17 октября. Обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского

5432
Фото

Седмица 20-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномученика Иерофея, епископа Афинского (I). Обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595). Собор Казанских святых.

Благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII—XIII). Преподобного Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийского (III—IV). Мучениц Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305—306). Преподобного Аммона (ок. 350). Преподобного Павла Препростого (IV). Мучеников Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святого Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).

Священномученика Димитрия Вознесенского пресвитера (1918); священномучеников Николая Верещагина, Михаила Твердовского, Иакова Бобырева и Тихона Архангельского пресвитеров, преподобномученика Василия Цветкова (1937); святой Хионии Архангельской исповедницы (1945).

Собор Казанских святых

В конце своего евангелия апостол Матфей привёл повеление Господа Иисуса Христа ученикам — нести Его учение всем народам. Уже почти две тысячи лет последователи Христа старательно выполняют это повеление. Среди них были и православные пастыри, пришедшие в средине 16-го века в Казанский край. Первым архиепископом вновь созданной Казанской епархии стал святитель Гурий. А его ближайшим помощником — святитель Варсонофий. Сегодня, в день обретения святых мощей этих праведников, Церковь прославляет всех Казанских угодников Божиих как просветителей, молитвенников и защитников нашего края.

Святитель Гурий Казанский

Гурий (в миру Григорий Руготин) родился в городе преподобного Сергия, Радонеже, в небогатой дворянской семье. В юности служил у местного князя управляющим имением. Однажды он был ложно обвинен перед князем в преступной связи с его женой, за что был брошен в подземелье. Заключение подорвало его здоровье, но укрепило дух. В темнице узник писал книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он потом раздавал нищим. Выйдя из темницы, Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. За свое благочестие он позже был избран игуменом обители, управлял ею почти девять лет, а потом, оставив игуменство, два года был простым монахом. В 1555 году Гурий был избран первым архиепископом Казанской епархии и отдал силы уже духовной грамоте, просвещая местные народы.

Благоверный князь Владимир Ярославич

Святой благоверный князь Владимир Ярославич был старшим сыном Ярослава Мудрого. Отец, видя в нем задатки великого лидера и справедливого князя, отдал ему во владение один из древнейших и крупнейших городов — Новгород, когда Владимиру было всего 14 лет. Для защиты города он соорудил в Новгороде каменную крепость. Юный князь прославился как строитель великого Софийского собора. Этот храм стал главной святыней вольного города, новгородцы говорили: «Где Святая София, там Новгород; умрем, прольем кровь за Святую Софию». Храм был достроен и освящен святителем Лукой 14 сентября 1052 года, а через 20 дней скончался князь, которому было всего 32 года. Похоронили Владимира в созданном им храме.

Преподобный Павел Препростый

Преподобный Павел жил в Египте. До принятия монашества он занимался земледелием и был известен простотой и незлобивостью. Его жена была красивой женщиной и долго скрывала от него свои измены. Однажды Павел застал её в грехе, но без тени возмущения сказал любовнику: «Хорошо, мне до этого нет никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не приму. Иди возьми её и детей её, а я ухожу, чтобы стать монахом». Он пришёл в пустыню к преподобному Антонию Великому и просил принять его в послушание. Святой, видя пожилого мужчину (Павлу было уже 60 лет), сказал, что ему поздно становиться монахом и стоит вернуться в мир, работать там и благодарить за всё Бога. Но Павел настаивал и обещал исполнять всё, что скажет Антоний. Тот запер дверь и три дня не выходил, Павел же не двинулся с места и просидел всё это время у келлии без еды и воды. Когда святой вышел, Павел сказал: «Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как здесь». Испытав смирение и решительность старца, Антоний взял его в ученики.

Евангелие дня

Одно из важнейших слов всей человеческой жизни — справедливость. Войны, революции, гражданские конфликты проходят под знаменем этого понятия. Но способен ли человек быть справедливым до конца, в самом глубоком, духовном смысле слова? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 6.

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Человека, который вламывается в чужой дом, хватает ребёнка и убегает, мы назовём преступником, если узнаем, что целью было похищение, но его же назовём героем, если узнаем, что речь о пожарном, который спасал человеческую жизнь. Вдову, которая пожертвовала на храм две лепты, можно посчитать жадной, если не знать, что эти деньги были у неё последними. Иными словами, качество поступка во многом зависит от обстоятельств, в которых он совершается, а наше мнение о нём зависит от того, насколько мы знаем эти обстоятельства.

Кажется, всё понятно и просто. Мы ведь не только сами можем судить о поступке, но даже считаем вполне нормальным существование судов, в которых люди на регулярной основе выносят обвинительные или оправдательные приговоры. Да и как иначе? Люди живут по определённым законам и имеют право оценивать поступки тех, кто эти законы нарушает. Существуют процедуры проверки, которые предполагают выяснение мотивов и всех обстоятельств, чтобы оценка была как можно более объективной... И вдруг в сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос говорит: «Не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осуждены, прощайте и прощены будете...». И у нас возникает вопрос: о чём это? Об отмене справедливости? О том, что, организуя суды, мы принуждаем судей на регулярной основе судить и осуждать? Очевидно, нет. Уже в первохристианских общинах мы видим, как апостолы судят поступки других людей. Пётр — облачает ложь Анании и Сапфиры, Павел возмущается тем, что коринфяне не могут сами оценить как смертный грех, поступок человека, который сожительствовал со своей мачехой. Но как понять, о чём говорит Спаситель и от чего Он призывает отказаться?

Если мы внимательно посмотрим, как на то, что делали апостолы, так и на то, что делают современные судьи, мы поймём, что они оценивают поступок, но не оценивают самого человека. Судят его перед лицом общины или общества, но не перед лицом вечности. Апостол Пётр, который однозначно оценивает ложь Анании как тяжкий грех, только спрашивает его, для чего ты это сделал? Но не берётся судить тайные и сокровенные вещи, которых и сам человек порой не знает и знать не может, апостол предаёт их на суд Божий. Мы как разумные существа вполне способны оценить тот или иной поступок. При этом мы лишь отчасти можем оценить его контекст и уж тем более мы не можем знать, того, что знает Бог об этом самом поступке. И именно в этом самом глубоком и сокровенном смысле мы не должны судить другого человека. Не должны, хотя постоянно это делаем, ведь через эти суд и осуждение мы подспудно оправдываем себя, будто бы говоря себе, что мы не такие. Но мы такие же, потому что знаем, как надо, но не делаем, оправдывая себя своими, только нам известными причинами.

Христос указывает нам на эту несообразность: оценивая поступки других, мы не только судим о них по тому, что видим, но и осуждаем их по всей строгости. Оценивая свои поступки, мы судим их по тому, к чему стремилось наше сердце, и оправдываем себя, потому что каждый хочет быть хорошим. Но если сокровище нашего сердца действительно в добре, если мы действительно хотим добра, мы должны быть добрыми не только с самими собой, внутренне искать оправдания не только себе... мы должны быть добрыми по отношению к другим и внутренне никого не судить.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

«Ка’к хотите, чтобы с вами поступали люди, та’к и вы поступайте с ними». В этих двух фразах — все Евангелие, весь смысл христианского нравоучения. Не хочешь иметь врага — не делай людям зла. Появился враг как бы на ровном месте, вопреки твоей воле, помимо твоих действий, — не называй его врагом. Воспитывай свой разум в том, что он не твой враг, и тогда душа твоя откликнется на этот посыл и примирится с этим человеком. Можно себе представить, каким был бы наш мир, если бы мы жили по этой Божественной заповеди, так расходящейся с повседневным греховным опытом нашей жизни!

Учреждение Казанской епархии

После завоевания в 1552 году Иоанном IV Казанского ханства началось христианское просвещение края. Были крещены хан Утемеш-Гирей и последний казанский хан Едигер-Магмет (в крещении Симеон). Это создало благоприятные условия для миссии, так как прежние властители ханства перестали быть лидерами религиозной и политической борьбы. В начале 1555 года соборным определением учредили новую епархию; в её состав вошли Казань и Свияжск с улусами, Васильград и Вятская земля. Учреждение Казанской епархии ускорило введение в Москве книгопечатания; именно в Свияжск были отправлены первые русские печатные книги. Первым Казанским архиепископом стал святой Гурий (Руготин). Ближайшими сотрудниками святителя-миссионера стали архимандриты Герман и Варсонофий, знавший татарский язык и обычаи.

Служба святителям Гурию и Варсонофию Казанским

Святитель Ермоген, Патриарх Московский, в бытность митрополитом Казанским, «по повелению царя Феодора Иоанновича и благословению Патриарха Иова» составил жития святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и его сподвижника Варсонофия, епископа Тверского, а также сказание об обретении их мощей в 1595 году. Позже, уже при царе Борисе Годунове, святитель составил им службу с каноном. В тексте встречаются моления об умирении и прекращении междоусобной брани. Служба написана в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, — месте обретения мощей Казанских святых. Святитель Ермоген сам открыл мощи святых и писал об их обретении как очевидец: «Видехом и почудихомся целы и неразрушимы обретошася честныя мощи». Служба самостоятельна и имеет весьма мало заимствований.

Молитвословия

Тропарь святителей Гурия и Варсонофия

глас 3

Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Варсонофия

глас 6

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.

Кондак святителя Гурия

глас 4

Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

Молитва Собору Казанских святых

К вам, святии сродницы и заступницы наши, святии вси, в земли Казанстей просиявшии, усердно ныне прибегаем и припа́дающе молимся: предстательством вашим теплым и милостивым не оставите нас, чад ваших, во гресе́х и искуше́ниих дни своя на земли иждива́ющих. О, Небеснаго отечества граждане! Не забу́дите нас, граждан земнаго отечества вашего, и яко приснии наши хода́таицы и молитвенницы, испроси́те нам от Великодарови́таго Бога грехов прощения, в житии христиа́нстем наставления и укрепления, в проповеди Евангелия Христова помощи и поспеше́ния, да и мы трудо́м и подвиго́м вашим подражаем, о святителие наши равноапостольнии, отцы наши преподобнии и богоноснии, мученицы наши крепцыи и непобедимии. Испросите граду нашему Казани, отечеству нашему и всей вселенней мир и благословение, нам же, память вашу с любовию почитающим, благочестие в житии и в вере укрепление, в де́лех же благих преуспеяние, да и мы вкупе с вами и со всеми святыми, изрядно же со Усердною Заступницею рода христианскаго Пречистою Девою Богородицею, непрестанно славим и величаем пречестное и великолепое имя Живоначальныя и Божественныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

***

Тропарь преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерах

глас 2

Егда изшел еси от мира, / тогда мирская вся яко тщетна отвергл, / егда же образ иноческий на ся прият, / тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия: / Христе Боже, слава Тебе.

Кондак преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерах

глас 4

Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодиши,/ всех отшаявся мирских пристрастий,/ странствовал еси Его ради вся дни экивота своего многотрудне,/ тем обрет вечный покой,/ моли и нам в той вселитися.

Тропарь благоверного князя Владимира Ярославича

глас 4

Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость.

Кондак благоверного князя Владимира Ярославича

Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение.

Тропарь священномученика Иерофея

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Иерофея

глас 8

Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре.

Кондак священномученика Иерофея

глас 4

Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли.

Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского

глас 4

На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам.

Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского

глас 2

Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

В праздник Собора Казанских святых в столице Татарстана состоялось торжественное богослужение В праздник Собора Казанских святых в столице Татарстана состоялось торжественное богослужение

17 октября, в праздник Собора Казанских святых, Литургию в Казанском кафедральном соборе совершили председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский Климент, митрополит Казанский Кирилл, митрополит Анастасий (Меткин) и епископ Альметьевский Мефодий.

В канун праздника Собора Казанских святых в Казани состоялось соборное архиерейское богослужение В канун праздника Собора Казанских святых в Казани состоялось соборное архиерейское богослужение

Вечером 16 октября, в канун праздника Собора Казанских святых, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В праздник Собора Казанских святых в епархиальном музее состоится концерт Архиерейского хора
Анонсы и объявления 10 октября 2023
В праздник Собора Казанских святых в епархиальном музее состоится концерт Архиерейского хора

Концертную программу представит Архиерейский хор под управлением Марины Литвиненко. Коллектив исполнит произведения церковной гимнографии и русской классики

Синод утвердил поименный список собора Казанских святых Синод утвердил поименный список собора Казанских святых

Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил поименные списки местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях.