12 июня. Память преподобного Исаакия, игумена обители Далматской

3930
Фото

Пятидесятница.
Поста нет. 30 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383).

Священномученика Василия Смоленского пресвитера (1942).

Петров пост

Петров пост в древности назывался постом Пятидесятницы. Первоначальное происхождение Апостольского поста, вероятно, было обусловлено необходимостью компенсировать пропущенный по уважительной причине Великий пост: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы», — говорится в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского. Уже в книге «Апостольских постановлений» пост после Пятидесятницы в течение недели заповедуется совершать всем: «отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну неделю и после неё одну неделю поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре [Духа Святого], ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения». О недельном посте упоминает и святитель Афанасий Великий.

Продление поста Пятидесятницы до памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, вероятно, было обусловлено несколькими причинами. Праздник Пятидесятницы непосредственно связан со святыми апостолами, на которых первоначально сошёл Святой Дух. Длительные посты в церковной традиции были подготовкой к значительным праздникам, будь то Пасха, Рождество Христово или Успение Пресвятой Богородицы. Кроме того, если Пасха очень поздняя, то Петров пост продолжается около недели — срок который совпадает с древней традицией. Уже в VII веке преподобный Анастасий Синаит в своих писаниях не ограничивает пост после Пятидесятницы одной неделей, выражаясь неопределённо: «потом поститесь». Таким образом, пост Пятидесятницы стал длиться от восьми до сорока дней в зависимости от дня празднования Пасхи и называться Апостольским постом, «потому что через них [апостолов] мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания», как объяснял святитель Симеон Солунский.

Преподобный Исаакий, игумен обители Далматской

Отшельник Исаакий жил в пустыне. До него дошли вести, что в Константинополе император Валент стал приверженцем ереси арианства, отрицавшей Божественную природу Христа, и начал сурово притеснять православных. Исаакий пришел в столицу, чтобы поддержать верующих. В это время Валент выступал на войну с варварами. Двигаясь во главе войска, император услышал, что какой-то старец из толпы требует от него разрешить православным посещать храмы, но не обратил на это внимания. Исаакий подходил к царю в течение трех дней, предсказывая ему победу, если он последует его словам, и поражение, если будет упорствовать. В конце концов, старца взяли под стражу. Через некоторое время Исаакий сообщил, что чувствует запах горящего тела императора. Вскоре стало известно, что войско разбито, а Валент сожжен врагами в амбаре.

Преподобный Исаакий Молчальник

Преподобный Исаакий Молчальник, «муж зело добродетельный», был в числе первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. Он отличался незлобием, необыкновенною кротостию и послушанием, любил читать Священное Писание и, смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез. Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. Он удостоился видеть Ангела, сослужившего Преподобному Сергию. Подвижник скончался зимой 1388 года, за три года до кончины своего блаженного наставника, и был погребен близ Троицкого собора.

Священное Писание

...

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

...

Преподобный Иосиф Исихаст о прошении к Богу

Сейчас ты гневаешься, и унываешь, и печалишься, думая, что медлит с ответом Небесный Отец. А я тебе говорю, что и это совершится, как ты того желаешь, непременно совершится, но потребуется сначала молитва от всей души, а затем — ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и этого просить, тогда оно тебе придет как дар за твое терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя исполнение просьбы. Какую-то сокрытую страсть хочет исцелить в тебе Христос и поэтому откладывает подачу просимого. Если же получишь ранее, когда ты просишь, страсть твоя останется неисцеленной. Если ждешь, то получаешь и просимое, и исцеление страсти. И тогда радуешься великой радостью и горячо благодаришь Бога, Который все мудро устраивает и делает все к нашей пользе. Не приносит пользы, если унываешь, если огорчаешься, если много говоришь.

Добродетель целомудрия

Нередко под целомудрием подразумевают хранение девства. В каком-то отношении и отчасти такое осмысление справедливо. Однако, когда мы говорим о целомудрии в христианском понимании, мы связываем это с цельностью личности вообще.

До грехопадения в Адаме не было такого раздрая душевных начал, или сил, а также раздрая во взаимодействии духа, души и тела, какой стал для него характерным после впадения в грех. Что мы имеем в виду? После грехопадения дух Адама потерял обращённость к Богу, душа вышла из подчинения духу, а плоть — из подчинения душе. И взаимодействие душевных сил, таких как волевая, разумная, чувственная, перестало быть гармоничным. Всё это мы можем ощутить и в себе. Кому, например, неизвестна ситуация, когда плоть тянет нас туда, куда не желает душа.

Образцом целомудренности для нас является Господь Иисус Христос — Новый Адам, Спаситель. Во Христе человеческая воля свободно и осознанно подчинена воле Божьей, дух — душа — тело, а также все силы Его души пребывают в гармоничном взаимодействии.

Заметим, что эквивалент русского слова «спасение» — «σωτηρία» — имеет одним из значений целение (человека), то есть исцеление приведение в цельность. Обретение добродетели целомудрия как раз и подразумевает осуществление этого аспекта спасения.

Молитвословия

Тропарь священномученика Феодота

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Исаакия

глас 8

Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Новости по теме

В день принесения в Казань ковчега с частицей Пояса Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском соборе В день принесения в Казань ковчега с частицей Пояса Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском соборе

12 июня, в день памяти преподобного Исаакия исповедника, митрополит Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря. Перед началом богослужения состоялась торжественная встреча ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы.

Преподобный Исаакий Далматский (4-5 век)
Жития святых 4 апреля 2017
Преподобный Исаакий Далматский (4-5 век)

Подвизался сначала в пустыне. Но узнав о гонении императора Валента (364-378 гг.) на православных, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, где ревностно боролся за чистоту Православия.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.