долгие годы в Казани существовало предание о том, что в действительности похищен был только список с явленного образа, а настоящая древняя икона была спрятана и сохранена.

После Октябрьской революции Казанский Богородицкий монастырь разделил печальную судьбу многих православных обителей России. Принадлежавшие монастырю земли были конфискованы, а монастырские строения национализированы.

 

 

приютилась, перерегистрировавшаяся в качестве коллективного товарищества православная религиозная община.

В 1930-е года подверглась варварскому разрушению и большая часть монастырского ансамбля: были снесены каменные стены, взорваны шестиярусная колокольня и главный монастырский собор, построенный на месте обретения Казанской иконы Божией Материи.      

В 1940-е гг. на территории монастыря разместилась табачная фабрика. В 1960-е годы на месте монастырского сада выросли «хрущевские» пятиэтажки. В помещение Крестовоздвиженского храма вселился филфак пединститута, а к зданию церкви были пристроены гаражи.

Останки знаменитого на всю Россию монастыря утонули в трущобах.

Внешний облик Никольского храма гармонировал с главным Казанским собором монастыря. Никольский храм был построен в том же стиле классицизма. Лицевой фасад украшал портик с колоннами. На его фронтоне размещалось лепное «Всевидящее око Господне».

Внутренняя отделка храма ненамного уступала по роскоши интерьеру главного собора, а двухъярусный, украшенный колоннами иконостас сверкал позолотой. Зимой в храме хранилась и сама чудотворная икона Казанской Божией Матери.

В настоящее время так и не отреставрированный Никольский собор продолжает разрушаться, и в его современном облике уже невозможно узнать прежнего величия построенного в духе классицизма храма.

Наиболее поздним по времени является Крестовоздвиженская церковь, которая была построена в 1882 - 1887 годах по проекту архитектора П.В. Тихомирова.

Архитектурный облик Крестовоздвиженского храма удивительно напоминает Никольский собор.

Алтарь храма размещался в купольном этаже здания. На первом и втором этаже находилась общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты воспитывавшихся в монастыре сирот, пекарня и квасная.

В советское время к зданию Крестовоздвиженской церкви были пристроены гаражи, а в самом храме разместился один из факультетов Казанского государственного педагогического института.

В 2004 году, когда стало известно о предстоящем возвращении в Россию Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери, началась масштабная реставрация храма. Украшенный позолотой иконостас выполнили в классическом стиле мастера Русской Православной церкви из подмосковного поселка Софрино.

В монастырский комплекс входила взорванная в 1930-е годы шестиярусная колокольня XVII века, высота которой достигала 55 метров. В XVII - XIX веках она была самой высокой колокольней Казани.

 

 

В 1803 году территория оби-\ V тели была обнесена не сохра: |'|

 

\ пившейся до нашего времени | ! каменной стеной с башнями. I |

 

К началу XX века, комплекс Богородицкого монастыря включал в себя Настоятель- .; ский^ЩШ - 1832) и Никольский (1832 - 1843)і, корпуса архитекторов А.К. Шмидта и Я.М.- Ц Шелковникова, которые вместе с Никольским1': • храмом замыкали ансамбль Богородицкого^ [ монастыря с севера.

 

В 1913 году по инициативе Великой княги-,.; | » ни Елизаветы Федоровны, по плану архитектора А.В. Щусева и под руководством инжене-ра П.іІІШышева непосредственно над местом обретения святой чудотворной иконы Божией і Матери была возведена' храм- I часовня. Ню^іесю получи- |

..

 

Возрождение Богородицкого монастыря началось в начале XXI века. Табачная фабрика, которая занимала часть монашеских корпусов и бывший храм Николы Тульского, была закрыта и демонтирована, верующим вернули маленькую Софийскую церковь, а в Крестовоздвпженском храме начались восстановительные работы. Монастырь начал постепенно возрождаться, правда, уже в качестве мужского.

Освобождение территории древней обители было выдвинуто Русской Православной Церковью в качестве одного из условий передачи городу Казани так называемого Ватиканского списка чудотворной иконы Казанской Божией Матери, который долгое время хранился в личных апартаментах папы Римского Иоанна Павла II.

 

об этом

 

.....^в.'        жество легенд. Поскольку еще в XVIII

 

веке с явленной в Казани чудотворной иконы было Г ^   сделаны несколько особо чтимых списков, провозгла-

 

шенных впоследствии чудотворными, народная молва утвержда-|яеГ ла, что в Ватикане находится один из них.

Высказывалось даже предположение о том, что ватиканская икона - ничто иное как древний чудотворный образ Богоматери, обретенный в 1579 году в Казани и чудом спасенный в 1904 году от злоумышленников.

Достоверно известно, что икона, хранившаяся в Ватикане, была вывезена из России в 1920-х годах, продана в Великобритании в частные руки. К святому образу потянулись православные верующие, в первую очередь - русские из первой волны эмиграции.

Позже икона сменила нескольких владельцев, а в 1970 году была выкуплена католической организацией «Віие Агту» и до начала 1990-х годов хранилась в португальском городе Фатима, в специально построенном храме. В 1993 году икона была передана португальцами Верховному понтифику Римско-католической церкви. В 2004 году Ватикан принял решение о безвозмездной передаче иконы России.

Проведенная в связи с этим искусствоведческая экспертиза показала, что передаваемая икона не является ни одним из древних чудотворных списков Казанской Божией Матери. Тем не менее, ватиканская икона поразила специалистов изысканностью красок и одухотворенностью святых ликов, а история многолетнего поклонения ей и православных, и католиков делало этот образ безусловной святыней, достойной самого высокого уважения.

25 августа 2004 года в Риме прошла торжественная церемония прощания с православной иконой, которую возглавил папа Иоанн Павел II. В присутствии членов кардинальской коллегии, представителей Русской Православной церкви и администрации города Казани понтифик передал икону главе делегации Римской Курии, направляющейся в Москву.

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер передал икону Святейшему патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

21 июля 2005 года в ознаменование 1000-летия Казани и 450-летия учреждения Казанской епархии патриарх Алексий II передал Ватиканскую икону Архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию. Торжественный крестный ход с Казанской иконой прошел от Благовещенского собора Казанского Кремля до Богородицкого монастыря.

С тех пор Ватиканский список иконы Казанской Божией Матери, ставший святыней не только для православного, но и для католического мира, хранится в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря. С 2005 года Богородицкий монастырь активно возрождается. 4 ноября 2015 года Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери».