7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы

5232
Фото

7 апреля. Седмица 6-я Великого поста
День постный, разрешается рыба. 25 марта по ст. ст.

В этот день празднует:

Благовещение Пресвятой Богородицы

Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Преподобного Саввы Нового (1948).

Благовещение Пресвятой Богородицы

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников». По Евангелию (Лк. 1:26—38), в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал Архангела Гавриила в Назарет к Пресвятой Деве Марии с вестью о том, что от Нее родится Мессия, Спаситель мира. По одним преданиям, Мария тогда шла к колодцу, по другим — делала пряжу для Храма. Она смутилась, поскольку избрала девственный образ жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…» Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Нам не постичь глубину глубины смирения и чистоты Пресвятой Девы, избранной Богом из всего народа, из всего человечества!

Установление праздника Благовещения

Первые изображения Благовещения — в росписях римских катакомб — датируются рубежом II—III веков, но богослужебное выделение праздника происходит лишь в начале IV века. Повод к этому дали произведённые святой равноапостольной царицей Еленой раскопки на Святой земле и строительство храмов в местах, связанных с евангельскими событиями. Появляется базилика и в Назарете — городе Благовещения. В богослужебном календаре днём Благовещения считается 25 марта (по старому стилю). Эта дата на девять месяцев отстоит от условной даты Рождества Христова. Но изначально отправной точкой расчётов была связь Благовещения и дня Распятия Христа. О том, что Пасха Крестная и Благовещение произошли в один день, 25 марта, впервые сказали Тертуллиан (155/165—220/240) и священномученик Ипполит Римский (около 170—235).

Крестопоклонная Неделя

История Крестопоклонной недели связана с константинопольской традицией проводить Крещения в Великую Субботу. С третьей недели поста начиналась активная катехизация. Для укрепления в вере на пути к Крещению оглашенным и всем молящимся предлагали для поклонения часть Животворящего Древа Креста Господня, привезённого в столицу равноапостольной Еленой (IV век). Богослужение сохранило связь с традицией: начиная со среды Крестопоклонной седмицы на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о тех, кто вскоре через Таинства станет причастником Света — Христа. В каноне третьей недели главной темой являются крестные страдания Спасителя, но есть отголоски и древней (до Х века) иерусалимской традиции, в которой эта неделя поста была Неделей о мытаре и фарисее: вторая литургическая тема дня связана с этой притчей (Лк. 18:10—14). Изнесение и поклонение Кресту совершается по тому же чину, что в день Воздвижения Креста (27 сентября) и Происхождения Древ Креста Господня (14 августа).

Кончина Патриарха Тихона

Последние годы Патриарха Тихона были ознаменованы безуспешными провокациями ОГПУ, направленными на его полное подчинение богоборческой власти и дискредитацию в народе. Для усиления давления в марте 1925 года против Патриарха в очередной раз начали следствие: его привлекли к делу мифической «шпионской организации церковников», готовился новый арест. В такой гнетущей обстановке в день Благовещения святитель Тихон внезапно скончался в частной московской больнице в возрасте 60 лет, по официальной версии — от сердечной болезни. В народе сразу распространилось сильное подозрение о его отравлении. Если и не с помощью яда, то посредством постоянных преследований жизнь Патриарха действительно была безвременно сокращена. Проститься с почившим святителем в Донской монастырь шли десятки, если не сотни тысяч людей. Епископы, прибывшие в Москву на погребение Патриарха, признали Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митрополита Петра (Полянского) — в соответствии с завещанием почившего святителя Тихона.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. LXVI, 10-24

10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 11чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.

12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.

13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.

14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.

15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.

16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.

17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,— все погибнут, говорит Господь.

18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.

19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,— подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.

21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.

22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

На веч.: Быт. XLIX, 33 — L, 26

33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Глава 50

1 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.

2 И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.

3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.

4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: 5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.] 6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.

7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.

9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.

10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.

11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.

12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; 13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.

14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.

15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?

16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: 17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.

18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.

19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; 20 вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; 21 итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.

22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.

23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.

24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

Притч. XXXI, 8-32

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.

19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.

23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

28 Встают дети и ублажают ее,— муж, и хвалит ее: 29 "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела́ ее!

Евр., 306 зач., II, 11-18

11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Лк., 3 зач., I, 24-38

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Праздник Благовещения называют второй Пасхой. Действительно, Благая весть о спасении рода человеческого через воплощение Сына Божия явилась величайшим откровением — не только в слове, но и в самой тайне Божественного воплощения. И ныне, со смирением и любовью преклоняя главы перед этой тайной, перед послужившей ей Пресвятой и Преблагословенной Девой, плотию Своей соединившейся с Божеством, испросим у Нее, ибо ближе Нее к Богу нет никого, поддержки наших добрых устремлений в личной, общественной, национальной жизни, чтобы Царица Небесная приклонила милость Свою к Святой Руси, чтобы все историческое Отечество наше сохранило верность Ей и воплощенному Сыну Божию. И мы верим в Ее предстательство. Мы верим, что одним из уделов Пресвятой Богородицы является и наше Отечество. Под Покровом Святой Богородицы в нашей истории происходило множество чудес, и Отечество наше неоднократно спасалось от внешних сил, способных полностью его уничтожить.

Святитель Григорий Палама о событии Благовещения

Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого Благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был наследником прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение прародителей смыть преизбытком силы. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришёл и спас нас.

Молитвословия

Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы

глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание праздника Благовещения

Архангельский глас/ вопием Ти, Чистая:/ радуйся,/ Благодатная,// Господь с Тобою.

Новости по теме

В праздник Благовещения архипастыри Татарстанской митрополии совершили Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля В праздник Благовещения архипастыри Татарстанской митрополии совершили Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский Кирилл, епископ Чистопольский Пахомий и епископ Альметьевский Мефодий совершили Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу
Публикации 7 апреля 2023
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу

Велик и радостен у нас этот праздник; одно название его — Благовещение — сладостно для нашего слуха и для нашего сердца. Радость нынешнего праздника так велика, что всей великости этой радости нам даже и не понять

Благовещение Пресвятой Богородицы
Публикации 6 апреля 2023
Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы стало началом нашего спасения. От согласия Пресвятой Девы на то, чтобы стать Матерью Господа, зависела вся дальнейшая судьба человечества. Она ответила Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

В престольный праздник в Благовещенском соборе Казанского кремля состоятся соборные архиерейские богослужения
Анонсы и объявления 6 апреля 2023
В престольный праздник в Благовещенском соборе Казанского кремля состоятся соборные архиерейские богослужения

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы престольный праздник отметит древнейший храм Казани — Благовещенский собор Казанского кремля.