9 мая. Поминовение усопших воинов. Память святителя Стефана, епископа Пермского

3114
Фото

Седмица 4-я по Пасхе.
Поста нет. 26 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396).

Праведной Глафиры девы (322). Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.).

Священномученика Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мучеников Николая и Петра (1918).

Святитель Стефан, епископ Пермский

Просвещение Перми начал в 1379 году святой Стефан Пермский. Для успеха своей миссии он выучил язык зырян, создал для них алфавит и перевёл Священное Писание и богослужебные книги. Свою проповедь святитель начал у реки Виледи, где совершил первые массовые крещения. В главном поселении зырян Усть-Выми святой построил первый православный храм. Готовя себе помощников из местного населения, он создал школу для мальчиков-зырян, где учил их грамоте и основам богослужения. Преодолевая сопротивление местных шаманов, святитель обходил с проповедью Пермский край, разрушая кумирни и крестя новоообращённых. В 1383 году он принял сан епископа, с кафедрой в Усть-Выме, и стал рукополагать священников-зырян. До своей блаженной кончины в 1396 году святитель продолжал миссию в Пермской епархии, строил храмы и часовни.

Поминовение павших воинов

Ни одна страна не погребла стольких воинов, сколько — Россия. Воином был первый русский святой, благоверный князь Борис, отказавшийся воевать с братом за власть и тем давший пример истинной воинской чести. Воинами были монахи Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя), которых Сергий Радонежский благословил защищать Русь в Куликовской битве. И в самой страшной войне, которую вела Россия, в то время отринувшая Бога, честно сражались тысячи верующих и тысячи обратились в веру. Яркий пример — письмо солдата Самохвалова (имя неизвестно) с Курской дуги. И пусть он, учившийся в безбожной школе, еще писал святое слово с маленькой буквы, но сказал главное: «Мама, просите у бога, чтобы я остался жив… Мама, всю правду я вам говорю, когда был дома, не признавал никогда бога, вспоминаю его на дню 40 раз…»

Священное Писание

Деян., 25 зач., X, 21-33

21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Ин., 25 зач., VII, 1-13

1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

2 Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.

3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

5 Ибо и братья Его не веровали в Него.

6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

8 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

9 Сие сказав им, остался в Галилее.

10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.

13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 10, 21-33; Ин. 7, 1-13

«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы». Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно. Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим — сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и через верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы через досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но через органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы, ставшие рядом со Христом, стоим на стороне силы, хотя эта сила представляется невероятной слабостью очень многим. Мы стоим вместе с Богом, сила Которого превышает всякую человеческую силу. И наш долг, в первую очередь служителей Церкви, но не только, долг каждого, кто называет себя христианином, — утверждать Божию правду, борясь со злом, временным и преходящим, очень часто субъективным и виртуальным, но приносящим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию правду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества. Служить Воскресшему Христу и означает утверждать Его правду о мире и о человеке, и это величайшее призвание.

О Цветной Триоди

Периодом пения Цветной Триоди называется время от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, следующей за днём Пятидесятницы. Само название «Цветная Триодь» — русское; его не знает греческая богослужебная традиция. У греков аналогичная богослужебная книга называется Пентикостарием, так как главное содержание её составляют службы Пятидесятницы, то есть период от Святой Пасхи до дня Всех святых. В русской традиции название «Цветная Триодь» исторически связано с Неделей цветоносной, или Неделей ваий. Так как Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели (когда поётся «Спасительную совершивше Четыредесятницу…»), то на этом в России до середины XVII века заканчивалась и Постная Триодь, так что следующие дни — Лазарева суббота, Вербное воскресенье (Неделя ваий) и Страстная седмица — входили уже в Цветную Триодь. Во время богослужебной реформы при Патриархе Никоне объём Цветной Триоди был приведён в согласие с греческим Пентикостарием. Название «Триодь» дано Цветной Триоди по аналогии с Постной.

Богослужение в День Победы

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года «в преддверии 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени», установил совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2010 году, накануне 65-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выпустил указ о богослужении в День Победы.

Предстоятель Русской Церкви благословил совершать ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке: во время совершения Божественной литургии на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах…», а по окончании литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы и заупокойную литию о почивших воинах. На молебне читается особая молитва, составленная самим Патриархом по образцу молитвы святителя Филарета Московского «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык». «Святитель Филарет написал эту молитву в связи с победой над Наполеоном и вообще полагал полезным читать эту молитву всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах», — объяснял свой выбор Святейший Патриарх Кирилл. С 2015 года в День Победы во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла ровно в полдень начинается заупокойный колокольный звон, который продолжается 15 минут.

Молитвословия

Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского

глас 4

Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 4

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 8

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Новости по теме

В преддверии 79-й годовщины Победы в Казань прибудет тематический поезд Минобороны РФ «Сила в правде» В преддверии 79-й годовщины Победы в Казань прибудет тематический поезд Минобороны РФ «Сила в правде»

23 апреля в Казань прибудет тематический поезд Минобороны РФ «Сила в правде». С 23 февраля по 8 мая 2024 года агитационный поезд курсирует по разным городам страны от Москвы до Владивостока. Протяжённость маршрута более 34 тысяч километров.

В Казани состоялся смотр церковных хоровых коллективов «Христос и Победа» В Казани состоялся смотр церковных хоровых коллективов «Христос и Победа»

13 мая в Казани прошёл смотр церковных хоровых коллективов «Христос и Победа». Мероприятие было приурочено к празднованию 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и ко дню памяти святого великомученика Георгия Победоносца.

Глава Татарстанской митрополии присутствовал на Параде Победы в столице республики Глава Татарстанской митрополии присутствовал на Параде Победы в столице республики

9 мая 2023 года на площади Тысячелетия в Казани состоялось торжественное прохождение войск Казанского гарнизона по случаю 78-летия Победы в Великой Отечественной войне. В мероприятии приняли участие Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов, Государственный Советник РТ, Герой Труда РФ Минтимер Шаймиев, мэр Казани Ильсур Метшин, ветераны Великой Отечественной войны. На Параде Победы присутствовал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Поздравление митрополита Кирилла Раису РТ Рустаму Минниханову с Днём Победы Поздравление митрополита Кирилла Раису РТ Рустаму Минниханову с Днём Победы

9 мая 2023 года митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл поздравил Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова с Днём Победы