19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

4857
Фото

Седмица 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария (311—312).

Преподобного Архиппа (IV). Мучеников Ромила и с ним многих других (107—115). Священномученика Кирилла, епископа Гортинского (III—IV). Мучеников Фавста пресвитера, Авива диакона и с ними 11-ти мучеников: Кириака и иных (ок. 250). Преподобного Давида (VI).

Священномученика Димитрия Спасского пресвитера (1918); священномучеников Иоанна Павловского и Всеволода Потеминского пресвитеров (1937).

Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех

В IV веке во Фригии, недалеко от города Иераполя, находился целебный источник, у которого один из жителей Лаодикии построил храм, посвящённый Архангелу Михаилу, в благодарность за исцеление своей немой дочери водами источника. В этом храме 60 лет служил пономарём Архип Херотопский. Язычники, видя, что богоугодная жизнь Архипа и исцеления от источника многих обращают ко Христу, решили уничтожить и источник, и храм, и Архипа. Для этого они соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Архипу, молящемуся о спасении святого места от потопления, явился Архангел Михаил, который, ударив жезлом по горе и открыв в ней широкую расселину, повелел водам потока устремиться в неё. Храм остался невредим, а место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

Преподобный Давид Ермопольский

Преподобный Давид был в юности предводителем шайки разбойников. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам. Раскаявшийся преступник пришёл в монастырь и попросил игумена принять его в число братии. Игумен засомневался, что он выдержит суровый устав обители. Тогда бывший разбойник открылся игумену и пообещал разорить монастырь и перебить всех иноков, если ему откажут. Став монахом, преподобный Давид своими суровыми подвигами превзошёл всю братию. Через некоторое время к нему был послан Архангел Гавриил с извещением о прощении грехов. Но преподобный Давид не мог поверить, что такому великому грешнику Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел возвестил, что за маловерие преподобный Давид будет немым, открывая свои уста только для молитвы и участия в церковных службах.

Мученик Ромил

Мученик Ромил жил в царствование имп. Траяна и был приближенным к царю сановником — военачальником. Во время своего пребывания на Востоке император обнаружил в войсках до 11 000 христиан, которых и сослал в Армению. Ромил укорил Траяна в безрассудстве за то, что во время войны он уменьшил число своего войска. Разгневанный император обезглавил Ромила. Посланные в ссылку воины-христиане были также умерщвлены различными видами казней.

Евангелие дня

У всех религиозных систем есть общие черты. Помимо веры в нечто превосходящее человека, такой чертой является приверженность религиозных людей установившимся традициям. Именно по этой причине, когда мы говорим о традиционном обществе, то мы имеем в виду, как правило, общество религиозное, и по этой же причине религиозные сообщества в глазах светского мира выглядят некоторым анахронизмом, своеобразным заповедником устаревших идей и понятий. Все знают, что христианство — это вера во Христа и Его Церковь, Христос — Глава и Основатель Церкви, а Церковь, как сказал апостол Павел, — это Тело Христово. С одной стороны, христианство — одна из множества религиозных конфессий со всеми вытекающими из этого факта последствиями, с другой — Христос всеми силами боролся с фанатичной приверженностью традициям, а именно — с теми из них, которые утратили какую-либо связь с изначальными повелениями Божиими. Пример такой борьбы мы можем найти в 7-й главе Евангелия от Марка, отрывок из этой главы сегодня звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 7.

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Евангельские речи Христа — это не только возвещение истин Божиих, это ещё и своеобразный компендиум странных и современному человеку не вполне понятных иудейских традиций, против которых выступал Христос. В услышанном нами отрывке были упомянуты лишь некоторые из них: омовение рук, отказ от помощи престарелым родителям через объявление своего имущества посвящённым Богу и отношение к некоторым родам пищи, как к оскверняющим человека.

Для того, чтобы понять суть конфликта между фарисеями и книжниками, с одной стороны, и Спасителем, с другой, нам нужно немного погрузиться в отношение древних иудеев к понятию ритуальной нечистоты. Это понятие было основано на словах библейской книги Левит: «И сказал Господь Аарону, говоря... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10:8—10). Вообще, книга Левит по большей мере посвящена осмыслению чистого и нечистого, дозволенного и запрещённого. У этого разделения была своя вполне понятная цель: Израиль был избран Богом как народ святой, то есть народ, выделенный из числа всех прочих народов ради определённой миссии, которая в полной мере раскрывается в Новом Завете — через этот народ на землю пришёл Воплощённый Бог Господь наш Иисус Христос. Но каким образом должна проявляться избранность народа? Ответ мы находим всё там же, в книге Левит: люди должны были жить по тем принципам, которые установил Бог, внешнее же выражение установленные Богом принципы находили в разделении всего существующего в мире на чистое и нечистое. Логически невозможно объяснить, почему что-то является ритуально чистым, к примеру, говядина, а что-то нет, к примеру, свинина. Объяснение здесь может быть только одно: так сказал Бог. Однако пищевые ограничения — это лишь вершина айсберга, понятия «чистого» и «нечистого» простирались значительно дальше. Так, к примеру, нечистым считалось и какое-либо взаимодействие с язычниками или же с людьми, имеющими некоторые заболевания, а также определённые грехи. Выйдя из своего дома, израильтянин рисковал столкнуться с чем-то нечистым сам того не осознавая, а потому по возвращении он должен был совершить ритуальное омовение рук, которое ничего общего не имело с привычной нам гигиенической процедурой и совершалось по определённым правилам с чётко установленной схемой. В большинстве случаев такое омовение совершалось «на всякий случай». Со временем это стало всеобщей традицией, уклонение от исполнения которой считывалось как пренебрежение уже не человеческим, а божественным установлением.

Вполне естественно, что Христос ничего не делал «на всякий случай». Все Его действия были осмысленными и имели свою цель. К тому же самому Он призывал и Своих учеников, а потому ритуальные омовения они совершали только тогда, когда это действительно было необходимо по закону Моисея, ну а на всеобщую традицию ни Христос, ни Его ученики не обращали особого внимания. Конечно, такое положение дел не могло рано или поздно не привести к противостоянию, а затем и к откровенному конфликту.

Читая Евангелие, мы понимаем, что правда здесь на стороне Христа. Иначе и быть не может, Он — Бог, и Он не может ошибаться. А потому осквернить человека может лишь его внутреннее состояние, а не что-либо внешнее по отношению к человеку. Вместе с этим мы понимаем и то, что следование любой традиции, даже самой древней и авторитетной, необходимо соотносить с духом и смыслом Священного Писания, понимаем, что не должно быть слепого следования традиции, ведь Бог ждёт от нас разумного поклонения Ему.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Святой Алексий Мечёв о Таинстве покаяния

Святой Алексий считал, что исповедь должна быть частной и лучше устной: «Прочёл все грехи по записке и конец — ничего и не получилось. Надо так себя подготовить, чтобы всё внутри перегорело: вспомнить грех, подойти к нему со всех сторон, привести на память все подробности его, чтобы грех опротивел, и тогда, подходя к исповеди, будете каяться Самому Богу, и будет всё равно — есть ли кто-нибудь подле тебя или нет. Глубоко надо почувствовать, что “грешен я, виноват”. Исповедь помогает сильнее осознать свою вину и возненавидеть грех. После такой исповеди мы уже не скоро вернёмся к этому греху, а может быть, и совсем его оставим». О записке с грехами: «Если что болит, того не забудешь. Где мне больно, тут я и покажу». Также подвижник был противником общей исповеди: «Многие думают, что они исповедались, а в действительности — нет», — указывал он. Ссылки на практику святого Иоанна Кронштадтского старец считал необоснованными: «То был отец великой духовной силы, и мы с ним себя сравнивать не можем».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В XVII—XVIII веках, в эпоху Просвещения, на Западе стала развиваться так называемая либеральная идея. Само слово «либерализм» происходит от слова «свобода». В основе либеральной идеи лежит идея свободы, освобождения человеческой личности от того, что ее сковывает: то есть все, что человеческую личность сковывает, должно быть разрушено, потому что свобода человека — абсолютная и непререкаемая ценность. Идея освобождения человека, вызревавшая в лоне определенных социальных групп, нередко бывала сопряжена с революционными процессами, с борьбой против государственной власти в странах Западной Европы, а впоследствии и в России. В качестве фундаментальной проблемы постулировалась несвобода человеческой личности, закабаленной структурами и институтами государства, социальным устройством, общественными предрассудками и условностями. Следовательно, индивидуума нужно было освободить, ибо он, индивидуум, и есть абсолютная и конечная ценность. Понятно, что имени Божию в этой картине мира места не осталось. Явился так называемый светский гуманизм, в основу которого была положена атеистическая идея. В центр вселенной был помещен человек, как мера всех вещей. Языческое происхождение этого антропоцентрического комплекса идей, утвердившихся в культуре Западной Европы в эпоху Возрождения, вполне очевидно. Ведь именно авторитетом Ренессанса, как уже было сказано, освящена концепция антропоцентричности мироздания, в которой средоточием бытия и социума полагается индивидуум. Таким образом, вместе с возрождением языческой культуры происходило возвращение к языческой этике и языческому миросозерцанию.

Молитвословия

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Тропарь Архангела Михаила

глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.

Кондак Архангела Михаила

глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (4 век)
Жития святых 19 сентября 2016
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (4 век)

Во Фригии, недалеко от г. Иераполя, находился чудесный источник, от которого св. Архангел невидимо подавал верующим исцеление. При этом источнике был храм Архистратига Михаила.