29 мая гостем студии портала «Православие в Татарстане» стал настоятель казанского храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, заведующий кафедрой библеистики Казанской духовной семинарии протоиерей Александр Павлов. Священник в частности рассказал о памяти святых отцов семи Вселенских Соборов, которая отмечается в седьмое воскресенье после праздника Пасхи.
Церковь признает семь Вселенских соборов, однако проводились и Поместные соборы. Тем не менее, Церковь утвердила именно семь, в которых, конечно же, принимали участие святые. Это важно, поскольку там формировалось и раскрывалось догматическое учение — учение о Боге и Церкви. Это имеет фундаментальное значение хотя бы потому, что на первых Вселенских соборах был сформирован и сформулирован Символ веры, который вкратце выражает православное вероучение.
Цель Вселенских соборов — раскрытие вероучительных истин, а также приход к единому мнению в отношении тех или иных вероучительных вопросов. Повод — различные ереси и лжеучения, которым Церковь должна была противостоять.
Евангелие — это фундамент вероучения. Но Господь дал человеку пытливость ума, поэтому человек очень часто задает вопросы «Почему?», «Зачем?», «Каким образом?».
Важнейший вопрос для нас, верующих в Бога, — «Кто такой наш Господь Иисус Христос?» Он есть и истинный Бог, и истинный Человек. Как это возможно? Каким образом эти две природы взаимодействуют? Как стало возможным, что Бог пришел на землю? Попытки найти ответы на эти вопросы приводили к различным заблуждениям, так как мнение Церкви не было четко сформулировано. Поэтому неудивительно, что разные люди, имеющие авторитет в Церкви, высказывали свое мнение, которое зачастую расходилось с мнением святых отцов. Возникла потребность выразить и сформулировать четкие позиции вероучения.
Эти позиции вероучительной истины не расходятся с Евангелием и не дополняют его. Они раскрывают уже заложенное в Евангелии и отвечают на те вопросы, которые начали возникать позже, после периода гонений.
В период гонений не было Вселенских соборов — не было возможности их проводить, потому что перед Церковью стояла задача — выжить и сохранить христианское вероучение. Когда гонения завершились, появилась свобода мысли, а за ней — различные лжеучения, которым необходимо было противостоять.
Почему возникли лжеучения? Потому что люди, стоявшие у истоков, основывались не на опыте духовной жизни, а на разуме и философских учениях. Вероучительные истины открываются людям Богом, человек их только формулирует, но без действия Святого Духа сохранить чистоту веры невозможно. Мы вспоминаем святых отцов-участников Соборов — они как раз были практиками духовной жизни, были водимы Духом Святым. Поэтому решения Вселенских соборов считаются непогрешимыми и основными, ибо были приняты всей полнотой Церкви.