19 марта. Память преподобного Иова Анзерского

3893
Фото

Седмица 1-я Великого поста. Глас 8.
Великий пост.

В этот день совершается память:

Мучеников 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).

Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленою во Иерусалиме (326). Преподобномучеников Конона и сына его Конона (270—275). Преподобного Аркадия Кипрского (ок. 361). Преподобного Фридолина Зекингенского (540).

Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

Вторник первой седмицы Великого поста

Во вторник первой седмицы Великого поста в храмах продолжают читать великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В храме — и черные облачения, и особый постовой распев песнопений — призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

После каждого из трёх прошений молитвы кладётся земной поклон. Затем, молящиеся со словами «Боже, очисти мя грешного», делают двенадцать поясных поклонов. В конце ещё раз полностью повторяется молитва и кладется земной поклон.

«Смирях постом душу мою», — говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина — подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение — самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны — это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях — гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это — подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное — смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить — бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

Душу и тело врачует пост. Пост — стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

Преподобный Иов Анзерский

К преподобному Иову (в схиме Иисусу) Анзерскому однажды ночью пришли разбойники с намерением обокрасть его, не зная, что у него нечего было брать. Притаившись в укромном месте, они ждали, чтобы старец ушёл в церковь к утреннему богослужению. Преподобный же не спал, а стоял на обычном правиле и слышал их приход, или, лучше сказать, прозрел их намерение. Тогда в своей молитве к Богу он присовокупил: «Боже, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу». Молитва святого была услышана, и незваные посетители спали беспрерывно пять дней и пять ночей, пока сам старец, придя с братией, не разбудил их словами: «Доколе стережете всуе? Пойдите в домы свои». Пробудившись, они встали, но идти не смогли, потому что долгое время пробыли без пищи. Святой накормил их и отпустил.

Мучеников 42-х во Амморее

Аморийские мученики — это 42 византийских военачальника, которые в 838 году попали в плен при взятии города Аморий халифом аль-Мутасимом. Город был взят предательством, многие жители и военные истреблены, выжившие уведены в плен в Сирию, где в городе Самарра содержались в тюрьме семь лет. Мусульмане отвергли идею переговоров о выкупе или обмене пленных. Преемник аль-Мутасима, решив, что страдания сломили дух узников, хотел склонить их к принятию ислама: посланные им отступники-греки передавали мученикам еду и одежду и уговаривали принять ислам хотя бы внешне. Они хотели смутить мучеников мыслью, что военные победы мусульман (например, взятие Амория) — это признак Божиего благоволения. Но святые ответили, что их беды — это наказание за грехи и они несут покаяние. В 845 году мучеников обезглавили.

Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленою во Иерусалиме

В 326 году равноапостольная царица Елена по просьбе своего сына, императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни и страданий Спасителя, и святой Крест, на котором Он был распят. Приступив к поискам, при содействии Иерусалимского Патриарха Макария царица под фундаментом языческого храма в ряду вырубленных в камне склепов нашла Гроб Господень, а неподалёку от него, на Голгофе, три креста, гвозди и дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы определить, какой из крестов принадлежал Спасителю, их по очереди возлагали на покойника, ожившего при прикосновении к нему Креста Христова. Обретя Крест, Патриарх и царица Елена подняли его, показывая собравшемуся во множестве народу, восклицавшему: «Господи помилуй!»

Библейское чтение

Глава 1.

19Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

20если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.

22Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;

23князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

24Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

25И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;

26и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная".

27Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;

28всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.

29Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;

30ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.

Глава 2.

01Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.

02И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

03И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.

В только что прозвучавшем отрывке, обращаясь к евреям, пророк Исаия сравнивает завет между Богом и израильским народом с браком. Господь — жених, Израиль — невеста. Жених очень любит свою невесту. Он всё делает ради неё. В ответ он ждёт лишь одного — взаимную любовь и верность. Однако его избранница легкомысленна и вероломна. Она изменяет ему и уходит с головой в разврат. Образ бывшей невесты, нежной и девственной, померк. Серебряные свадебные украшения, которые она носила, окислились и покрылись примесями свинца. «Что же сделает действительно любящий жених в этой ситуации», — спрашивает Исаия? Он найдёт заплутавшую девушку, омоет её, очистит и вернёт ей былой статус. Очевидно, что это возвращение для неё будет нелёгким. Муки совести, стыд, раскаяние, возвращение к той жизни, от которой отвыкла — всё это будет доставлять душевную боль. Нечто подобное и в случае с еврейским народом. Он нарушает завет и уклоняется в идолопоклонство. Поэтому Иерусалим изображается пророком как публичный дом. А сам народ называется блудницей. Однако Господь придёт, и посредством скорбей очистит Израиль. «Как в щёлочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое», — говорит Бог устами пророка.

Эти образы адресованы не только древним евреям, но и каждому из нас. Они напоминают нам, что боль никогда не приходит в нашу жизнь просто так. Она никогда не бывает напрасной, бесполезной или ненужной. Боль — это учитель от Бога, который помогает нам измениться и вырасти. Увы, но нередко без неё мы не в состоянии понять, в чём наша проблема, что отравляет нашу жизнь. И лишь потрясение позволяет увидеть, что дверь находится совсем рядом, а до этого я только тем и занимался, что пытался головой пробить стену. Боль не даёт нам раствориться в фантазиях и иллюзиях о самих себе и окружающем мире. Не даёт нашей жизни превратиться в рутину обыденности, в которой мы тонем, как в болоте духовного мещанства, «всегда довольные собою, своим обедом и женою». Без неё мы в силу нашей греховной природы забываем о Боге, обрастаем примесями разного рода пороков: ленью, обидами, ревностью, пьянством, похотью, злобой. Всё это смерть души, расторжение брака с Богом, духовное прелюбодеяние.

Вот поэтому боль и приходит. Как хирург, она отделяет от нашей души наросты предрассудков, страхов и заблуждений. И это явный знак того, что Небесный Жених вышел на наши поиски. Наша задача не прятаться от неё, не глушить её голос разного рода эмоциями и впечатлениями, обрастая новыми пороками. Нам следует прислушаться к ней. Научиться проживать её. Так Бог указывает нам, в каком направлении следует идти, чтобы найти выход из этого зловонного болота. Да, это тяжёлый труд. Ведь тот, кто старается жить по заповедям, должен совершать те действия, которые раньше не совершал, думать те мысли, которые раньше не думал, чувствовать те чувства, которые раньше не чувствовал. А это болезненный процесс. Перестраиваются нейронные связи: появляются новые, исчезают старые. Наше ветхое существо, которое просидело в тёмном, сыром подвале всю свою сознательную жизнь, противится этому всеми силами. Ему противен яркий свет, новые звуки, запахи, эмоции, впечатления. Но лишь так шаг за шагом мы выходим в новый мир. Мы узнаём, кто мы есть в свете замысла о нас Творца, Который ищет нас и ждёт, когда его пропавшая невеста очистится от примесей и вернётся в Его любящие объятия.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие. Праздность — это пустота, отсутствие всякого плода, отсутствие всякого содержания. А пустой человек — это человек никчемный. Не просто несостоявшийся (потому что есть люди, не состоявшиеся в силу жизненных обстоятельств), а тот, кто оказался ни на что не способным. Так бывает — очень редко, но бывает. И чаще всего эта пустота является не проявлением каких-то физических или умственных слабостей, а проявлением слабой воли и слабых усилий, которые не могут сформировать человеческую личность. Эта праздность и слова, и личности небезразлична ни для самих людей, ни для окружающих. Когда человек произносит праздные слова, он тем самым являет свою собственную несостоятельность. И те, кто внимательно относится к словам других, могут с легкостью определить, что собой представляет эта личность. Другими словами, праздные слова работают против нас. Они свидетельствуют о нас с самой плохой стороны.

Иосиф Исихаст о трех врагах рода человеческого

Три врага ведут брань с человеческим родом: бесы, наше собственное естество и привычка. Помимо этого другой брани не существует. И если удалишь беса, который мучает все человечество, тогда все мы будем хорошими. Его ты должен возненавидеть, его осудить и до конца относиться к нему как к врагу. Другой враг, как мы сказали, — это естество, которое, как только человек познает мир, сопротивляется закону духа и требует всего, что пагубно для души. Есть у нас вдобавок и третий враг — привычка: когда мы привыкаем делать всякого рода зло, она становится в нас душевным свойством, занимает место второй натуры и делает законом грех. И потому требует такого же подвига, чтобы мы приняли божественное изменение и избавление. Итак, вот и третий враг, который достоин совершенной ненависти. Вот что такое справедливость; если захочешь ее найти, — молись Богу, чтоб Он избавил от этих врагов.

Молитвословия

Тропарь Креста

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Креста

глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.

Тропарь мучеников 42-х во Амморее

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прията нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощный дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников 42-х во Амморее

глас 4

На земли Христа ради страдальчествовавше,/ явлынеся, благочестивии венечницы,/ Небеса прилете жити в радости:/ всякую бо кознь вражию низложивше болезньми и кровьми ваших язв,/ хвалящим свыше присно грехов разрешение подаваете.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года