Церковный календарь

20 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

Пятидесятница.
Поста нет. 7 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 
День Святой Троицы. Пятидесятница

Мученика Феодота Анкирского (303). Праведного Павла Таганрогского (прославление 1999).

Священномученика Маркеллина, папы Римского, и мучеников Клавдия, Кирина и Антонина (304). Священномученика Маркелла, папы Римского, мучеников Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мучениц Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304–310). Мучениц Валерии (Калерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284–305). Собор святых Ивановской митрополии.

Священномучеников Андроника, архиепископа Пермского, Александра Осетрова, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Александра Махетова, Владимира Белозерова, Игнатия Якимова, Михаила Денисова, Николая Онянова, Павла Соколова, Александра Преображенского, Николая Рождественского, Николая Конюхова пресвитеров и мч. Александра Зуева (1918); священномученика Петра Кузнецова пресвитера (1919). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

Пятидесятница

Праздник Пятидесятницы установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов. Называется он Пятидесятницей потому, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы. Ещё он называется Троицыным днём, так как с явлением Святого Духа открылась тайна Пресвятой Троицы, и в богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих поклониться Триипостасному Божеству — «Сыну во Отце со Святым Духом». Святой Дух, сошедший на апостолов, объединил их Своей благодатью в Святую Церковь, которая с этого времени стала расти, поэтому Пятидесятницу называют днём рождения Церкви. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник конечный. Это завершение всех великих праздников от Благовещения до Пасхи и Вознесения.

Великая вечерня в день Святой Пятидесятницы

В день Пятидесятницы сразу после литургии совершается великая вечерня. Главная особенность этого богослужения — чтение с коленопреклонением трёх молитв, составленных в IV веке святителем Василием Великим. Священник читает их в Царских вратах на коленях лицом к народу. Все в храме также опускаются на колени. В первой молитве мы исповедуем Богу Отцу грехи, испрашиваем их прощения и благодатной помощи против вражеских козней; во второй просим Господа даровать нам Святого Духа для просвещения и утверждения наших душ; в третьей просим Сына Божиего, исполнившего всё домостроительство спасения человека, о даровании благодати и об упокоении наших усопших отцов и братий. Читать молитвы с коленопреклонением установлено не на литургии, а на вечерне, относящейся к следующему дню, в силу запрещения преклонять колена от Пасхи до Пятидесятницы. Вечерню же положено совершать сразу после литургии, чтобы сохранить верующих в благоговейном и трезвенном состоянии для совершения молитв и коленопреклонений.

Богословие иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева

Ко времени канонизации Сергия Радонежского (около 1422 года) преподобный Андрей Рублёв «в похвалу преподобному Сергию» написал икону «Троица». Святой Сергий Радонежский почитается в Церкви как имеющий особое дерзновение ко Святой Троице; гимнографы называют его «Троицы вселением». Икона, написанная в похвалу преподобному Сергию, дала миру зримый образ Святой Троицы; в этом Андрей Рублёв проявил себя как истинный ученик преподобного Сергия. «Троица» Рублёва принципиально отличается от предыдущих изображений Святой Троицы. До преподобного Андрея иконописцы изображали «гостеприимство Авраама» — ветхозаветный сюжет о приходе трёх Ангелов к Аврааму и Сарре. Гостеприимство выражалось в столе, уставленном яствами, в обилии столовых приборов, в вынесении фигур Авраама и Сарры на первый план. Рублёв, молитвенно созерцая тайну Святой Троицы, пишет на иконе Предвечный Совет Святой Троицы, произошедший до творения мира и времени.

Какие аналогии Святой Троицы используются в богословии для лучшего уяснения догмата?

Бог нам открыл, что Он троичен в Лицах. Тайну троичности мы можем описывать лишь образно (при помощи образов, аналогий из окружающего мира):

Источник воды, происходящий из него ключ и собственно реку.

Солнце и исходящие из него свет и тепло.

Корень — стебель — крона.

Адам, Ева и их сын Сиф. Они единосущны. При этом Адам не рождён (образ Бога Отца), Ева создана из ребра (образ исхождения Св. Духа), Сиф рождён (образ рождения Бога Сына).

Рождение человеческим умом мысли (мысль — непроизнесённое слово), которая выражается посредством дыхания (голоса). Бог Отец (Ум) рождает в вечности Слово, выразителем и сопроводителем Которого является Святой Дух.

Предвечный совет Святой Троицы

Предвечный совет Святой Троицы — созерцание Богом от вечности образов «будущего» мира. Будущего в человеческом представлении, т. к. Бог вне времени, у Него нет прошлого и будущего. Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, созерцал все его события. Выражение «Предвечный совет Пресвятой Троицы» нельзя понимать в том смысле, будто Божественные Лица дискутируют между Собой... Бог един и имеет единое движение воли, единое действие. Опять же, Он от вечности знает всё, и Ему нет нужды доискиваться через размышления до тех или иных выводов, до ответов на те или иные вопросы. Икона преподобного Андрея Рублёва «Святая Троица» символически отражает нам Предвечный Совет Божественных Лиц.

Мученик Феодот Анкирский

Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской в III веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) святой Феодот, отличавшийся особенной добротой и отзывчивостью, снабжал христиан всем необходимым, прятал в своём доме и помогал проводить тайные богослужения. Святой посещал верующих в темницах, выкупал их, а если не мог спасти, то заботился о христианском погребении тел мучеников. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи утопленных мучениц. Об этом донесли правителю, и тот велел схватить святого Феодота. За отказ принести жертву идолам и исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого подвергли мучениям и усекли мечом в 303 году. Тело святого Феодота хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить. Христиане забрали тело святого и достойно погребли.

Священномученик Маркеллин, папа Римский

Маркеллин стал римским папой при императоре Диоклетиане, гонителе христиан. На допросе Маркеллин устрашился жестоких пыток, которым подвергались его братья по вере, и принес жертвы языческим богам. За это он был награжден драгоценными одеждами. Но, едва выйдя на свободу, Маркеллин раскаялся. Он отправился на церковный собор и исповедался перед архиереями в том, что испугался мучений. Отцы решили, что он сам должен назначить себе наказание. Маркеллин сложил с себя сан и завещал после смерти не погребать свое тело. Затем он пришел во дворец, осудил языческих богов и бросил перед императором подаренные одежды. За это он был казнен, но христиане не решались предавать тело мученика земле до тех пор, пока преемнику Маркеллина не явился апостол Петр с приказом похоронить честные мощи.

Священное Писание

Деян., 3 зач., II, 1-11

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12

Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше  «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа « (1 Пет. 1, 2). Того ради и  «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа «, обязуясь  «соблюдать все, что Я повелел вам « (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе!  «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что означает дар Святого Духа? Дар Святого Духа – это некое «замыкание цепи», установление связи между человеком и Богом – той самой связи, которую мы называем религиозной; и в момент этого «замыкания», когда тела человека касается облагодатствованное святое миро, он получает Божественную благодать. Это не значит, что благодать всегда будет с ним, – своими грехами, своим несовершенством, своим богоотступничеством человек исторгает из себя эту благодать. Но даже самый страшный грешник и богоотступник всегда сохраняет возможность обрести благодать Божию, потому что эта цепь, этот канал связи не разрушается никаким грехом, кроме хулы на Духа Святого. На этом основывается все спасительное действие, которое осуществляет Церковь. Через сообщение благодати Духа Святого она призвана возрождать к жизни вечной даже самых оступившихся, самых нечестивых грешников.

Молитвословия

Тропарь Пятидесятницы

глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак Пятидесятницы

глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

Тропарь священномученика Феодота

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Теги:
Мученик Феодот Анкирский
священномученик Маркеллин Римский
православный календарь

Все публикации