Церковный календарь

21 апреля. Память святителя Нифонта, епископа Новгородского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 апреля. Память святителя Нифонта, епископа Новгородского

6-я седмица Великого поста (Седмица ваий).
День постный. 8 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

Мученика Павсилипа (ок. 117-138). Святителя Келестина, папы Римского (432). Святителя Нифонта, епископа Новгородского (1156). Преподобного Руфа, затворника Печерского (XIV). Преподобномучеников 600 отцев Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.). Мучеников Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии (1821).

Священномученика Сергия пресвитера (1933).

Шуйской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Апостолы от 70 Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм

Святые входят в число 70-ти апостолов, избранных Христом. Иродион был родственником апостола Павла. Апостолы Петр и Павел поставили его епископом города Патары. Он обратил в христианство многих греков и иудеев. Прочие язычники и иудеи, сговорившись, напали на святого, стали избивать его палками, забрасывать камнями, ударили ножом. Когда мучители ушли, Господь поднял апостола невредимым. Позже Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда Петра распяли, был усечен мечом и Иродион. Апостол Агав проповедовал в разных странах, он предрек страдания апостола Павла в Иерусалиме. Апостол Руф был епископом в греческих Фивах, а Асинкрит – в малоазийской Гиркании. Апостол Флегонт был поставлен епископом в Далматии, а Ерм – во Фракии. Все они подверглись истязаниям и удостоились мученической кончины.

Святитель Келестин, папа Римский

Святитель Келестин родился в конце IV века в Риме, был учеником и другом великих святых – Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного. За благочестие и добродетели Келестин был избран главой Римской Церкви. Основной заботой папы стала защита чистоты Православия. На Поместном Соборе в 430 году святитель изобличил ересь Нестория, в которой умаляется Божественная природа Иисуса Христа. На III Вселенском Соборе посланники папы Келестина также засвидетельствовали верность Рима истинному учению о Христе как о Богочеловеке. Святитель мирно скончался 6 апреля 432 года.

Святитель Нифонт, епископ Новгородский

Святитель Нифонт, епископ Новгородский, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. В 1130-м году он был возведен на Новгородскую кафедру. Новгород высоко ценил своего пастыря как зодчего храмов и знатока церковных канонов. В 1135-м году Нифонт проявил себя как миротворец. Он прекратил вражду между киевлянами и черниговцами, обратившись к князьям с просьбами. Когда князь Изяслав II Мстиславович без благословения Константинополя поставил митрополитом Киевским Климента, Нифонт не признал последнего и был сослан в Печерский монастырь. При князе Юрии Долгоруком он вернулся на кафедру. В 1156-м году Нифонт снова оказался в Киеве, где после непродолжительной болезни скончался. Ныне его мощи покоятся в Ближних пещерах Киевской Лавры.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. LVIII, 1-11

1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; 11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

На веч.: Быт. XLIII, 26-31; XLV, 1-16

26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян.

33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом.

34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.

Глава 45.

1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.

12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Притч. XXI, 23 — XXII, 4

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Глава 22.

1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Взывай громко", говорит Господь св. пророку Илии, "не удерживайся, обличая беззакония людей Моих". Что же сделали? "Они ищут Меня, желают приближения к Богу". Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают. Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; "тогда откроется, как заря, свет твой. . . и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит? возопиешь, и Он скажет? "вот Я!"... И будет Господь вождем твоим всегда" (Ис. 58, 1-11).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Жестокость – одно из самых страшных проявлений греха в человеке. Грехи могут быть разные: и зависть, и осуждение, и пустословие, и плотские грехи, от которых так часто страдают люди. Но жестокость особым образом парализует духовную жизнь человека. Жестокий человек не способен ни на какое доброе дело. Жестокость есть некий признак господства темной силы в жизни человека. Не может быть жестокости, которая передавалась бы по наследству, которая связывала бы человека с предшествующими поколениями, в недрах которых она родилась. Жестокость всегда формируется в сердце человека под влиянием его собственного мировоззрения, его собственного отношения к жизни. И нет ничего более страшного и более разрушительного для человеческих отношений. Все можно простить, но простить жестокость чрезвычайно тяжело, потому что в жестокости зло проявляется в максимальной степени.

Недостаточность действия естественного нравственного закона для полноценной духовно-нравственной жизни

Действие естественного (врождённого) нравственного закона, обнаруживаемое в проявлении нравственного чувства, способствует тому, что человек, как правило, сознает, что такое добро и что такое зло. Однако одного только этого чувства бывает для этого недостаточно. Это может быть связано с его воспитанием, с влиянием на его мировоззрение общественной морали, общественных традиций и норм социального поведения, с проявлением в нём различных греховных пристрастий и страстей.

Конкретные, четко сформулированные формы требований нравственного закона даны человеку посредством Сверхъестественного Откровения. Они конкретно диктуют человеку, что он должен, а чего не должен делать, чтобы соответствовать своему призванию и предназначению.

Довольно лаконично важнейшие требования нравственного закона отражены в 10 заповедях, данных еврейскому народу во времена Ветхого Завета. В новозаветные времена Господь Иисус Христос дал людям углубленное толкование этих заповедей и дополнил их перечень множеством других.

Молитвословия

Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 3

Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

Кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 5

Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою скончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.

Тропарь преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Послушание святое, нарицающееся живот,/ преподобне отче Руфе, прием,/ живот вечный оным постигл еси,/ идеже живя, не забуди и нас, хвалящих тя.

Кондак преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 6

Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем,/ честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси./ Тем тя убо почитаем,/ яко послушником образ и наставник.

 

Теги:
православный календарь

Все публикации