Церковный календарь

24 сентября. Память преподобного Силуана Афонского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 сентября. Память преподобного Силуана Афонского

4-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 11 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобной Феодоры Александрийской (474–491). Перенесение мощей преподобного Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев. Преподобного Силуана Афонского (1938).

Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мучеников Диодора и Дидима, Сирских. Мученицы Ии (362–364). Преподобного Евфросина (IX).

Священномучеников Николая Подьякова и Виктора Усова пресвитеров (1918); священномученика Карпа Эльба пресвитера (1937); священномученика Николая Широгорова диакона (1942).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Преподобная Феодора Александрийская

В глубоком покаянии пришла в мужской монастырь молодая женщина в мужской одежде, чтобы искупить свой грех прелюбодеяния. Так Феодора из Александрии Египетской тайно стала монахом Феодором. Но ее ждало новое испытание. Как-то одна женщина обвинила преподобную Феодору в прелюбодеянии и назвала её отцом своего сына. Изгнанная за это из обители, праведница вместе с семилетним мальчиком одиноко жила близ монастыря. Вернувшись по просьбе монахов в обитель, подвижница вместе с отроком проводила все время в затворе. Упокоилась святая в конце 5-го века. А воспитанный ею отрок стал впоследствии игуменом этого монастыря.

Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан (мирское имя — Симеон) родился в Тамбовской губернии, в селе Шовском, в семье благочестивого крестьянина Иоанна Антонова, в 1866 году. С юности он имел намерение поступить в монастырь, но не сразу смог его исполнить: несколько лет он проходил воинскую службу в Санкт-Петербурге. По благословению отца Иоанна Кронштадтского преподобный отправляется на Афон, где принимает постриг в русском Пантелеимоновом монастыре. Будучи необразованным, преподобный Силуан постигал богословие, внимательно слушая богослужебные тексты и погружаясь в умную молитву. Его писания стали широко известны во всём православном мире как сокровище святоотеческой мудрости. «Господь хочет, — писал старец Силуан, — чтобы мы любили друг друга; в этом свобода — в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это неважно для души».

Преподобный Евфросин

Преподобный Евфросин — инок, который достиг духовной высоты, скромно неся послушание на кухне в одном из Палестинских монастырей. Об этом было открыто одному из пресвитеров обители, во сне увидевшему повара Евфросина в раю. Евфросин сорвал три райских яблока и дал священнику. Проснувшись, священник принял видение за простой сон, но вдруг заметил около себя дивно благоухающие райские плоды. Он рассказал обо всем братии монастыря. Иноки хотели поклониться преподобному, но святой ушел из обители, избегая человеческой славы. Место, куда он скрылся, осталось неизвестным.

Казанская Каплуновская икона Божией Матери

Каплуновскую икону Божией Матери, по повелению явившегося ему во сне боголепного старца, в 1689 году приобрёл и установил в храме священник Рождественской церкви села Каплуновка Харьковской губернии Иоанн Уманов. Когда шведский король Карл XII в январе 1709 года подошёл к Слободской Украине, отец Иоанн по просьбе царя Петра I перенёс икону в Харьков. В это время в доме священника разместились на постой король Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм, но тот не загорался. Карл спросил гетмана, почему он не горит. Мазепа отвечал, что там находилась чудотворная икона. Тогда Карл заметил, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то там, где будет эта икона, им «очень ненадёжно будет». Перед Полтавской битвой святыню принесли в русские полки. В день битвы «три крати государь Петр Алексеевич омываяй слезами святую икону, просил о победе неприятелей…» По молитвам Богородицы русские войска одержали над шведами блестящую победу.

Священное Писание

Гал., 201 зач., II, 6-10. 

6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

 7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных  8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

Мк., 20 зач., V, 22-24, 35 - VI, 1

22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24 Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа' куми'", что значит: девица, тебе говорю, встань.

42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Глава 6

1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

***

1 Кор., 130 зач., IV, 1-5 (за субботу)

1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.

2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

3 Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5 Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Мф., 93 зач., XXIII, 1-12

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;  3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 2, 6-10; Мк. 5, 22-24. 35-6, 1

Воскресив дочь Иаира, Господь «строго приказал» родителям ее, «чтобы никто об этом не знал». Этим нам указано: не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских, хоть дела твои такого рода, что их укрыть нельзя. Делай, что заставляет тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому будь таков, как бы совсем его не было. И за душою смотри: коль скоро она мало-мальски склоняется на эту сторону, возвращай ее к своему чину. Желание, чтоб люди узнали, вызывается желанием похвалы. Когда будет похвала, тогда цель является достигнутою; а это подрывает энергию и пресекает похвальную деятельность, следовательно, и продолжение похвалы. Выходит, что желающий. чтобы люди знали его добрые дела, — сам себе изменник. Что люди хвалят доброе, они дело делают — ибо что хорошо, того как не хвалить?  — но ты этого не имей в мысли, и не ожидай, и не ищи. Поблажишь себе в этом — совсем испортишься. Одна поблажка повлечет к другой. Учащение дел одинаковых обратится в нрав, и будешь хвалолюбец. А когда дойдешь до этого, тогда уж не все дела твои будут похвальны, и хваление сократится. За недостатком стороннего хваления, начнется самовосхваление, которое Господь назвал трублением перед собою. Это еще хуже. Душа становится тогда мелочною, гоняется за одной мишурой, и истинного добра не жди уж от нее.

***

1 Кор. 4, 1-5; Мф. 23, 1-12

«Больший из вас да будет вам слуга». Большество измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей и способов, а умением устраивать благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье набольший, становясь набольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтоб всех упокоить, сделать так, чтоб всем было хорошо: так и в обществе христианском, хотящий быть набольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же: брось всякую мысль о большестве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший перед очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большество скоро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается всегда почти требованием услуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много набольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как христианский идеал далек от того, к чему призывает современный мир! Для многих современных людей кротость и смирение сердца – это не добродетель, это проявление слабости. Почему же произошла такая поляризация Божественной истины и человеческих идеалов? – Да потому, что, уступая греху в малом, мы в конечном счете уступаем ему во всем. Мы теряем свою жизнь, ориентируя ее не на ценности Божественного закона, а на свои собственные, человеческие, нами выдуманные и нами пропагандируемые ценности. Кротость и смирение сердца – это не слабость. Это великая сила, это осознание человеком того, что над ним Бог, Который Сам кроток и смирен сердцем. А значит, жить в соответствии с Божиими заповедями, в гармонии с Богом означает жить так, как Он призывает. Кротость и смирение – это сознательное предстояние Богу живому, великому и сильному, это склонение перед Ним главы, ума и сердца своего.

Русское присутствие на Афоне

Первое свидетельство о русской обители на Святой Горе относится к 1016 году. Этим годом датирован документ Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал». Этот монастырь именовался Ксилургу («Древодел» или «Плотник»). В 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона высоко в горах (Нагорный или Старый Русик). Впоследствии он часто приходил в запустение из-за набегов и пожаров. Возрождение обители началось в начале XIX века и связано с трудами преподобного Герасима Афонского. К тому времени монастырь перебрался на побережье. В начале XX века в монастыре и его скитах было уже около 2000 иноков.

Сравнение Ветхозаветных заповедей и Заповедей блаженства

Десять Ветхозаветных заповедей были даны Богом для различения добра и зла. Изначально каждому человеку дана Богом совесть, как духовный ориентир, но когда она ослабевает, требуется письменный закон, шпаргалка для совести. Заповеди помогают «синхронизировать» нашу волю с волей Бога.

Ветхозаветные заповеди были призваны удерживать человека от зла. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер, все они начинаются с одного слова блаженны и имеют двоякий смысл: показывают христианские добродетели и то, какие духовные дары получает  человек, проявляющий эти добродетели.

Ветхозаветные Заповеди говорят нам, как не омрачать образ Божий, Заповеди блаженства говорят о том, как обрести подобие Божие.

В заповедях Ветхого Завета говорится преимущественно о внешних поступках человека, тогда как в заповедях Нового Завета делается акцент на внутреннее состояние человеческой души.

Заповеди блаженства — это следующая ступень после Ветхозаветных заповедей. Недаром Христос заканчивает Нагорную проповедь словами: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48). 

Для христианина буквальное исполнение Заповедей Ветхого Завета в идеале должно предшествовать Крещению; покаяние являться условием его принятия.

Ветхозаветные заповеди действуют и в условиях Нового Завета, за исключением своей обрядовой стороны (Деян.15:29).

Молитвословия

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

О велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избав­ление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас, грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Силуана Афонского

глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобного Силуана Афонского

глас 2

Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Молитва преподобному Силуану Афонскому

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней, мертвых, живых и грядущих, не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной Феодоры Александрийской

глас 8

В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой.

Теги:
Преподобная Феодора Александрийская
Преподобные Герман и Сергий Валаамские
преподобный Силуан Афонский
православный календарь

Все публикации