Церковный календарь

17 сентября. Память пророка Боговидца Моисея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 сентября. Память пророка Боговидца Моисея

13-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 4 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Пророка Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911). Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского. Собор Воронежских святых. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867).

Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Священномученика Петра, митрополита Дабро-Боснийского (1941) (Серб.).

Священномучеников Григория, епископа Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, преподобномученика Стефана Кускова, мучеников Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мученицы Елены Черновой (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

Пророк Боговидец Моисей

Воспитанный дочерью фараона, Моисей покинул Египет и ушел в землю Мадиамскую, где, очищая сердце и дух молитвой, готовился спасти свой народ от ига фараона. Десять казней, поразивших Египет, вынудили фараона отпустить евреев. Моисей повел народ в пустыню, чтобы приготовить к благам Земли Обетованной. Господь не оставлял их Своей милостью и долготерпением. На горе Синай Моисей получил от Бога заповеди Священного Закона, предписания о сооружении Скинии и о богослужениях. Несмотря на знамения и чудеса, еврейский народ грешил, чем прогневал Господа. Тогда Бог сказал Моисею, что ни он, ни люди, выведенные из Египта, не войдут в Землю Обетованную. Когда Моисею было 120 лет, Господь показал ему Палестину с горы Нево, где Моисей умер и был похоронен. Для того чтобы евреи не начали чрезмерно почитать Моисея и не обожествили пророка, через которого Бог устроил спасение народа от рабства, точное местонахождение гробницы Моисея было скрыто: «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский

Святитель Иоасаф был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры в 1745 году и ревностно выполнял данное ему послушание, требовавшее много сил для восстановления монастыря после пожара. После назначения его епископом Белгородским, святитель Иоасаф строго следил за состоянием храмов, за благочестием и правильностью совершения Богослужения и за нравственностью паствы. Большое внимание святой уделял образованию духовенства, правильному соблюдению устава и церковных традиций. Еще при жизни святитель был наделен даром прозорливости — своему келейнику Василию он предсказал, что тот станет диаконом, сана же священника не достигнет никогда, что впоследствии и исполнилось.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов Божией Матери, поэтому на иконе «Неопалимая Купина» первоначально изображалось явление пророку Моисею Неопалимой Купины, над которой в пламени был виден лик Богоматери с Младенцем. В середине XVI века появилась символико-аллегорическая композиция иконы, где Богородица с Младенцем окружена небесными сферами и заключена в восьмиконечную звезду, в которой изображены поклоняющиеся Ей Небесные Силы, а также символы ветхозаветных пророчеств о Божией Матери. Одна из древнейших известных на Руси икон «Неопалимой Купины» в 1390 году была принесена в Москву палестинскими иноками. По преданию, она была написана на камне той скалы, где пророк Моисей видел таинственный куст. Празднование иконе в день памяти пророка Моисея установлено в 1680 году.

Священное Писание

2 Кор., 192 зач., XI, 5-21

5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: 6хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость. 

10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, 12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, 15а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

17 Что́ скажу, то́ скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: 20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. || А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

Мк., 15 зач., IV, 1-9

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 лушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.

5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 11, 5-21; Мк. 4, 1-9

«Вот, вышел сеятель сеять». С тех пор, как вышел этот сеятель на сеяние, он не перестает сеять. Сначала сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные писания и богомудрых учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божией. Будь только готов явить себя благою землею, непременно засеменишься; засеменное же Бог возрастит. Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь. Сочетавшись там с родными ему стихиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом — свыше наитиями духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастет в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас, и потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А все от невнимания и нерадения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Первым и непременным условием нравственного самосовершенствования человека является его горячая вера в Бога как в нашего единственного и личного Спасителя; вторым таким условием будет знание нами Божиего закона, а также ясное понимание того, как и когда в своей жизни мы этот закон преступаем. Из крепкой веры в Бога и из убеждения, что только Господь способен нас спасти, а также из осознания того, что мы постоянно нарушаем Божий закон, вытекает третье непременное условие: нам обязательно нужно раскаиваться в наших отступлениях от Божиего закона и просить у Господа прощения.

Пророк Моисей и прообразы новозаветных событий

Хотя в истории Ветхого Завета роль пророка, боговидца и законодателя Моисея огромна, в богослужебном календаре день его памяти малозаметен — служба ему даже не имеет праздничного знака. Но это не умаляет значение Моисея в христианском богослужении, так как сюжеты из его жизни, его слова и пророчества, описанные в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, присутствуют во всех богослужебных книгах и часто составляют важные элементы службы. Так, фрагменты из указанных библейских книг, особенно из Исхода, читаются в качестве паремий на вечерне практически всех двунадесятых праздников (кроме Входа в Иерусалим и Вознесения) и всю Страстную Седмицу. Другой пример — две первые библейские песни канона на утрени, которые также представляют собой слова пророка Моисея (Исх. 15:1–19 и Втор. 32:1–43). Ещё более показательны частые упоминания в богослужебных текстах событий из жизни пророка Моисея в качестве прообразов новозаветных событий. Так, Купина Неопалимая, в огне которой Моисею явился Бог, в Богородичных тропарях толкуется как прообраз Божией Матери. Переход евреев через Красное море понимается и как прообраз Приснодевства Марии, и как прообраз Крещения, при этом движением жезла Моисея при разделении моря прообразуется Крест Господень. Манна, ниспосланная Богом евреям в пустыне (Исх. гл. 16), воспоминается в качестве прообраза Христа (и Евхаристии). Христос также прообразуется камнем, из которого, после удара жезлом Моисея, потекла вода (Исх. 17:6). И сам молящийся Моисей, крестообразно воздев руки во время битвы с амаликитянами (Исх. 17:11–13), прообразовал Христа распятого: как поётся в 1-й песне канона праздника Воздвижения Креста Господня, «образ древле Моисей пречистыя Страсти в себе самом прообрази». Есть и множество других прообразов, связанных с жизнью пророка Моисея.

Восьмая заповедь Ветхого Завета: Не укради

Это самый короткий стих Библии (Исх.20:15; Втор.5:19): «Не кради», то есть не присваивай себе чужого. Самый известный в истории вор — Иуда («он … был вор» (Ин.12:6)).

Некоторые виды воровства известны всем издавна: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, невозврат долга... С другой стороны, современная жизнь даёт нам примеры новых форм этого греха, его мутации: занижение показаний счётчиков, обман при страховке, получение льгот обманным способом, покупка краденого, взяточничество, невыплата зарплаты в срок, тунеядство (жизнь за чужой счет).

Украсть можно и власть (нечестные выборы, лживая пропаганда, подкуп избирателей, мошенничество с бюллетенями...), должность, статус и т.п.

Кроме того, в некоторых случаях к грехам против восьмой заповеди можно относить нечестность в отношениях между людьми: ложь, лицемерие, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются приобрести расположение ближнего путём обмана.

Размер кражи не имеет значения, деления на мелкую кражу и в особо крупных размерах в духовной жизни нет, по словам апостола «ни воры, ни лихоимцы… Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10).

Фактически нарушение этой заповеди — это обвинение Бога в том, что Он неправильно управляет миром, форма мятежа против Бога: кому-то дал, а мне не дал. В основе кражи, воровства лежит страсть сребролюбия и побеждается она приобретением противоположной ей добродетели — милосердия — и духовной жизнью, ибо чрезмерная привязанность к материальным ценностям всегда происходит от искажённой духовности, бездуховности.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина

глас 4

Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина

глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

***

Тропарь пророка Моисея

глас 2

Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Моисея

глас 2

Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

***

Тропарь святителя Иоасафа Белгородского

глас 3

Святителю, Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.

Кондак святителя Иоасафа Белгородского

глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Акафист святителю Иоасафу, епископу Белгородскому

***

Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 8

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва общая святителям Христовым Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам

О велицыи угодницы Божии, крепцыи наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне! Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея — силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам — дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным — утешение и подкрепление, болящим — исцеление, сиротам и вдовицам — милость и заступление, заблуждшим — исправление, бедствующим — благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Акафист святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Теги:
Пророк Моисей
святитель Иоасаф Белгородский
православный календарь
икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Все публикации