Церковный календарь

11 августа. Память мученика Каллиника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 августа. Память мученика Каллиника

10-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 29 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Каллиника (III–IV).

Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мученика Даниила Черкасского (1776). Мученицы Серафимы девы (117–138). Мученицы Феодотии и трех чад ее (304). Святителя Лупа, епископа Труа (479). Преподобномученика Михаила (IX). Мученика Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

Преподобномучеников Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); преподобномученика Анатолия Смирнова (после 1930); священномученика Алексия Красновского пресвитера и преподобномученицы Пахомия Русина (1938).

Рождество святителя Николая Чудотворца

В Русской Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, празднуются дни рождения лишь двух святых — Иоанна Предтечи и святителя Николая. Первоначально праздник Рождества Николая Чудотворца торжественно отмечали только в Патаре, на родине святителя, и в Мирах Ликийских, где он был архиепископом. Точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца на Руси неизвестно. В XV и XVI веках в Новгороде и Вятке существовали храмы в честь этого праздника, а в Новгороде был основан монастырь. В царствование императрицы Екатерины II общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца было упразднено, а в 2004 году, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возобновлено.

Мученик Каллиник

Каллиник жил в пору гонений на христиан, на рубеже III–IV веков. Воспитанный в вере, он скорбел, видя поклонение идолам в родной Киликии и падение нравов. Тогда он пошел по городам и весям с проповедью и обратил многих, пока не был схвачен и представлен правителю Сакердону. Когда святой отказался принести жертву идолам, правитель подверг его пыткам железными гребнями, а затем приказал обуть в сапоги с острыми гвоздями внутри и гнать плетьми в другой город на сожжение. В трудной дороге воины конвоя изнемогли от жажды, и святой, сжалившись над мучителями, молитвой извлек из камня родник. Изумленные воины даже хотели отпустить его, но побоялись наказания. На месте казни мученик сам вошел в пламя костра. Позже его тело, оставшееся почти неповрежденным, предали погребению единоверцы.

Священное Писание

1 Кор., 161 зач., XV, 29-38

29 Иначе, || что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?

36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

Мф., 85 зач., XXI, 23-27

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,— боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 21, 23-27

На вопрос Господа об Иоанне Предтече, архиереи и старцы думали: так ли скажем или так, все для нас невыгодно, а потому решили лучше прикрыться незнанием. Интерес свой связал им язык и не дал им засвидетельствовать истину. Если бы они любили истину больше, чем себя, была бы иная речь, иное было бы и дело. Свой интерес закрыл истину и не допустил ее до сердца, помешал образоваться искреннему убеждению и сделал его равнодушным к ней. И всегда так: эгоистические стремления — изначальные враги истины. Все другие враги идут за ними и действуют через посредство их. Если разобрать, как родились все заблуждения и ереси, то окажется, что всех их источник именно этот. На словах, истина — истина, а на деле, мешает истина в том и в том отношении, надо ее устранить и поставить на место ее благоприятную нам ложь. Отчего, например, являются материалисты — нигилисты? Оттого что идея Бога Творца, Промыслителя и Судии с идеею о духовности души, мешает им шире жить по своим наклонностям; вот и отстраняют ее. Что не истина руководит нигилистами, это видно из ничтожности оснований, на которых они утверждаются: им желательно, чтобы было так, как они думают, и всякий призрак, отражающий их мысли, выставляется ими как свидетель истины. Если бы они отрезвились хоть немного, тотчас бы увидали ложь свою. Но себя жаль, потому и остаются так как есть.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Николай — самый почитаемый святой на нашей земле. Имя святителя Николая нигде не почитается так, как на нашей земле, и нигде более, чем у нас, среди нашего народа, к нему не возносится молитва. В каждом православном доме на Руси были в прошлом, а нередко и сегодня образа Спасителя, Божией Матери и святителя Николая. Почему же такая вера в него? Почему такое почитание? Да потому что святитель Николай отвечает нам на наши молитвы. Не замыкалась бы эта духовная цепь между ним и нами — никакого почитания бы не было.

Из книги «Отец Арсений»

Отец Арсений, стоя в ногах своего собственного тела, смотрел на себя и окружающих людей, как посторонний, и вдруг понял, что душа его покинула тело, и он, иерей Арсений, физически мертв… Весь живущий лагерь со всеми живущими в нем заключенными и охраной увидел отец Арсений как бы изнутри. Каждый человек нес в себе душу, которая сейчас была ощутимо видна для отца Арсения. «Господи! Господи! Я жил среди этих людей и не замечал и не видел их. Сколько прекрасного несут они в себе, сколько здесь настоящих подвижников веры, нашедших себя среди окружающего мрака духовного и невыносимых человеческих страданий, и не только нашедших себя для себя, но отдающих жизнь свою и любовь окружающим людям, помогающих всем словом своим и делом. Господи! Где же я был, ослепленный своею гордостью и малое делание мое принявший за большое!» Отец Арсений видел, что Свет веры горел не только у заключенных, но был у некоторых людей охраны и администрации, по мере сил своих и возможностей совершавших добро, а для них это было большим подвигом.

Лики святости

Практика канонизации Церковью святых связана с традицией причисления их к определенным ликам (группам святых), как то: Апостолы, Бессребренники, Благоверные, Блаженные, Великомученики, Исповедники, Мученики, Начертанные, Новомученики, Праведные Преподобноисповедники, Преподобномученики, Преподобные, Пророки, Равноапостольные, Святители, Священноисповедники, Священномученики, Столпники, Страстотерпцы, Чудотворцы и др.

С этой традицией связана церковная практика их прославления. Принадлежность святого к тому или иному лику не свидетельствует априори о большей или меньшей степени его близости к Богу, степени его почитания в Церкви. Скажем, Антоний Великий прославляется в лике преподобных, тогда как другой святой, также именуемый Великим, принадлежит к другому лику — лику святителей.

Одними из первых христиан, кого Церковь стала прославлять как святых, были мученики (заметим, святыми мучениками Церковь называет не мучеников вообще, но пострадавших за исповедание веры во Христа, свидетельствовавших о вере даже своей смертью). Одними из тех, кто были прославлены в позднее время, были святые, причисленные к лику новомучеников.

Молитвословия

Тропарь мученика Каллиника

глас 4

Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Каллиника

глас 2

Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Тропарь преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

глас 3

Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Тропарь мученицы Серафимы

глас 8

Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученицы Серафимы

глас 2

Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Тропарь новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 1

Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.

Кондак новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 2

Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущым вас велию милость.

Теги:
Мученик Каллиник Киликийский
православный календарь

Все публикации