Церковный календарь

23 сентября. Память мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 сентября. Память мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

14-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 10 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311).

Преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апостолов от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверной царицы Греческой Пульхерии (453). Святителей Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых.

Священномучеников Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, преподобномучеников Мелетия Федюнева и Гавриила Яцика, мученика Симеона Туркина, мученицы Татианы Гримблит (1937); священномученика Уара, епископа Липецкого (1938).

Мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора

Святые Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами. С детских лет исповедуя христианство, они решили сохранить ради Господа свою невинность и уединиться в пустыне. Со временем слухи об их жизни дошли до правителя Вифинской области Фронтона, который приказал схватить христианок. После долгих уговоров принести жертву идолам правитель отдал святых дев на казнь. Приняв страшные муки, Минодора, Митродора и Нимфодора упокоились, до последнего вздоха вознося молитвы к Господу. Тела мучениц хотели сжечь, но сильный дождь погасил разожженный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Тела исповедниц были с почестями похоронены христианами у Теплых вод в Пифиях.

Преподобный Павел Послушливый

Преподобный Павел Послушливый был подвижником в Дальних Киевских пещерах (ХIII–ХIV). По принятии иноческого пострига в Печерском монастыре святой безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не бывал празден и, когда был свободен от послушаний, молол зерно на жернове, изнуряя свое тело этой тяжкой работой. Храня непрестанную внутреннюю молитву, он «проводя живот свой, побожно скончася». Ему было около 35 лет.

Мученик Варипсав

Мученик Варипсав жил во II веке. По преданию, некий праведник Иаков во время крестных страданий Христа Спасителя принял в особый сосуд, сделанный из тыквы, истёкшую из Его прободённого ребра кровь и воду и хранил его с драгоценной святыней. Чтобы никто не знал, что в тыкве Кровь, он наливал поверх неё елей. Умирая, он передал святыню двум отшельникам, один из которых перед своей кончиной оставил её пустыннику Варипсаву. Святой Варипсав бережно и свято хранил священную реликвию, обходя грады и веси и совершая чрез неё множество чудес. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от святыни, решили похитить её, чтобы использовать в корыстных целях. Напав ночью на святого Варипсава, они убили его, завладели сосудом, в котором находилась Святая Кровь, но ничего в нём не нашли.

Благоверная царица Греческая Пульхерия

Пульхерия, дочь императора Аркадия (395–408), после его кончины, в 414–421 годах, была регентом при своём малолетнем брате Феодосии Младшем (408–450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием. После смерти брата она пожелала удалиться в монастырь, но сановники просили её не оставлять управления и стать супругой военачальника Маркиана. Святая была готова пожертвовать уединением, но при условии, что её девственная чистота не будет нарушена. Маркиан дал согласие на такой брак, так как и сам отличался благочестием. Таким образом, царственная чета несколько лет управляла империей и устраивала церковные дела, важнейшим из которых был созыв в 451 году IV Вселенского Собора. Память святой благоверной царицы Пульхерии с благоговением хранится Вселенской Церковью.

Священное Писание

Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 — II, 5

1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: 3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5 Ему слава во веки веков. Аминь.

6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.

10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. [...]

20 А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.

21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - 24 и прославляли за меня Бога.

Глава 2

1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

Мк., 19 зач., V, 1-20

1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.

12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 1, 1-10. 20-2, 5; Мк. 5, 1-20

«Легион имя мне, потому что нас много». Духи не телесны, потому места собою не наполняют и не занимают, подобно телам. Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке. Возможность нравственная со стороны духов понятна из их безнравственности или отсутствия всяких нравственных начал, а со стороны человека - из многостороннего соприкосновения душевным строем своим к мрачной области нечистых сил. Но этим объясняется только возможность; действительность же вселения бесов подлежит условиям, которых определить не имеем возможности. Можем только сказать, что вселение духов не всегда бывает видимым, не всегда обнаруживается известными действиями бесноватых. Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие; люди же думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил. Как же быть? Будь настоящим христианином, и никакая вражеская сила не одолеет тебя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Вспомним святых мучеников, древних и новых, которые не отрекались от Христа даже под страхом мучений и смерти. Это что, интеллектуальный фанатизм? Конечно нет! Всякие интеллектуальные аргументы рушатся под натиском физической боли, и человек силен в этот момент не разумом своим — он силен духом. Святые мученики не отказывались от Христа, даже тогда, когда их распинали, возводили на костры, четвертовали, и тогда, когда их томили в подземельях, говоря, что «никто в мире не узнает, что ты за Христа умираешь, ты войдешь в историю как государственный преступник». Они не опасались ни боли, ни смерти, ни исторического небытия, потому что опыт общения с Богом, соприкосновение с реальным счастьем — это соприкосновение с Царствием Божиим, которое обогащает человека таким опытом и такой силой, что он никогда не откажется от этого состояния даже под угрозой смерти.

IV Вселенский Собор

В 450 году скоропостижно скончался император Феодосий II, не оставив наследников, и на престол вступила его сестра Пульхерия. В силу необходимости она сочеталась браком с сенатором Маркианом, но продолжала пребывать в девстве. Святая Пульхерия сразу позаботилась об устроении церковных дел. Для формулировки догмата о соединении двух природ в единой ипостаси Господа Иисуса Христа она созвала IV Вселенский Собор. Собор был прекрасно организован и проходил в Халкидоне недалеко от императорской резиденции, вследствие чего в его работе принимало участие большое число сановников. Собор заседал в храме Великомученицы Евфимии с 8 по 31 октября 451 года. В соборе участвовало более 600 архиереев под председательством архиепископа Анатолия Константинопольского.

Догматическое определение IV Вселенского Собора имеет огромное значение для христологии. Отцы собора не только исповедали единство ипостаси Господа Иисуса Христа: «все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве», но определили и образ соединения в Нём двух природ: «исповедуем одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Первые два термина («неслитно», «неизменно») опровергают ересь монофизитства об одной, Божественной, природе Спасителя. Последующие два определения («нераздельно», «неразлучно») низвергают ересь единомышленников Нестория, разделявшего единое лицо Господа Иисуса Христа на две ипостаси: Божественную и человеческую. Две природы Господа Иисуса Христа, согласно Оросу Собора, являясь подлинным Божеством и человечеством, не сливаются в одно богочеловеческое естество и не составляют отдельных ипостасей.

Заповеди блаженства

Должен ли христианин любить себя? С одной стороны, самолюбие — корень всех страстей, с другой стороны, нам дана Богом заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Ответ кроется в правильном понимании любви к себе. В христианстве она понимается не как эгоизм, а как исполнение Заповедей Божьих (Рим.13:10): не краду — значит, люблю себя; не убиваю, не сплетничаю, не прелюбодействую — значит, люблю себя.

Тот, кто любит себя, стремится к счастью. Абсолютно, безусловно счастлив только Бог. Он создал нас для того, чтобы поделиться им и  является источником истинного счастья. В Нагорной проповеди Спаситель предлагает людям стать совершенными, даёт  девять Заповедей блаженства. В них Он  начертал образец жизни для христиан. Заповеди блаженства содержатся в Новом Завете: Мф.5:3-12 и Лк.6:20-23. (Евангелист Лука писал Евангелие для язычников и ограничил перечень заповедей четырьмя).

Невозможно заставить человека быть счастливым, поэтому Господь не говорит должны, а говорит блаженны. Блаженство — это не просто сумма земных благ, а состояние души человека. Блаженство — это внутренняя, духовная радость, неугасающая радость от чувства единства с Богом. Бог всеблажен, соответственно, блаженство — это приобщение к блаженству Бога.

При этом нам важно понять, что: блаженство — это результат; средство его достижения — исполнение заповедей, целью чего является единение с Богом. Т.е. блаженство само по себе не является целью. Например, если мы любим человека, то для нас важно общение с ним, он сам, а радость от общения — это следствие общения с любимым.

Христианские добродетели, к которым призывают Заповеди блаженства, — это не абстрактные правила хорошего поведения, а качества Христа. Он смирен, милостив, кроток, чист сердцем, даже гоним. Даже плач, как сопереживание, явил нам Спаситель (Ин.11:35).

Слышат ли нас святые?

В благочестии Православной Церкви большое место занимает почитание святых, которые предстоят за нас перед Богом с молитвой. Однако говорит ли об этом Священное Писание? Некоторые вероисповедания полагают, что все усопшие просто прекратили или, вернее, прервали свое существование в момент смерти — до того момента, когда Бог воскресит всех из мертвых. Поэтому призывать их бессмысленно.

Что же мы находим в Библии? После смерти (и до общего воскресения) люди продолжают осознавать себя, способны к общению и пребывают в утешении или в муке, как мы узнаём из притчи о богаче и Лазаре. После смерти благочестивые люди водворяются в непосредственном присутствии Христа, как говорит Апостол Павел, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил.1:23). Прямое указание на мучеников, которые молят Бога о происходящих на земле событиях, мы видим в книге Откровения: И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:9-11).

Таким образом, не только Предание Церкви, но и Писание говорит нам о том, что люди продолжают свое личное существование между физической смертью и воскресением и осознают происходящее на земле, а святые и молятся о Божьем вмешательстве.

Молитвословия

Тропарь преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 2

Яко древо насаждение при водах воздержания,/ струями слез твоих напаяем, преподобне отче Иоасафе,/ сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти./ Тем Великий Мздовоздатель в житницах Небесных тя сокровище положи,/ но поминай чтущих любовию пресветлую память твою,/ моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 4

Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая тех житием своим, всечестне,/ яко черпалом златым от кладезя неископаннаго,/ чудес почерпл еси от источника неистощимаго,/ на успение свое пришел еси, всеблаженне Иоасафе,/ ныне всем даеши грехом прощение.

Тропарь преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Послушанию Христову подражавый,/ и Имени Его ради во всяком послушании, терпеливне, даже до смерти, Павле всечестне, потрудивыйся,/ мзду же ныне послушания своего трудолюбно от Господа прием,/ к Нему всегда молися о нас, поющих тя.

Кондак преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Послушника истинна и преподобным равночестна,/ всеблаженнаго отца нашего Павла,/ приидите, любимицы, усердие ублажим,/ яко молящася непрестанно о всех нас.

Кондак мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

глас 4

За Троицу терпеливно страдальчествовавшия,/ многокозненнаго врага победисте,/ братски облекшеся Духом,/ темже водвористеся с пятьми девами/ в Hебесном, страстотерпицы, чертозе,/ и со Ангелы Всецарю// в веселии непрестанно предстоите.

Теги:
Преподобный Павел Послушливый
мученик Варипсав
мученица Минодора Вифинская
благоверная царица Пульхерия
православный календарь

Все публикации