21 апреля. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

4201
Фото

21 апреля. Светлая седмица
Поста нет. 8 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).

Апостолов от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

Мученика Павсилипа (ок. 117-138). Святителя Келестина, папы Римского (432). Святителя Нифонта, епископа Новгородского (1156). Преподобного Руфа, затворника Печерского (XIV). Преподобномучеников 600 отцев Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.). Мучеников Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии (1821).

Священномученика Сергия пресвитера (1933).

Шуйской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

В пятницу Светлой седмицы совершается память обновления храма Богородицы «Живоносный Источник». В 450 году греческий император Лев I по указанию Божией Матери открыл в окрестностях Царьграда чудесный источник. Рядом с источником, от воды которого получили чудесное исцеление многие недужные, император воздвиг храм во имя Богородицы, назвав его храмом Живоносного источника. «Любве ради Пресвятой Богородицы» в службе этого дня к пасхальным песнопениям Светлой седмицы присое диняются песнопения в честь Божией Матери: стихиры на вечерне и утрене и канон, составленный Никифором Каллистом в XIV веке. «Живоносный источник» прославляется Церковью, как приснотекущий источник благодати, многоразлично являемой верующим по ходатайству Пресвятой Богородицы. После литургии по обычаю совершается освящение воды.

Апостолы от 70 Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм

Святые входят в число 70-ти апостолов, избранных Христом. Иродион был родственником апостола Павла. Апостолы Петр и Павел поставили его епископом города Патары. Он обратил в христианство многих греков и иудеев. Прочие язычники и иудеи, сговорившись, напали на святого, стали избивать его палками, забрасывать камнями, ударили ножом. Когда мучители ушли, Господь поднял апостола невредимым. Позже Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда Петра распяли, был усечен мечом и Иродион. Апостол Агав проповедовал в разных странах, он предрек страдания апостола Павла в Иерусалиме. Апостол Руф был епископом в греческих Фивах, а Асинкрит — в малоазийской Гиркании. Апостол Флегонт был поставлен епископом в Далматии, а Ерм — во Фракии. Все они подверглись истязаниям и удостоились мученической кончины.

Святитель Келестин, папа Римский

Святитель Келестин родился в конце IV века в Риме, был учеником и другом великих святых — Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного. За благочестие и добродетели Келестин был избран главой Римской Церкви. Основной заботой папы стала защита чистоты Православия. На Поместном Соборе в 430 году святитель изобличил ересь Нестория, в которой умаляется Божественная природа Иисуса Христа. На III Вселенском Соборе посланники папы Келестина также засвидетельствовали верность Рима истинному учению о Христе как о Богочеловеке. Святитель мирно скончался 6 апреля 432 года.

Святитель Нифонт, епископ Новгородский

Святитель Нифонт, епископ Новгородский, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. В 1130-м году он был возведен на Новгородскую кафедру. Новгород высоко ценил своего пастыря как зодчего храмов и знатока церковных канонов. В 1135-м году Нифонт проявил себя как миротворец. Он прекратил вражду между киевлянами и черниговцами, обратившись к князьям с просьбами. Когда князь Изяслав II Мстиславович без благословения Константинополя поставил митрополитом Киевским Климента, Нифонт не признал последнего и был сослан в Печерский монастырь. При князе Юрии Долгоруком он вернулся на кафедру. В 1156-м году Нифонт снова оказался в Киеве, где после непродолжительной болезни скончался. Ныне его мощи покоятся в Ближних пещерах Киевской Лавры.

Священное Писание

Деян., 7 зач., III, 1-8

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Ин., 7 зач., II, 12-22

12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли.

17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21 А Он говорил о храме тела Своего.

22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. З, 1-8; Ин. 2, 12-22

Есть у святых отцов похвала некоторым лицам, славным по христианской жизни своей, состоящая в том, что они воскресли прежде общего воскресения. В чем же тайна такой жизни? В том, что они усвоили себе характеристические черты жизни по воскресении, как они указываются в слове Божием, и делали их качествующими в себе. Будущая жизнь представляется отрешенною от всего плотского: там не женятся, ни посягают, — не будут там питаться мертвою пищею, и самое тело восприимут духовное. Итак, кто живет отрешенно от всего плотского, тот принимает в себя или возращает в себе элементы будущей по воскресении жизни. Дойди до того, чтобы в тебе замерло все плотское, и станешь воскресшим прежде будущего воскресения. Путь к этому указывает апостол, когда говорит: "поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5, 16). И удостоверяет, что этим путем наверное можно достигнуть чаемого: "сеющий, говорит он, в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 8).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек духовно растет только тогда, когда идет вперед. Если он останавливается и говорит: «У меня все хорошо, мне больше ничего не надо», — в этот момент он начинает умаляться. Поэтому духовное напряжение жизни есть показатель того, насколько люди принимают Слово Божие и насколько они готовы ему следовать. Пусть же Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 13-22; Ин. 5, 17-24

«Судите справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Так говорили властям св. апостолы Петр и Иоанн, когда им запрещали говорить о Господе Иисусе воскресшем, после того, когда они именем Его исцелили хромого от детства. Не побоялись они угроз, ибо очевидность истины не позволяла им молчать: мы видели и слышали, говорили они, и руки наши осязали, как после прибавил св. Иоанн (1 Ин. 1, 1). Они очевидцы: очевидцы же, по началам человеческого познания, — первые надежные свидетели истины. В этом отношении, ни одна область человеческих знаний не имеет подобных свидетелей. Оттого, что с того времени прошло 18 1/2 веков (теперь уже 19 1/2 — ред.), сила свидетельства их не умалилась нисколько, а следовательно, не умалилась и очевидность истины, ими свидетельствуемой. Если отпадают в неверие, — а ныне отпадающих очень много, — то отпадают не почему другому как по недостатку здравомыслия. Не хотят обсудить и увлекаются призраками, которым лесть сердца порочного охотно придает некоторую вероятность. Бедные души! Гибнут, воображая, что попали, наконец, на должный след, и радуясь тому особенно, что первые вступили в эту колею и стали для других передовыми вожаками. Но не велика радость сидеть на седалище губителей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Главное богослужение Церкви называется Евхаристией, потому что мы совершаем ее в воспоминание жертвы благодарения, которую Бог принял от Своего Сына и Спасителя нашего. То была действительно жертва искупления и одновременно жертва благодарения, жертва хвалы Богу. Именно так Церковь всегда воспринимала Голгофскую Жертву. Именно поэтому воспоминание об этой жертве стало центральным богослужением христианской общины. И всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы совершаем Евхаристию, мы прославляем Господа за все то, что от творения мира и до сего дня было совершено силой Божией для спасения рода человеческого.

Недостаточность действия естественного нравственного закона для полноценной духовно-нравственной жизни

Действие естественного (врождённого) нравственного закона, обнаруживаемое в проявлении нравственного чувства, способствует тому, что человек, как правило, сознает, что такое добро и что такое зло. Однако одного только этого чувства бывает для этого недостаточно. Это может быть связано с его воспитанием, с влиянием на его мировоззрение общественной морали, общественных традиций и норм социального поведения, с проявлением в нём различных греховных пристрастий и страстей.

Конкретные, четко сформулированные формы требований нравственного закона даны человеку посредством Сверхъестественного Откровения. Они конкретно диктуют человеку, что он должен, а чего не должен делать, чтобы соответствовать своему призванию и предназначению.

Довольно лаконично важнейшие требования нравственного закона отражены в 10 заповедях, данных еврейскому народу во времена Ветхого Завета. В новозаветные времена Господь Иисус Христос дал людям углубленное толкование этих заповедей и дополнил их перечень множеством других.

Молитвословия

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 3

Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

Кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 5

Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою скончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.

Тропарь преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Послушание святое, нарицающееся живот,/ преподобне отче Руфе, прием,/ живот вечный оным постигл еси,/ идеже живя, не забуди и нас, хвалящих тя.

Кондак преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 6

Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем,/ честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси./ Тем тя убо почитаем,/ яко послушником образ и наставник.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года