9 сентября. Память преподобного Пимена Великого

3523
Фото

Седмица 14-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Пимена Великого (ок. 450).

Преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийского (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римского (366). Преподобного Пимена Палестинского (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобного Саввы.

Священномученика Михаила Воскресенского пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918); священномученика Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); священномученика Павла Фокина пресвитера (1918); священномучеников Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и преподобномученика Мефодия Иванова (1937); священномученика Александра Цицерова пресвитера (1939); священномученика Владимира Соколова пресвитера (1940); святого Димитрия Крючкова исповедника, пресвитера (1952).

Преподобный Пимен Великий

Юношей святой Пимен удалился в Скитскую пустыню в Египте и подвизался там в одной из обителей. Пимен был весьма суров в том, что касалось отношений с людьми, считая, что монах должен умереть для всех земных привязанностей. Он не допустил к себе в келлию родную мать и не пошел заступиться за племянника, которого правитель той области нарочно арестовал, надеясь, что таким образом ему удастся побеседовать со святым. С другой стороны, Пимен призывал к умеренности в аскетических подвигах и говорил: «Мы учились убивать не наши тела, но наши страсти». Для многих авва был духовным наставником и мудрым руководителем. Всем, ищущим путь ко спасению, он советовал поступать так, чтобы вся жизнь была служением Богу, а для этого соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям.

Святитель Осия, епископ Кордувийский

Святой Осия исповедник более 60 лет был епископом в городе Кордове (Испания) в IV веке. Он настоял, чтобы имп. Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 году и первый подписался под определениями этого Собора. В 347 году св. Осия председательствовал на Сардикийском Соборе. Защищал свт. Афанасия Александрийского от арианина имп. Констанция (337—361 гг.). За это его сослали в заточение в Сирмий. По возвращении в Кордову святитель Осия скончался в 359 году.

Евангелие дня

Практически все церковные люди имеют опыт учительства. У кого-то он минимальный и состоит в объяснении другому каких-то самых элементарных основ богослужебной или нравственной жизни, а кто-то, напротив, берёт на себя ответственность требовать от других исполнения всего, что знает сам. Но что должно быть главным в таком учительстве? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 23.

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга:

12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Если о человеке в семье или на работе становится известно, что он стал верующим и даже решил ходить в церковь, к нему начинают обращаться с самыми разными вопросами религиозного характера. Обычно, если человек начал ходить в храм недавно, его ответы просты, тем более что сегодня на простые вопросы можно найти ответ в интернете. Однако для многих со временем собственное желание учительствовать и наставлять, становится серьёзным испытанием. Конечно, люди обычно не входят в вопросы церковной науки, но поговорить о том, как надо себя вести, какие традиции и праздники как соблюдать, как молиться о том или другом и что такое пост — всё это входит в круг постоянно обсуждаемых вопросов.

Во времена Христа в народе были люди, которые становились профессиональными учителями соблюдения закона и самых разных традиций. Таких людей называли фарисеями. К своему делу научения других они подходили ответственно и совершали его со всей тщательностью. При этом сами далеко не всегда выполняли то, исполнения чего ждали от окружающих. Спаситель прекрасно видел, что в основе требований фарисеев лежал богоустановленный закон, который, естественно, необходимо было соблюдать. Впрочем, в первую очередь в его нравственном и духовном аспекте, на что Христос также многократно указывал. Однако, кроме этого, фарисеи соединяли правила вместе, так что исполнить их становилось просто невозможно. И то важно, и это важно, и ещё вот это. Традиция на традицию и вот человек связан по рукам и ногам и уже не может шагу шагнуть, чтобы не нарушить чего-нибудь прибавленного к закону Божьему фарисейским благочестием.

Подчёркивая важность соблюдения закона и понимая, что со временем и Его собственных учеников будут спрашивать, как поступать в том или ином случае, Спаситель призывает нас не становиться новыми фарисеями. И, во-первых, исполнять то, что советуешь другим, для того чтобы помогать им своим примером. А, во-вторых, и это самое главное, не забывать, что главный и единственно подлинный Учитель Закона Божьего — Он Сам. Именно Христос, а не древность или общепринятость того или иного является твёрдым основанием для того, чтобы считать нечто важным и даже обязательным к исполнению. И если кто-то чувствует в себе желание поучить других, он должен обратиться к образу Христа, который сказал: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Итак, последуем за Спасителем, и пусть главным научением, которое мы будем являть миру, будут готовность жертвенно и с любовью служить ближним.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Святитель Иоанн Златоуст о богослужебном пении

Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать всё житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками.

Третья заповедь Ветхого Завета: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе (напрасно)

Эта заповедь дана, чтобы мы благоговейно относились к Отцу Небесному. «Не поминай всуе», значит, не призывай Бога понапрасну, не профанируй имя Божье, не твори псевдомолитву. Ведь, поминая Бога, мы призываем Его, т. е. молимся. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают «Слушаю».

Грехами против 3-ей заповеди являются: Употребление имени Божьего «для красного словца», связки слов или божбы. Божба — легкомысленное употребление имени Бога в клятве. Библия даёт нам примеры неразумных клятв Иеффая (Суд.11:30), Ирода Антипы (Мк.6:17-28), апостола Петра (Ин.13:5-10). Если человек не чувствует, чем плохо употребление имени Божьего всуе, то можно объяснить это на примере того, что никто не хочет использовать, как слово-паразит, имя собственной матери.

Нарушением этой заповеди может считаться молитва о наказании кого-либо, угрозы именем Божьим (особенно детям, мы не должны ужасать детей Богом); кощунство — анекдоты, шутки обо всём, что свято для христиан; ропот на Бога за свою судьбу. Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства, а Бог хочет, чтобы менялись мы. См. фильм: Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь.

У этой заповеди есть как бы обратная сторона — под запрет сей заповеди попадает чертыханье, сквернословие. Мат — это молитва дьяволу или язык ада. Необязательно материться вслух, многие успешно делают это на своих страницах в соцсетях, при перепостинге непристойных высказываний или картинок.

Молитвословия

Тропарь преподобного Пимена Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Великого

глас 4

Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.

Тропарь преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 3

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобных священномученика Кукши, ученика его Никона и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Новости по теме

В день памяти преподобного Пимена Великого в Кизическом монастыре прошли молитвенные торжества В день памяти преподобного Пимена Великого в Кизическом монастыре прошли молитвенные торжества

9 сентября, в день памяти преподобного Пимена Великого, в храме Девяти мучеников Кизических Введенского мужского монастыря состоялось праздничное соборное богослужение.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.