Храм моего детства

7602

Спасо-Преображенский храм в Больших Кабанах за свою долгую историю пережил многое. Самым трудным периодом, наверное, был XX век — время безбожия, когда повсюду закрывались и разорялись церкви, вера порицалась.

Большекабанский храм наверняка постигла бы та же участь, как и многие другие церкви, если бы не люди, самоотверженные, преданные Богу и своему храму, которые в те нелегкие годы сумели отстоять и сохранить его.

Это простые деревенские женщины, благодаря им Кабанский храм оставался единственным действующим на весь Лаишевский район. Сюда привозили иконы с закрытых храмов, сюда приезжали молиться, тайно крестили своих детей, внуков, венчались и отпевали. Храм стал духовным центром для многих верующих.

Валентина Алексеевна Трофимова приходится внучатой племянницей Анастасии Федориной — старосты Преображенского храма в советское время. Сегодня она делится воспоминаниями из своего детства.

Вся наша родословная идет с Больших Кабан. У прабабушки Домны и прадедушки Никиты Федориных было семь дочерей. Семья очень набожная была, все с детства воспитывались в вере.

Моя бабушка Анна была старшая; мы в Казани жили, а в Кабаны приезжали только на выходные или летом, на каникулы. Это были 50-е годы. Как я тогда ждала лета!

В Кабанах, в родовом доме, проживала бабушка Настя (она была третьей в семье), мы ее ласково называли «нянечка». Своей семьи у нее не было, замуж никогда не выходила, всю жизнь посвятила служению Богу.

Помню, приедем в деревню, вещи в доме бросим — и бегом в церковь, к нашей любимой нянечке. Она всегда в храме находилась. Забегаем в храм, а там все на коленях — молятся; мы давай по храму ходить, между людей, глазами искать знакомое лицо бабушки Насти. Она увидит нас, обрадуется, обнимет, угостит карамельками и, конечно, просвирками! Мне тогда казалось, что ничего вкуснее их на свете нет.

Дом у нянечки был на первой улице (тогда названий еще не было): деревянный, небольшой, в передней массивный стол и две широкие лавки, печь. В углу много икон, а еще тут же, в комнате, был отгорожен небольшой закуток, там стояла деревянная контора с открывающейся полукруглой крышкой, внутри полочки, ящички, поминальные записки, какие-то документы. Нянечка всегда что-то там записывала, считала.

После службы в воскресенье и другие церковные праздники дом был полон гостей: обедали, пили чай.

Однажды, было это в конце 70-х, рядом с домом бабушки, у соседей, возник пожар — загорелся новый дом. Люди стояли и смотрели, что-либо сделать было бесполезно — огонь полыхал вовсю. Бабушка Настя взяла икону Богородицы «Неопалимая Купина», вышла на свое крыльцо, встала, как вкопанная, и молитвы читает. Ей кричат: «Настя, Настя, уходи, сейчас все вспыхнет!» А она не уходит. В итоге все дотла сгорело, а к ней огонь не перекинулся, даже сарай не схватился. Вот какое чудо!

Так получилось, что еще молодыми все сестры уехали в Казань, работали, пенсию зарабатывали, а нянечка на казенной работе никогда не была, всю жизнь при церкви трудилась.

Воспоминания о бабушке Насте, о нашей любимой няне, у меня самые светлые и добрые: уравновешенная, спокойная, лицо очень красивое. Она много молилась, очень набожная была, нас всегда поучала, рассказывала о Боге. Одежду носила только черного цвета, ничего цветного — ну как монашка.

Горжусь, что я внучатая племянница такой замечательной женщины, как Анастасия Федорина. Когда в 1983-м году нянечка умерла, младшая сестра Мария продала дом: никто тогда не хотел ехать жить в Кабаны. Так оборвалась нить, которая связывала нас с прошлым. Теперь единственное, что нас связывает с Кабанами, кроме воспоминаний, — Спасо-Преображенский храм. Стараемся раз-два в год бывать здесь, ведь тут прошло мое чудесное детство, здесь покоится наша нянечка и другие наши сродники».

Анастасия Федорина всю свою жизнь посвятила служению Богу, своему родному храму и людям. Было трудно, особенно когда предпринимались попытки закрыть храм. Однажды она продала свою единственную корову и поехала в Москву, к «всесоюзному старосте» товарищу Калинину. В итоге храм удалось отстоять, остался действующим.

Церковь и сейчас открыта, регулярно совершается Литургия. В храм приезжают люди из Казани, Лаишева и других мест. Они делятся своими воспоминаниями. Поражаются красотой убранства, старинными иконами, а самое главное — отмечают намоленность и благодать, которые сразу чувствуются, когда заходишь в храм. И в этом заслуга наших мужественных тружениц, одной из которых была Анастасия Никитична Федорина. Земной им поклон за этот подвиг, Царствие небесное и вечный покой.

Новости по теме

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева
Публикации 7 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Сибирчи Апастовского района РТ. Героиней фильма стала художница Наталья Зайцева.

«Каждому надо начать с поисков тишины»: игумен Кизического монастыря о своем пути к вере
Публикации 13 февраля 2024
«Каждому надо начать с поисков тишины»: игумен Кизического монастыря о своем пути к вере

Он говорит о себе — с раннего детства не сомневался, что станет священником. Мечтает о подвижничестве, называет себя «нестрогим настоятелем» и рассказывает, что на свои вопросы всегда получает ответ от Господа.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Люткино. Екатерина Никитина
Публикации 1 декабря 2023
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Люткино. Екатерина Никитина

Один из фильмов рассказывает о спасении старинного храма во имя святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских в деревне Люткино Пестречинского района РТ. Его героем стала Екатерина Никитина — участница инициативной группы, стараниями которой старинный храм, поруганный в советское время, возвращается к жизни.