10 апреля. Страстная седмица. Великий Понедельник

3642
Фото

Страстная седмица. Великий Понедельник.
Строгий пост. 28 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Преподобного Стефана чудотворца, исповедника, игумена Триглийского (ок. 815).

Преподобномученика Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мучеников Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мученика Бояна, князя Болгарского (ок. 830).

Святого Николая Постникова исповедника, пресвитера (1931); священномученика Василия Малинина пресвитера (1938); мученика Иоанна Чернова (1939).

Великий понедельник

В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа. Как Иосифа за его чистоту возненавидели братья, так и Иисуса Христа возненавидели иудейские начальники, ханжи и лицемеры. Братья продали самого младшего за 20 сребреников. Предательство-«продажа» Спасителя принесло Иуде Искариоту 30 сребреников, причем один из братьев Иосифа, придумавший продать его, приходится предателю тезкой. В Египте Иосифа оклеветали, посадили в тюрьму, потом он был оправдан, поднялся высоко в государстве, спас Египет от последствий неурожая, а позже простил и спас от голода своих братьев. И само имя, которое было дано фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах, означало Спаситель мира (Быт. 41:45). Так же и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих мучителей, дает всем возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает также о засохшей смоковнице. На другой день после Входа Господнего в Иерусалим, когда Иисус вышел с апостолами из Вифании, «Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:12—14). И дерево засохло. Господь не раз предупреждал, что Суд Божий наступит внезапно — и все должны быть к нему готовы в любую минуту, даже до «времени собирания смокв». И вот судьба смоковницы — прообраз судьбы не принявших Господа иудеев и, шире, всех, кто не примет Христа. Чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось и символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, вскоре и произошедшей. Образ смоковницы избран еще и потому, что, по библейскому преданию, именно ее листьями прикрылись согрешившие пред Богом своим непослушанием Адам и Ева.

Преподобный Иларион Новый

Преподобный Иларион, игумен Пеликитский с юности посвятил себя служению Богу. Много лет он провел в затворе. За непорочность и святость жизни праведник получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Благодатной силой молитвы он вызывал дождь во время засухи, наполнял рыбой сети рыбаков в случае неудачного лова, исцелял больных и изгонял бесов. В 754-м году преподобный Иларион погиб мученической смертью во время гонений за почитание святых икон.

Преподобномученик Евстратий Печерский

Евстратий Печерский, родом из Киева, был взят в плен половцами и продан иудею вместе с другими пленниками в византийский Херсонес. Иудей решил принести его в жертву. Когда наступил день Воскресения Христова, он надругался над святым так, как в Евангелии надругались иудеи над Спасителем: пригвоздил подвижника к кресту. Мученик славил Бога на кресте и говорил: «Великой благодати сподобил меня Бог в нынешний день пострадать. И скажет Он мне, как и разбойнику: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Ты же и другие иудеи с тобой заплачете ныне и зарыдаете: пришло вам время дать ответ Богу за кровь мою и кровь всех христиан». В тот же день пришло повеление от императора: изгнать из города всех иудеев, отнявши у них имение, а старейшин казнить, вследствие чего мучителя преподобного Евстратия повесили.

Преподобный Иларион Псковоезерский

Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский, в 1460 году основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Преставился святой в 1476 г.

Священное Писание

Утр. — Мф., 84 зач., XXI, 18-43

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,— боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Лит. — Мф., 98 зач., XXIV, 3-35

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.

6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней.

9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется.

14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,— читающий да разумеет, — 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,— не верьте.

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",— не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",— не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молитва и пост обретают смысл только тогда, когда меняется состояние нашего сердца, а показателем этого изменения является наша способность прощать и просить прощения. А почему так? А потому что самый большой и опасный грех, от которого проистекают все другие грехи, — это гордыня. И человек опознает присутствие в себе гордыни именно через неспособность испросить прощения или простить другого человека. Это как некий индикатор, как лампочка, которая загорается на приборах, когда наступает некая опасность, например становится недостаточно кислорода или появляются вредные вещества в атмосфере. Есть приборы, которые немедленно реагируют на эту перемену, — загорается лампочка или раздается громкий звук, предупреждая человека об опасности. Вот так и в духовной жизни. Если мы не способны прощать, если мы не способны испрашивать прощения, считайте, что загорелась красная лампочка, предупреждающая нас об опасном состоянии нашей души.

Святитель Филарет Московский о чудотворных иконах

Как рассуждать о том, что многие с верою и усердием прибегают к одной известного наименования иконе Богородицы преимущественно пред другими? На сие ответствую, во‑первых, что человек, имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятыя Богородицы, может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ея и удостаиваться услышания и благодеяний от Нея; потому что пред всякою иконою Богородицы приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице, и, по вере, может низводить к человеку Ея благодатную силу и помощь; во‑вторых, что молитва, приносимая пред некоторыми чудотворными иконами Пресвятыя Богородицы, может быть особенно благоуспешна, частию по особенному устроению Провидения Божия, частию потому, что, где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божии, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется и привлекает свыше благодатную помощь. Только бы эта вера не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой Пресвятой Богородице.

Молитвословия

Тропарь, глас 8:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Тропарь преподобномученика Евстратия Печерского

глас 7

Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/ прежде бо воздержанием плоть умертвив,/ последовал еси Христу, нося крест свой./ Последи же и сам на крест вознесен быв/ и копнем в ребра прободен,/ в руце Божий душу предал еси./ Колесницею огненною возносим на Небеса,/ сугубо венчался еси от Христа Бога/ и Спаса душ наших.

Кондак преподобномученика Евстратия Печерского

глас 8

Яко ревнитель страсти Владычней/ и постников усердный последователь сый,/ пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/ и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/ и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского

глас 4

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года