24 июля. Память равноапостольной Ольги, великой княгини Российской

5058
Фото

Седмица 8-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969). Обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1998).

Мученика Киндея пресвитера (III—IV).

Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская

Ольга (в Крещении Елена), занявшая престол после гибели мужа, князя Игоря, была первым христианским правителем Руси. Ее долгая жизнь стала водоразделом между Русью языческой и христианской. Тогда договоры на Руси уже скреплялись по обоим обычаям, языческому и христианскому, в Киеве стоял соборный храм пророка Илии. Сын Ольги Святослав, будучи формальным правителем, остался убежденным язычником. Оставив Русь на попечение матери, он провел всю жизнь в походах и, что символично, как и князь Игорь, тоже язычник, погиб в стороне от родной земли. Ольга правила деятельно, укрепила Русь — и принятие ею Святого Крещения в Константинополе нельзя объяснить лишь политической выгодой, ведь в ту пору Византия вела коварную политику против Руси. Ольга прозрела православное будущее России — и внук ее Владимир, молитвами матери, направил страну Христовым путем.

Чудо великомученицы Евфимии всехвальной

В 451 году в Халкидоне в храме Великомученицы Евфимии проходили заседания IV Вселенского Собора, созванного императором Маркианом для того, чтобы осудить ересь монофизитов. После долгих прений еретики заявили о том, что могут подтвердить свою правоту чудом. Тогда Патриарх Анатолий Константинопольский предложил собору прибегнуть к заступничеству святой Евфимии. Была открыта рака с мощами, и на грудь святой положили свитки с православным и монофизитским исповеданиями веры. Раку закрыли и опечатали. Три дня участники собора постились и усиленно молились. Затем раку открыли и увидели, что свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а еретический свиток лежал у её ног. Как живая, святая подняла руку и подала свиток Патриарху. Это чудо вошло в церковный месяцеслов.

Священномученик Иларион, архиепископ Верейский

По благословению Владимира, митрополита Санкт-Петербургского 24 июля 1998 года, на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге сос тоялось обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Священномученик Иларион — один из немногих новомучеников, чьё место захоронения было известно. Мощи торжественным крестным ходом перенесли в Казанский храм монастыря, где они и оставались до 9 мая 1999 года, когда их передали Сретенскому монастырю Мос квы, настоятелем которого священномученик был до ареста в ноябре 1923 года. Патриарх Алексий II совершил в обители чин прославления священномученика Илариона как местночтимого святого. Архиерейский Собор Русской Церкви 2000 го да принял решение об общецерковном почитании подвижника. Позднее была составлена служба святому.

Евангелие дня

Известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи однажды написал: «Ничто так не обманывает нас, как наше мнение». Действительно, человек довольно часто выдает желаемое за действительное, отказываясь принять реальное положение дел. Причин такого поведения может быть много. Но в корне их, чаще всего, лежит стремление не видеть правды о себе и мире вокруг. Об этом, в частности, повествует отрывок из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 16.

1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;

3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.

4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Прозвучавшее евангельское чтение делает нас свидетелями очередной дискуссии между Христом и Его оппонентами — фарисеями и саддукеями. Интересно, что представители двух данных течений отложили в сторону имевшиеся разногласия, поскольку увидели в Господе Иисусе общего врага. В чём же заключалась опасность, которую увидели фарисеи и саддукеи в проповеди Спасителя? Если говорить кратко, то в правде Божией, наполнявшей слова и поступки Христовы. Эта правда не только вдохновляла слушателей, но и высвечивала лживость действий религиозных вождей древнего Израиля.

Фарисеи и саддукеи, пусть и по-разному, но фактически паразитировали на окружающих людях. Первые — создав огромный свод обрядов и правил, сделали себя экспертами в области религии, навязали простым людям собственный (как утверждалось) необходимый авторитет. Вторые же — пошли по пути согласия с языческой властью, стали для неё опорой лояльности. Но не это, по большому счёту, вызывало возмущение Христа.

Ничто так не огорчало Сына Божьего в годы Его земного служения, как человеческое лицемерие. В особенности тогда, когда оно становилось лицемерием перед самим собой. Человек начинал лгать не только окружающим, но и себе самому, искусно маскируя пороки, оправдывая самые гнусные поступки благими причинами. Собственно, казнь Сына Божьего тоже имела вполне реалистичные (с точки зрения судей Христа) причины.

Господь, критикуя Своих оппонентов, на самом деле, обращается к апостолам и последующим поколениям христиан. Спаситель призывает Своих слушателей просить у Отца Небесного истинного здравомыслия, чтобы не обманываться и не называть ложь правдой, находя для того как соображения практического, так и религиозного характера.

Христос указывает, что в большинстве случаев всё в жизни обстоит очень просто. Есть правда Божия, а есть ложь. Третьего просто не дано. Как в отношении упоминаемого им примера погоды. Если во время заката небо имеет красный оттенок, то утром будет ясно. Если же — багровый, то ожидается ненастье. В отношении служения Спасителя тоже всё было предельно понятно. Религиозные вожди Израиля видели, что в отношении Христа сбываются все пророчества Ветхого Завета, но отказывались верить, поскольку не желали расстаться с ложными представлениями как о служении Мессии (которого хотели видеть земным царём), так и о своем духовном величии.

Спаситель, видя это упорство, произносит слова, прозвучавшие в ушах противников Евангелия жёсткой отповедью. Не дастся вам иного знамения, кроме знамения Ионы пророка. Пророк Иона проповедовал не иудеям, а язычникам. И его миссия показала, что Бог имеет попечение не только об Израиле. Таким образом, Христос показал, что и Его учение найдёт себе истинных последователей за пределами ветхозаветной цивилизации. А значит — появится новый избранный народ Божий.

Об этом важно помнить и нам. Ни в коем случае нельзя поддаваться упомянутой в сегодняшнем чтении «закваске фарисейской и саддукейской» — самообольщению, горделивому самомнению, лжи самим себе. Ни к чему хорошему этот путь не приведёт. Будем просить у Господа здравомыслия и видения тех вещей, что мешают нам обрести единство с Ним. Чтобы преодолев эти препятствия, обрести истинную радость Богообщения.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Явление великомученицы Евфимии преподобному Паисию Святогорцу

Это событие произошло 27 февраля 1974 года. Преподобный старец Паисий был в своей каливе, когда услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших…» Так как всё происходило на Афоне, он изумился, откуда здесь женщина. Спросил: «Кто там?» — и услышал: «Евфимия». Ощущая в сердце божественную сладость, он, тем не менее, и подумать не мог о небесной гостье, решил, что некая сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Святую Гору. После третьего стука дверь открылась, несмотря на засов, и в келлию вошла великомученица Евфимия. Желая убедиться, что залитая светом гостья не от лукавого, старец повёл её в храм и велел поклониться Святой Троице. Святая рассказала старцу о своих мучениях и разрешила один беспокоивший его вопрос. После этого он три дня не мог есть, а только славил Бога.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Способность зреть свои грехи и видеть себя как бы со стороны, замечать свои дурные поступки, ошибки, прегрешения против заповедей Божиих — все это признаки здоровой духовной жизни человека. Действительно, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И по собственной слабости своей, и по силе обуревающих нас страстей и искушений мы можем оступаться и впадать во грехи. Но очень важно, созерцая эти свои грехи, близко различая их и осуждая, в искренности сердца сознавать свою вину пред Богом, отнюдь не стараться поскорее забыть содеянного нами, сокрушенно каяться на исповеди, дабы очистить душу свою и неосужденно приступить к Чаше Господней. Ведь Спаситель пришел в этот мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17).

Ветхий и новый человек

Под ветхим человеком подразумевается человек, не принадлежащий к Церкви, или хотя и принадлежащий формально, однако уподобляющийся по своему нравственному состоянию ветхозаветным грешникам. Иногда ветхим человеком называется не сам человек, а совокупность принадлежащих ему греховных задатков, привычек, наклонностей и страстей. Ветхому человеку противостоит новый — ходящий по стопам Христовым (1Пет.2:21), живущий жизнью во Христе. Обновление и преображение человека совершается в лоне Православной Церкви — истинной Церкви Христовой: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Молитвословия

Тропарь равноапостольной Ольги

глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной Ольги

глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.

Молитва княгине Ольге равноапостольной

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученицы Евфимии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии

глас 6

Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.

Новости по теме

В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора

29 сентября, в день попразднства Воздвижения Креста Господня, в день памяти великомученицы Евфимии всехвальной, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского собора в столице Татарстана.

В день памяти равноапостольной княгини Ольги митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В день памяти равноапостольной княгини Ольги митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

24 июля, в день памяти равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители

29 сентября, празднование памяти великомученицы Евфимии всехвальной и мученицы Людмилы, княгини Чешской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме собора Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Равноапостольная Ольга — духовная матерь русского народа
Публикации 24 июля 2021
Равноапостольная Ольга — духовная матерь русского народа

24 июля отмечается память княгини Ольги — святой равноапостольной, оказавшей значительное влияние на судьбу нашей страны, неотделимой от Православия.