12 октября. Память преподобного Кириака отшельника

3824
Фото

Седмица 19-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Кириака отшельника (556).

Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобного Феофана Милостивого.

Священномученика Иоанна, архиепископа Рижского (1934).

Обретение мощей святителя Иоанна Чудотворца, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Преподобный Кириак отшельник

Уроженец Коринфа, сын пресвитера, Кириак явил собой истинный образ отца-пустынника. Однажды, 17-летним юношей, он во время церковной службы был так тронут словами Спасителя: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», что, не заходя домой, ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Так начались его паломнические странствия по Палестине, а потом — суровое монашеское делание. Долгое время он подвизался в разных обителях Иудейской пустыни. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов-подвижников. Семидесяти лет он пошел искать еще более пустынные и безводные места, питался горькими травами, но даже до конца дней сохранял удивительную бодрость и исцелял страждущих. Умер святой 109 лет от роду.

Преподобный Феофан Милостивый

Преподобный Феофан Милостивый был добрым и милосердным человеком. Свое имение он раздал, помогая неимущим ближним, а сам остался в нищете. Вскоре его ждало новое испытание: он лишился здоровья, и болезнь причиняла великие страдания. Тело его было покрыто язвами и издавало смрад. Преподобный без ропота переносил невзгоды, за все благодаря Бога. Когда он умирал, разразилась буря, и его жена скорбела, что не сможет похоронить его как подобает. Святой утешил ее: «Не плачь, вот наступает помилование от Милосердного Бога: в час моей кончины по воле Божией буря прекратится». Так и случилось: как только он предал душу Господу, наступила тишина. После смерти тело святого Феофана очистилось от ран и стало источать целебное миро.

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

Архиепископ Янис (Иоанн) Поммер родился в 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша, чей род сохранил приверженность Православию, несмотря на гонения от немецких землевладельцев. Постриг Янис принял по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Став епископом, он служил на Одесской, Слуцкой, Приазовской кафедрах, врачевал расколы в Тверской и Пензенской епархиях. После революции владыку не раз арестовывали. Во время одного из арестов народ крестным ходом подошел к темнице и требовал освобождения владыки. Известно, что святителя пытались застрелить в келлии. В ночь на 12 октября 1934 года на архиерейской даче случился пожар. Владыку нашли привязанным к снятой с петель двери, с раной от револьвера, подвергнутого страшным пыткам и сожженного заживо.

Евангелие дня

Как часто приходится слышать от окружающих — была бы моя воля, и установился бы порядок. Да что там возгласы со стороны. Как часто приходится ловить себя самого на мысли — что абсолютно все призваны соответствовать моим представлениям об идеале. Верно ли подобное отношение к окружающим людям? Как кажется, нет. И подтверждение мы можем найти в отрывке из шестой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 6.

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Жертвой стремления установить жёсткий порядок часто становится человеческая свобода. Об этом рассуждали многие философы и писатели. Начиная с Платона и Гоббса, заканчивая Хаксли и Оруэллом. В романе последнего — под названием «1984» — показано общество жёсткого и абсолютного контроля над личностью. Большой брат — вождь антиутопического мира Оруэлла — контролирует все сферы жизни подчинённых, подгоняя их бытие под установленные им стандарты. Общество романа «1984» — совокупность равных, безликих, безвольных людей. Здесь нет места для индивидуальности, для личного творчества и личности как таковой. Всё подчинено одной воле, одному видению, откалибровано и стандартизовано.

Совершенно иное понимание места человека в мире, а также устройства общества даёт нам сегодняшнее евангельское чтение. Мы становимся свидетелями события призвания двенадцати апостолов. Христос наделяет Своих ближайших учеников властью изгонять злых духов, исцелять болезни телесные и душевные. Апостолы получают в свои руки удивительные дары, которыми теперь имеют право распоряжаться. Каждый из спутников Спасителя в равной степени получает Его благодать, превратившую их из рыбаков в глашатаев евангельской вести. Но сделала ли сила Христова апостолов одинаковыми, стёрла ли Божественная мощь уникальность личностей учеников? Вовсе нет.

Мы по-прежнему с лёгкостью отличаем Петра от Иоанна, Фому от Матфея, а Филиппа от Иуды Искариотского. Благодать не упраздняет особенностей характеров апостолов, но действует значительно тоньше, бережнее. Действие Духа Святого выявляет в призванных Спасителем учениках самое лучшее, всё самое ценное. Даёт силу их талантам расцвести и принести плоды. А слабости и недостатки благодать стремится уврачевать, сгладить, не упраздняя, повторюсь, свободы воли. В результате — каждый из учеников начинает по-своему, но при этом одинаково вдохновенно использовать дары, данные Христом. Иуда Искариот, конечно, стал печальным исключением, но и он до предательства в полной мере являлся апостолом Спасителя, пока сам не отказался от призвания.

Сегодняшнее евангельское чтение учит нас настоящей мудрости, что не нужно бояться здорового многообразия. Господь каждого из нас наделил неповторимыми чертами — внешности, характера, талантов и умений. Бог — великий Художник и Педагог. И Он совершенно далёк от образа диктатора. Господь не требует маршировать левой. Наш Бог — прежде всего, любящий Отец, стремящийся сделать так, чтобы каждый из нас в меру данных талантов достиг совершенства.

Отец Небесный, поощряющий многообразие, при этом просит нас быть едиными в одном — в стремлении не нарушать Его заповеди. Не потому, что Господь навязывает нам что-то внешнее, несвойственное нам. Воля Божия — единственно правильный и в лучшем смысле естественный для нас образ жизни. Только в исполнении заповедей Господних мы по-настоящему обретаем себя, идём к спасению — цели общей для нас всех, но достигаемой нами по-разному — в соответствии с тем путём, который уготован нам Богом.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Навык молитвы — это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение.

Обретение мощей святителя Иоанна Шанхайского

Святитель Иоанн (Максимóвич) — один из самых почитаемых святых ХХ века. В преддверии прославления подвижника было решено освидетельствовать его мощи, погребённые в усыпальнице Сан-Францисского кафедрального собора. Обретение мощей состоялось 11 октября 1993 года. По окончании вечерни и утрени члены комиссии спустились в крипту, где отслужили панихиду по архиепископу Иоанну. Гроб был вскрыт в 22:10. Лицо святителя было закрыто, и сначала все обратили внимание на его нетленные руки. Было отмечено, что белое облачение святителя позеленело, а подризник полностью истлел. После прочтения 50-го псалма архиепископ Антоний снял воздỳ х с лица святителя, и все увидели его светлый нетленный лик. Ноги, от болезней которых владыка страдал всю жизнь, были тёмного цвета. Участники освидетельствования мощей рассказывали, что никто не удивлялся, не разговаривал. Всем было хорошо и благодатно стоять у мощей владыки. Не было ни спешки, ни суеты — хотелось лишь стоять и молиться.

Могли ли святые отцы ошибаться?

Прославление церковного писателя как святого отца не означает признания безошибочными всех утверждений, содержащихся в его писаниях. Как говорил святой Варсануфий, «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор.13:9)». Выступая как ответственные свидетели истин, содержащихся в Священном Предании, святые отцы передавали эти истины, не извращая их внутреннего содержания, их сути. Однако, когда они действовали как самостоятельные мыслители (относительно частных вопросов), они могли высказывать или пересказывать ошибочные мнения (разумеется, в определенных границах), воспринятые ими от других людей.

Например, содержащиеся в творениях святых отцов утверждения об устройстве природного мира не являются богооткровенными, а отражают представления, характерные для образованных людей того времени. Святые отцы приводят эти представления (например, о птице Феникс) не для того, чтобы утвердить их истинность, но используя в качестве иллюстрации, понятной их аудитории.

Окончательное суждение об истине принадлежит Церкви в целом. При этом важно помнить, что гораздо чаще, чем ошибки у святых отцов, возникают ошибки у их современных читателей — в большинстве случаев из-за утраты контекста, когда мы забываем о том, что то или иное высказывание относилось к конкретной ситуации, было обращено к определенным людям или оспаривало известное лжеучение.

Молитвословия

Тропарь преподобного Кириака

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Кириака отшельника

глас 8

Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная лавра всегда,/ празднует летне памяти./ Но яко имея дерзновение ко Господу,/ от врагов находящих соблюди ны, да зовем:/ радуйся, отче треблаженне.

Кондак преподобного Кириака

глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанную молитву, яко копие, вручив крепко,/ ссекл еси демонская ополчения,/ Кириаче, отче наш,// молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за весь мир присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне. Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин, имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Кондак святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 4

Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас, к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Кириак Палестинский, отшельник (556 г.)
Жития святых 12 октября 2016
Преподобный Кириак Палестинский, отшельник (556 г.)

Родом из Коринфа, сын священника; принял постриг у преподобного Евфимия Великого.