Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

 

482
Спрашивает: Сергей
Здравствуйте.
Будьте добры, развейте сомнение:
- Во всей России живут множество национальностей, тем не менее вот и в татарстане Казанская епархия Русской православной церкови.
Нет, нет, не подумайте, я не националист, мне просто не совсем понятно.
И ещё - читаются ли молитвы в Храмах Татарии на татарском языке, ну а, на пример, в Чувашии, на чувашском?
Отвечает:

Уважаемый Сергей!

Миссия, как проповедование христианской веры, составляет неотъемлемую часть жизнедеятельности Церкви, так как при этом исполняется завет Христа: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28,19-20). Однако в том масштабе, как велась миссия среди народов Поволжья до революции, в наше время она не ведется. В XIX веке благодаря деятельности выдающегося русского ученого востоковеда Ильминского Н.И. проповедь христианской веры среди татар и других местных народов проводилась довольно успешно. Николаем Ивановичем Ильминским была создана целая система благодаря которой народы Поволжья могли изучать христианство на своем родном языке. Система Ильминского сводилась к следующим аспектам:

1) Основной целью Ильминского как миссионера было приобщение народов Поволжья к православию, причем приобщение не формальное, а глубокое.

2) Просвещение местного населения осуществлялось через «инородческую» школу – понимаемое как детское учебное заведение, со специфическими программами, с обучением на местном языке, в которой русский язык преподавался в качестве одного из предметов.

3) Важнейшей составной частью системы Ильминского были переводы на местные языки Священного Писания, богослужебных книг, литературы по священной истории и агиографии, введение в практику богослужений на инородческих языках.

4) Для осуществления миссионерской деятельности необходимы были многочисленные и хорошо подготовленные кадры учителей и священнослужителей из числа местного населения. Ильминский замечал: «Непосредственными учителями и священно-церковно-служителями у инородцев должны быть лица им одноплеменные… что недоступно русскому, разве только при высоком образовании, то не непосредственно дается инородцу природой. Инородец, движимый только природным инстинктом, прямо и непосредственно может действовать на ум, сердце… К этому надобно присоединить то естественное обстоятельство, что к человеку своего племени инородцы… имеют более доверия, нежели к человеку чужому».

Базой для миссионерской и педагогической деятельности являлись Центральная крещено-татарская школа, Казанская учительная семинария и начальные школы, работающие по системе Ильминского.

Следует отметить, что основным критерием для поступления в Казанскую учительную семинарию для абитуриентов была глубокая вера, серьезное отношение к учебе и к предстоящему служению. А.А. Рождествин сообщал, что у многих казанцев вызывал недоумение фирменный костюм из желтого сукна, в котором ходили воспитанники семинарии. Эта мало эстетичная форма была внедрена Ильмнинским намеренно. Он считал, что если форма будет красивой, то сама по себе будет соблазном для поступления в семинарию и «…будет привлекать в семинарию самых легкомысленных юношей».

Деятельность Ильминского и созданных им учебных заведений не ограничивалась лишь миссионерским служением, но как замечает татарский исследователь Исхакова Резеда Рифовна «…была направлена на формирование передового состава национальной интеллигенции – учителей. Именно педагоги – просветители распространяли знания в народной массе, способствовали сохранению и развитию национальных языков и народной культуры. Преподавание в начальной школе на родных языках учащихся, создание соответствующей учебно-методической литературы, педагогическая практика в образцовых национальных школах, церковное богослужение на родных языках – все это должно было убедить учеников в ценности и значимости родного языка. Ильминский писал: «инородец презрительно отзывающийся о своей народности на ломаном русском языке, есть явление глубоко противное…»

В советское время деятельность Ильминского была объявлена как «реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Ильминский (правда, заодно с муллами и священниками) объявлялся слугой самодержавия и реакционером, а школьная система Ильминского была полностью разрушена.

В наше время образование детей обеспечивают государственные учебные заведения, в которые согласно закону «О свободе совести и религиозных объединениях» (Р.Ф. ст. 4,2 от 1997 г. и Р.Т. ст. 5,3 от 1999 г.) придерживаются светского характера обучения, при котором углубленное изучение христианства фактически невозможно.

Однако и в наше время миссионерское служение Церкви продолжает осуществляться. Красота и величие православных храмов являются немыми проповедниками христианской веры, двери храмов всегда открыты и всякий вопрошающий может получить от священника ответ на интересующий его вопрос. При многих приходах Казанской Епархии существуют воскресные школы, в которых с согласия родителей дети различных национальностей обучается основам христианской веры, в самой Казани пятый год действует Духовная Семинария, в которой также представлен многонациональный состав воспитанников.

В Казани кряшены и имеют свой приход, который существует при Тихвинской церкви. Настоятель прихода протоиерей Павел Павлов кряшен по национальности проводит службы на кряшенском языке. В настоящее время о. Павел является одним из инициаторов по переводу Священного Писания на кряшенский язык. В прошедшем году при этом приходе состоялась презентация Священного Писания на кряшенском языке. А также по инициативе библейского общества и КГУ в октябре был представлен на презентацию первый перевод Священного Писания на татарском языке.

Вернуться к списку

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС