Церковный календарь

4 августа. Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 августа. Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

7-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 22 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I). Перенесение мощей священномученика Фоки (403–404).

Преподобного Корнилия Переяславского (1693). 

Священномученика Михаила Накарякова пресвитера (1918); священномученика Алексия Ильинского пресвитера (1931).

Равноапостольная Мария Магдалина

Мария Магдалина, ставшая первой вестницей Воскресения Христа, прославлена как равноапостольная. Апостолы благовествовали миру, а она благовествовала самим апостолам. После Пятидесятницы, по преданию, Мария Магдалина дошла до Рима и беседовала там о Христе с императором Тиверием. Тот выслушал её рассказы о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении, распятии и Воскресении. Истинность рассказа о Воскресшем Христе подтвердило чудо: на глазах императора, сказавшего, что Воскресение так же невозможно, как то, что яйцо, подаренное ему святой, вдруг станет красным. И оно изменило цвет. В этом есть источник пасхального обычая дарить на Пасху красные яйца. Земное служение святая Мария Магдалина завершила в городе Ефесе (Малая Азия). Здесь она преставилась и была погребена.

Преподобный Корнилий Переяславский

Преподобный Корнилий подвизался в Переяславской обители святых Бориса и Глеба. Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, но преподобный молча переносил обиды. Он беспрекословно выполнял все послушания, довольствовался тем, что оставалось после общей трапезы, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду созревали превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. 30 лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. От постоянных трудов, сочетавшихся со строгим постом и молитвой, тело подвижника было совершенно измождено. Перед кончиною в 1693 году он принял схиму. Его мощи были обретены нетленными.

Священное Писание

1 Кор., 137 зач., VII, 12-24

12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Мф., 60 зач., XIV, 35 — XV, 11

35Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, 36и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

ГЛАВА 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 7, 12-24; Мф. 14, 35-15, 11

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, – нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птице подняться от земли.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас распространяется огромный поток информации, и сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть... И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем общаться не следует. Думаю, что пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень бы не хотел, чтобы верующие люди отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы неизлечимых духовных болезней. 

Практический совет о чтении вечерних молитв

В последовании молитв на сон грядущим заключительные молитвы и отпуст1 обычно находятся не в конце, а за ними следует ещё несколько молитв. Это связано с тем, что обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. Оставшиеся молитвы, носящие более личный характер, произносятся непосредственно перед сном.

Для мирян есть два варианта чтения вечернего правила: после ужина (как в монастыре) или непосредственно перед сном.

Поэтому, если вечернее правило исполняется сразу перед сном, то молитвы от «Достойно есть...» до отпуста следует перенести в конец правила.
Если же используется монастырская практика, когда часть Правила совершается ранее, то первая часть завершается отпустом, как напечатано в молитвослове. А остальные молитвы читаются уже перед сном.

***

1. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Церковная иерархия

Являются ли священники посредниками? Являются, но посредниками от Бога! Это Бог установил такое служение и даёт благодать для его осуществления в специальном Таинстве. Сам Бог призвал на служение апостолов, определил круг их важнейших обязанностей: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19-20); Кому про­стите грехи, тому про­стят­ся; на ком оставите, на том останут­ся (Ин.20:23). Апостолы, водимые Богом, стали поставлять на служение епископов, пресвитеров и диаконов. Так появилось апостольское преемство — генеалогическое  древо  посвящений, в корне которого находятся апостолы.

Священник — посредник в трёх видах служения: священнодействия, учительства и управления. Личное же молитвенное общение с Богом и святыми происходит у нас напрямую.

Для чего Христу понадобились посредники?

  • иерархичность — фундаментальный принцип этого мира, иерархия Богоустановлена; даже бесы, искажая Божий замысел о мире, не могут избежать её у себя;
  • миссия священства (священнодействие, учительство и управление церковью). Очевидно, что для этого нужны отдельные люди;
  • человечество отпало от Бога в грехопадении, невозможно всем автоматически и насильно дать благодать священства;
  • должна быть преемственность передачи духовного опыта. 

У священства есть три уровня:

  • Один только Первосвященник — Иисус Христос (Евр.4:14).
  • Затем, все христиане в совокупности представляют собой царственное священство (1Пет.2:9).
  • Далее, священнослужителями становятся некоторые — кого Церковь избрала и поставила на это служение.

Молитвословия

Тропарь равноапостольной Марии Магдалины

глас 1

Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/ честная Магдалино Марие, последовала еси,/ Того оправдания и законы хранящи./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов разрешение// молитвами твоими приемлем.

Кондак равноапостольной Марии Магдалины

глас 3

Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими,/ и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи,/ сие в похвалу приношаше, глаголющи:/ что сие есть странное чудо?/ Содержай всю тварь пострадати изволи.// Слава державе Твоей.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Корнилия Переяславского

глас 8

Новоявленнаго угодника Божия почтим,/ Корнилия преподобнаго,/ крест на рамо вземшаго,/ иго Христово усердно понесшаго,/ иже на невидимыя враги мужественно подвизався/ и козни их поправ, яко добр воин,/ Владыце Христу предста и молится о душах наших.

Кондак преподобного Корнилия Переяславского

глас 2

Вышняя получити желая,/ в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне,/ да наследиши Горняя, презрел еси дольняя,/ не токмо очи отвратив, не видети суеты,/ но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная,/ обаче немолчным сердцем воспел еси Богу./ Не умолчи убо и ныне, о нас моляся,/ Корнилие преподобне.

Тропарь священномученика Фоки

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Фоки

глас 6

Яко святитель принося, отче, жертвы,/ на конец себе принесл еси жертву живу,/ свидетельствовав законно о Христе Бозе,/ от Ангел укрепляемый,/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе:// прииди, Фоко, с нами, и никтоже на ны.

Тропарь Собора Смоленских святых

глас 4

Соборе святых земли Смоленския,/ водами священнаго Днепра омовенныя,/ святителие, преподобнии, страстотерпцы и благовернии,/ апостольскую веру соблюдший,/ се ныне, Святей Троице с Богородицею и лики Безплотных предстояще,/ водами благочестия землю Русскую напаяете,/ дарующе православным помощь Небесную/ во утверждение веры/ и спасение душ наших.

Кондак Собора Смоленских святых

глас 3

Небесныя Царицы путеводительством,/ подвигоположницы земли Смоленския,/ земный путь в Православной вере прошедший/ и святых отец предания сохраншии,/ молите путь веры и нам соблюсти,/ смирению смирившагося до смерти крестныя Сына Божия подражающе,/ молитвами Богородицы,/ и спастися душам нашим.

Теги:
Равноапостольная Мария Магдалина
преподобный Корнилий Переяславский
православный календарь

Все публикации