Церковный календарь

12 июня. Память преподобного Исаакия, игумена обители Далматской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 июня. Память преподобного Исаакия, игумена обители Далматской

6-я седмица по Пасхе
Поста нет. 30 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383).

Священномученика Василия Смоленского пресвитера (1942).

Преподобный Исаакий, игумен обители Далматской

Отшельник Исаакий жил в пустыне. До него дошли вести, что в Константинополе император Валент стал приверженцем ереси арианства, отрицавшей Божественную природу Христа, и начал сурово притеснять православных. Исаакий пришел в столицу, чтобы поддержать верующих. В это время Валент выступал на войну с варварами. Двигаясь во главе войска, император услышал, что какой-то старец из толпы требует от него разрешить православным посещать храмы, но не обратил на это внимания. Исаакий подходил к царю в течение трех дней, предсказывая ему победу, если он последует его словам, и поражение, если будет упорствовать. В конце концов, старца взяли под стражу. Через некоторое время Исаакий сообщил, что чувствует запах горящего тела императора. Вскоре стало известно, что войско разбито, а Валент сожжен врагами в амбаре.

Преподобный Исаакий Молчальник

Преподобный Исаакий Молчальник, «муж зело добродетельный», был в числе первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. Он отличался незлобием, необыкновенною кротостию и послушанием, любил читать Священное Писание и, смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез. Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. Он удостоился видеть Ангела, сослужившего Преподобному Сергию. Подвижник скончался зимой 1388 года, за три года до кончины своего блаженного наставника, и был погребен близ Троицкого собора.

Священное Писание

Деян., 43 зач., XX, 7-12

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.

11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.

12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.

Ин., 48 зач., XIV, 10-21

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 20, 7-12; Ин. 14, 10-21

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю». Какое утешительное обетование! Но как немногие пользуются им! Редко кто содержит его в уме. Есть такие, которые совсем не понимают его и не принимают. Отчего так? Оттого что Господа не любят, и заповедей Его не исполняют. Эта неверность сердца Господу посекает всякое дерзновение обращаться к Богу с прошением, точно так, как и в житейском быту, неисправный слуга не смеет просить о чем либо господ своих, зная, что не заслужил никакой милости. Заведенные молитвы читаются своим чередом, а в них есть прошения очень великие, но они только читаются, а это, как известно, далеко еще не молитва и не прошение. Стать с истинною молитвою перед Господом и простереть к Нему прошение иначе нельзя, как исправив свои совестные к Нему отношения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст, удивительное чудо – наша плоть пребывает на небе и удостаивается поклонения ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Действительно, это наша человеческая плоть, это разум, воля, чувства, это все, что присуще человеку в его земной жизни. Все в этой плоти ныне восхищено через вознесение Господне в славу Святой Троицы, и эта плоть пребывает в том мире, который в Слове Божием называется Небесным Царством. Конечно, это непостижимо для восприятия человека, не имеющего веры, потому что тот, кто не имеет веры, требует доказательств. Ему надо потрогать, обонять, осязать, увидеть, а пребывание Спасителя там, в Небесном Царстве, с человеческой плотью, – это вне опыта людей. Это невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни обонять, ни почувствовать, но мы имеем ясное свидетельство Самого Бога о том, что так оно и есть.

О Боге Святом Духе

Святой Дух не безликая сила, а Личность, равночестная Отцу и Сыну. Святой Дух имеет вечное бытие от Отца, так же, как и Сын. Если Сын через рождение, то Св. Дух через исхождение (исходит в вечности от Отца). Никогда Отец не существовал без Сына и Св. Духа. Почему мы обычно слышим, что благодать есть благодать именно Святого Духа? Для начала рассмотрим, что такое благодать? Действие Божье. Иногда его именуют по-гречески энергией, что может быть не правильно воспринято, как аналог безличной радиации. Благодать — это действие, сила Бога. Святой Дух всегда является выразителем действия Святой Троицы, поэтому и говорят: благодать Святого Духа. Аналог: мы воспринимаем голос человека, а не его мысль и обычно говорим: «Я услышал, как он сказал…». А не говорим: «У него в уме родилась мысль, которую он изрёк голосом». Тем не менее, излияние благодати – единотроичное действие, например, на Литургии мы слышим: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». Праздник – День Святого Духа, совершается на следующий день после Дня Святой Троицы (на 51-й день после Пасхи). Молитва Святому Духу – «Царю Небесный».

Преподобный Иосиф Исихаст о прошении к Богу

Сейчас ты гневаешься, и унываешь, и печалишься, думая, что медлит с ответом Небесный Отец. А я тебе говорю, что и это совершится, как ты того желаешь, непременно совершится, но потребуется сначала молитва от всей души, а затем — ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и этого просить, тогда оно тебе придет как дар за твое терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя исполнение просьбы. Какую-то сокрытую страсть хочет исцелить в тебе Христос и поэтому откладывает подачу просимого. Если же получишь ранее, когда ты просишь, страсть твоя останется неисцеленной. Если ждешь, то получаешь и просимое, и исцеление страсти. И тогда радуешься великой радостью и горячо благодаришь Бога, Который все мудро устраивает и делает все к нашей пользе. Не приносит пользы, если унываешь, если огорчаешься, если много говоришь.

Добродетель целомудрия

Нередко под целомудрием подразумевают хранение девства. В каком-то отношении и отчасти такое осмысление справедливо. Однако, когда мы говорим о целомудрии в христианском понимании, мы связываем это с цельностью личности вообще.

До грехопадения в Адаме не было такого раздрая душевных начал, или сил, а также раздрая во взаимодействии духа, души и тела, какой стал для него характерным после впадения в грех. Что мы имеем в виду? После грехопадения дух Адама потерял обращённость к Богу, душа вышла из подчинения духу, а плоть – из подчинения душе. И взаимодействие душевных сил, таких как волевая, разумная, чувственная, перестало быть гармоничным. Всё это мы можем ощутить и в себе. Кому, например, неизвестна ситуация, когда плоть тянет нас туда, куда не желает душа.

Образцом целомудренности для нас является Господь Иисус Христос – Новый Адам, Спаситель. Во Христе человеческая воля свободно и осознанно подчинена воле Божьей, дух – душа – тело, а также все силы Его души пребывают в гармоничном взаимодействии.

Заметим, что эквивалент русского слова «спасение» – «σωτηρία» – имеет одним из значений целение (человека), то есть исцеление приведение в цельность. Обретение добродетели целомудрия как раз и подразумевает осуществление этого аспекта спасения.

Молитвословия

Кондак преподобного Исаакия

глас 8

Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Теги:
Преподобный Исаакий Далматский
православный календарь

Все публикации