4 августа. Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

5560
Фото

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7.
День постный.

В этот день совершается память:

Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I). Перенесение мощей священномученика Фоки (403—404).

Преподобного Корнилия Переяславского (1693).

Священномученика Михаила Накарякова пресвитера (1918); священномученика Алексия Ильинского пресвитера (1931).

Равноапостольная Мария Магдалина

Мария Магдалина, ставшая первой вестницей Воскресения Христа, прославлена как равноапостольная. Апостолы благовествовали миру, а она благовествовала самим апостолам. После Пятидесятницы, по преданию, Мария Магдалина дошла до Рима и беседовала там о Христе с императором Тиверием. Тот выслушал её рассказы о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении, распятии и Воскресении. Истинность рассказа о Воскресшем Христе подтвердило чудо: на глазах императора, сказавшего, что Воскресение так же невозможно, как то, что яйцо, подаренное ему святой, вдруг станет красным. И оно изменило цвет. В этом есть источник пасхального обычая дарить на Пасху красные яйца. Земное служение святая Мария Магдалина завершила в городе Ефесе (Малая Азия). Здесь она преставилась и была погребена.

Преподобный Корнилий Переяславский

Преподобный Корнилий подвизался в Переяславской обители святых Бориса и Глеба. Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, но преподобный молча переносил обиды. Он беспрекословно выполнял все послушания, довольствовался тем, что оставалось после общей трапезы, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду созревали превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. 30 лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. От постоянных трудов, сочетавшихся со строгим постом и молитвой, тело подвижника было совершенно измождено. Перед кончиною в 1693 году он принял схиму. Его мощи были обретены нетленными.

Евангелие дня

Человек, как говорят, может привыкнуть ко всему. Например, людей в XIX веке могла удивить паровая машина и совершенно не удивляло, что один человек может быть собственностью другого. Читая Писание, мы иногда вместе с апостолами удивляемся тому, что делал Христос. Но всегда ли это правильно и чему в Евангелии можно было удивиться на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из двадцать первой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в православных храмах на богослужении.

Глава 21.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Любой, кто читал Священное Писание, знает, что книжники и фарисеи, люди, которые разбирались в законах и традициях, периодически вступали с Иисусом Христом в дискуссии. То они возмущались тем, что апостолы ели немытыми руками, то тем, что они срывали колосья и, растирая их, ели пшеницу в субботу... Саддукеи задавали свои вопросы, например, про веру в воскресение мёртвых. Так или иначе, мы знаем, что некоторые ответы Христа чрезвычайно удивляли вопрошающих, и они в недоумении отходили от Него. Происходило это, конечно, не случайно, но потому что Христос стремился к тому, чтобы люди вдумывались в собственную традицию и исполняли заповеди неформально. Он стремился открыть собеседникам подлинный, глубинный смысл закона.

Обычно инициатива сложных вопросов и уточнений исходила от тех, кто Христа окружал. Одни были искренне заинтересованы в проповеди Христа, в то время как другие стремились спровоцировать Спасителя на ответ, с помощью которого Его можно будет обвинить в нарушении закона. Однако сегодня мы слышим историю, в которой инициатором определённых действий и обличений становится Сам Христос. После входа в Иерусалим, Он приходит в храм и видит в нём торговцев животными и людей, которые меняют деньги. Спаситель чрезвычайно этим возмущён. Торговля и обмен денег с имперских на храмовые осуществлялись в так называемом дворе язычников, единственном месте в храме, где разрешалось молиться не иудеям. Естественно, люди, которые воспринимали язычников как скверных, не особенно заботились о том, чтобы те могли помолиться. В свою очередь Спаситель, как Тот, Кто пришёл ради спасения всех, прекрасно знал о перспективах обращения язычников и для Него было важно, чтобы они имели возможность молиться. Вечером того же дня Господь уходит из города и проводит ночь в Вифании. Утром по пути обратно Он видит смоковницу, на которой не находит плодов, и обрекает её на вечное бесплодие.

И вот что интересно. Ученики, как и большинство из нас, читающих Писание, обращают внимание на трагичную историю смоковницы. Евангелист ничего не говорит о том, чтобы ученики удивились присутствию в храме менял и торговцев, как и тому, что их выгнал Христос. Зато тому, что засохла смоковница, они удивились точно. Люди, которые заключили завет с Богом и которые много раз были Им спасаемы от самых разных бед, устроили в Его храме вертеп разбойников, но это никого не удивляло, ведь давно стало чем-то привычным. При этом дерево, которое засохло после слов Того, Кто воскрешал мёртвых, вызвало удивление. Несоизмеримость этих вещей печально поражает.

Конечно, все мы бываем в ситуации апостолов, удивляясь чему-то внешнему и проходя мимо глубинной, хотя и привычной неправды нашей жизни. И всем нам важно стремиться к тому, чтобы подобных привычных и из-за этого таких незаметных неправд становилось меньше.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас распространяется огромный поток информации, и сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть... И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем общаться не следует. Думаю, что пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень бы не хотел, чтобы верующие люди отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы неизлечимых духовных болезней.

Практический совет о чтении вечерних молитв

В последовании молитв на сон грядущим заключительные молитвы и отпуст1 обычно находятся не в конце, а за ними следует ещё несколько молитв. Это связано с тем, что обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. Оставшиеся молитвы, носящие более личный характер, произносятся непосредственно перед сном.

Для мирян есть два варианта чтения вечернего правила: после ужина (как в монастыре) или непосредственно перед сном.

Поэтому, если вечернее правило исполняется сразу перед сном, то молитвы от «Достойно есть...» до отпуста следует перенести в конец правила.
Если же используется монастырская практика, когда часть Правила совершается ранее, то первая часть завершается отпустом, как напечатано в молитвослове. А остальные молитвы читаются уже перед сном.

***

1. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Церковная иерархия

Являются ли священники посредниками? Являются, но посредниками от Бога! Это Бог установил такое служение и даёт благодать для его осуществления в специальном Таинстве. Сам Бог призвал на служение апостолов, определил круг их важнейших обязанностей: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19-20); Кому про­стите грехи, тому про­стят­ся; на ком оставите, на том останут­ся (Ин.20:23). Апостолы, водимые Богом, стали поставлять на служение епископов, пресвитеров и диаконов. Так появилось апостольское преемство — генеалогическое древо посвящений, в корне которого находятся апостолы.

Священник — посредник в трёх видах служения: священнодействия, учительства и управления. Личное же молитвенное общение с Богом и святыми происходит у нас напрямую.

Для чего Христу понадобились посредники?

  • иерархичность — фундаментальный принцип этого мира, иерархия Богоустановлена; даже бесы, искажая Божий замысел о мире, не могут избежать её у себя;
  • миссия священства (священнодействие, учительство и управление церковью). Очевидно, что для этого нужны отдельные люди;
  • человечество отпало от Бога в грехопадении, невозможно всем автоматически и насильно дать благодать священства;
  • должна быть преемственность передачи духовного опыта.

У священства есть три уровня:

  • Один только Первосвященник — Иисус Христос (Евр.4:14).
  • Затем, все христиане в совокупности представляют собой царственное священство (1Пет.2:9).
  • Далее, священнослужителями становятся некоторые — кого Церковь избрала и поставила на это служение.

Молитвословия

Тропарь равноапостольной Марии Магдалины

глас 1

Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/ честная Магдалино Марие, последовала еси,/ Того оправдания и законы хранящи./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов разрешение// молитвами твоими приемлем.

Кондак равноапостольной Марии Магдалины

глас 3

Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими,/ и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи,/ сие в похвалу приношаше, глаголющи:/ что сие есть странное чудо?/ Содержай всю тварь пострадати изволи.// Слава державе Твоей.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Корнилия Переяславского

глас 8

Новоявленнаго угодника Божия почтим,/ Корнилия преподобнаго,/ крест на рамо вземшаго,/ иго Христово усердно понесшаго,/ иже на невидимыя враги мужественно подвизався/ и козни их поправ, яко добр воин,/ Владыце Христу предста и молится о душах наших.

Кондак преподобного Корнилия Переяславского

глас 2

Вышняя получити желая,/ в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне,/ да наследиши Горняя, презрел еси дольняя,/ не токмо очи отвратив, не видети суеты,/ но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная,/ обаче немолчным сердцем воспел еси Богу./ Не умолчи убо и ныне, о нас моляся,/ Корнилие преподобне.

Тропарь священномученика Фоки

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Фоки

глас 6

Яко святитель принося, отче, жертвы,/ на конец себе принесл еси жертву живу,/ свидетельствовав законно о Христе Бозе,/ от Ангел укрепляемый,/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе:// прииди, Фоко, с нами, и никтоже на ны.

Тропарь Собора Смоленских святых

глас 4

Соборе святых земли Смоленския,/ водами священнаго Днепра омовенныя,/ святителие, преподобнии, страстотерпцы и благовернии,/ апостольскую веру соблюдший,/ се ныне, Святей Троице с Богородицею и лики Безплотных предстояще,/ водами благочестия землю Русскую напаяете,/ дарующе православным помощь Небесную/ во утверждение веры/ и спасение душ наших.

Кондак Собора Смоленских святых

глас 3

Небесныя Царицы путеводительством,/ подвигоположницы земли Смоленския,/ земный путь в Православной вере прошедший/ и святых отец предания сохраншии,/ молите путь веры и нам соблюсти,/ смирению смирившагося до смерти крестныя Сына Божия подражающе,/ молитвами Богородицы,/ и спастися душам нашим.

Новости по теме

«Другая Мария». Мария Магдалина
Публикации 4 августа 2020
«Другая Мария». Мария Магдалина

Святая Мария Магдалина стала первым человеком, возвестившим миру о воскресшем Христе. Она — образ истинной преданности Господу, живой веры и душевной чистоты. Память святой равноапостольной Марии празднуется 4 августа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.