Церковный календарь

22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

14-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 9 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Рождества Пресвятой БогородицыПраведных Богоотец Иоакима и АнныМученика Севериана (320). Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1896).

Глинских святых: преподобных Василия Кишкина (1831); Филарета Данилевского (1841); Феодота Левченко (1859); Макария Шарова (1864); Мартирия Кириченко (1865); Евфимия Любимченко (1866); Досифея Колченкова (1874); Илиодора Голованицкого (1879); Иннокентия Степанова (1888); Луки Швеца (1894); Архиппа Шестакова (1896); Иоанникия Гомолко (1912); Серафима Амелина (1958); Андроника Лукаша (1974); Серафима Романцова (1976); Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобного Феофана исповедника. (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (Стратоника). Блаженного Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Преподобного Онуфрия Воронского (1789) (Румын.). 

Священномучеников Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); священномучеников Захарии, архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мученика Василия Шикалова (1937); преподобномученика Андроника Сурикова (1938); священномученика Александра Виноградова пресвитера (1942).

Праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском и до преклонного возраста не имели детей. Они горевали по этому поводу, так как бездетность у евреев считалась наказанием Божиим. После того как священник Иерусалимского храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании им чада. Господь сподобил их стать родителями Пресвятой Девы Марии. Иоаким и Анна берегли подрастающую дочь как зеницу ока, поскольку из особого откровения Божиего знали, что Она будет светом всему миру и началом обновления естества человеческого. Церковь называет святых праведных Иоакима и Анну Богоотцами, ведь они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв об исходящих из храма верующих.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Еще отроком Иосиф проявил незаурядные способности к наукам: за два года он выучил Псалтирь и Священное Писание, так что мог совершать молитвенное правило без книг. Принял постриг в Боровском монастыре, где 18 лет провел в послушании у преподобного Пафнутия. По смерти наставника Иосиф был назначен игуменом и хотел ввести общежительный устав, однако братия этому воспротивилась. Тогда Иосиф покинул обитель и основал свой монастырь вблизи Волоколамска. Здесь он ввел самое строгое общежитие и составил устав, основой которого было полное отсечение своей воли и беспрестанный труд. Важную роль сыграл Иосиф в осуждении ереси жидовствующих, подрывающей основы православной веры, и в признании права монастырей иметь обширные земельные владения и имущество на благо Церкви и бедным.

Возникновение Несторианской ереси

Константинопольскую кафедру в 428 году занял архиепископ Несторий, ученик Феодора Мопсуетского, осуждённого на V Вселенском Соборе. Как и его учитель, Несторий признавал в Господе Иисусе Христе две ипостаси: божественную и человеческую. Бог-Слово и человек Иисус Христос, по мнению Нестория, едины лишь в смысле общего достоинства и чести, а Дева Мария родила не Бога, а человека. Эта ересь явно обнаружилась, когда Несторий стал в проповедях называть Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей или Человекородицей. Паства архиепископа-еретика бурно отреагировала — одна из проповедей Нестория была прервана схоластиком Евсевием, который громко провозгласил: «Нет, Сам вечный Логос подверг Себя второму рождению, назвав слова Нестория ложью и богохульством!» Главным противником Нестория выступил святитель Кирилл Александрийский, который составил двенадцать анафематизмов против учения Нестория, принятых Александрийским собором 430 года. Тогда император Феодосий II по просьбе Нестория созвал III Вселенский Собор.

Деяния Третьего Вселенского собора

Третий Вселенский Собор был плохо организован, так как византийский император, созвав Собор, фактически устранился от его проведения. Собор не сформулировал вероучительного определения, ограничившись осуждением Нестория и утверждением анафематизмов святителя Кирилла, который представил на Соборе их пространное истолкование. Первый анафематизм утверждает православное учение о Божией Матери: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом, а посему Святую Деву Богородицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотию: да будет анафема». Как пояснял святитель Кирилл: «Единородное Слово Отца родилось по плоти от Святой Девы и соделалось человеком, как и мы, не переставая быть Богом, — да не будет! — но оставаясь тем, чем было, и пребывая в божественном естестве и славе».

Священное Писание

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13

3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.

4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.

5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть.

6 О нас же, надеюсь, узна́ете, что мы то́, чем быть должны.

7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.

8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.

9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.

10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.

11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,— и Бог любви и мира будет с вами.

12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Мк., 18 зач., IV, 35-41

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 13, 3-13; Мк. 4, 35-41

Ученики плывут по морю; поднимается буря и поставляет их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: «Господи, спаси!», и Он одним словом укрощает бурю. Другое фактическое представление порядка Божественного промышления. И каждый человек, и народы, и Церковь - плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхестественными, по порядкам, Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий, в противность Божественным Его планам. Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет Своим тварям, силами Им данными, по законам и порядкам, Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично вседействующ, хотя все от Него и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно по Его безпредельной премудрости и правде. Молитва - приемник Божиих действий. Но самая лучшая молитва: «Господи! Тебе все ведомо, сотвори со мною, как изволишь!».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой Игнатий Брянчанинов, размышляя о том, что означает памятование о Боге, говорит, что оно начинается с регулярного, постоянного и вдумчивого чтения Священного Писания и святых отцов, когда человек каждый день погружает себя в эту благодатную стихию Божественного откровения, когда он слышит голос Божий. Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.

Силуан Афонский о смирении

Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою. Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Десятая заповедь Ветхого Завета: Не пожелай ничего чужого

Зависть — скорбь об успехах ближнего. В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24).

Эта заповедь разительно отличается от запрещающих грех на уровне телесных проявлений (не убей, не укради, не прелюбодействуй). Она призывает «не пожелай», проникая во внутренний мир человека, распространяясь на его намерения.

Зависть может проявляться не только в отношении материальных благ, но и в отношении статуса, звания, должности, признания, славы и даже духовных даров ближнего. 

Зависть стала причиной первого в истории человекоубийства Каином Авеля. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу.

Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним. Зависть — абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов не дающий ни малейшего удовольствия. Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке — я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.

Причастными к этому греху мы становимся не только завидуя, но и провоцируя других на зависть. Если мы знаем, что человек не может позволить себе того, что мы приобрели, то иногда лучше промолчать о какой-то покупке. И о нашей духовной борьбе не принято рассказывать, например, сколько и когда мы молились или постились…

Существовало ли когда-нибудь «русское язычество»?

Некоторые верят, что язычество — это некая исконно русская вера. Но был ли русский народ когда-нибудь языческим народом? Определенно нет.

В языческие времена существовали предки русских — различные славянские, а также финно-угорские и отчасти скандинавские племена, но в это время мы ещё не можем говорить о существовании русских как народа.

Мы тут не составляем исключения — «языческих англичан», например, тоже никогда не существовало. То есть, конечно, существовали языческие германские племена: саксы, англы, фризы и другие, которые, поглотив остатки кельтов, впоследствии сложились в английский народ. Но англичане как таковые, как нация, сложились уже в христианскую эпоху.

Превращение различных германских племен в англичан, как и превращение различных славянских и финно-угорских племен в русских, не было чем-то моментальным. Это был длительный процесс, как впрочем, и христианизация обеих нарождавшихся народов. Но на входе и на выходе из этого процесса — разные этнические общности. Англичане — это не саксы. Русские — это не дреговичи.

Русская идентичность и русская культура сложилась именно как христианская, православная культура. Не существует «русской языческой культуры»; более того, само понятие «русские» закрепилось за восточнославянской общностью уже в христианскую эпоху.

Молитвословия

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.

Молитва святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Акафист святым и праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

***

Тропарь преподобного Иосифа

глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа

глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Теги:
Праведные Иоаким и Анна
преподобный Иосиф Волоцкий
святитель Феодосий Черниговский
православный календарь

Все публикации